КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
Русское общество середины XIX в. переживало крупный исторический поворот – поворот от старых, феодально–крепостнических порядков к новому, буржуазному, укладу. Революционное движение второй половины XIX в. относится ко второму этапу революционного движения в России, охватывающему 1861–1895 годы. По своему классовому содержанию этот этап был буржуазно–демократическим, по составу – разночинским, по идеологии – народническим. Вступив на престол в 29–летнем возрасте, Николай I жестоко расправился с декабристами. Он создал в 1826 г. корпус жандармов во главе с Бенкендорфом, взял на себя роль усмирителя Европы.
Царь всеми мерами оберегал крепостной строй и самодержавие. Шло подавление царизмом массовых крестьянских выступлений, число которых характеризовалось следующим образом:
Кризис крепостной системы наложил свой отпечаток на подъем общественно–политического движения в России, и передовая мысль под гнетом невиданного, дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории. Подавление царизмом крестьянских выступлений – главной силы, на которую рассчитывали революционеры 60–х годов, ослабление в результате преследования царизмом и без того малочисленных борцов за народное дело, предательство этого движения и открытая поддержка царизма либералами оказали отрицательное влияние на настроения интеллигенции и студенческой молодежи, из среды которой вырастали тогда политические борцы против царизма. Многие из них теряли веру в возможность скорого революционного пробуждения крестьянских масс. Однако, несмотря на тяжелые условия, революционные демократы отстаивали идеи, провозглашенные Н.Г. Черыншевским и Н.А. Добролюбовым. Имя Н.Г. Чернышевского было непреложным авторитетом для нового поколения, вступившего на путь борьбы. Оно призывало идти «под знаменем тех же идей», т.е. борьбы с царизмом, за освобождение народа. Но в толковании этих идей, в стремлении приложить их к революционной практике стали сказываться новые влияния и обстоятельства. Наглядно это проявилось в 1863–1866 гг. в деятельности кружка ишутинцев в Москве (по имени его организатора Н.А. Ишутина). Они считали себя последователями Н.Г. Чернышевского и мечтали о социальной революции, об экономической перестройке общественной жизни, считая ее первоочередной задачей революционеров. По их мнению, чтобы совершить переворот в экономике, надо пропагандировать социалистические идеи, создавать образцовые фермы и т.п. В 1865 г. этот кружок организовал полулегальное "Общество взаимного вспомоществования", которое должно было исполнять принятые решения через революционный центр – "организацию". Объединив разрозненные кружки московского подполья, ишутинцы в 1865 г. установили связи с петербургским подпольем через И.А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др., привлекая к своей деятельности и либеральные элементы. Ядро организации составили в основном, уроженцы Пензенской губернии – родины Николая Андреевича Ишутина: П.Д. Ермолов, М.Н. Загибалов, Н.П. Странден, Д.А. Юрасов, Д.В. Каракозов, П.Ф. Николаев, В.Н. Шаганов, О.А. Мотков. Члены ишутинского кружка в декабре 1864 г. участвовали в устройстве побега Я. Домбровского. Они основали в Москве бесплатную школу, переплетную и швейную мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации, вели переговоры с той же целью рабочими Людиновского завода Калужской губернии. Члены кружка замышляли и подготавливали побег Н.Г. Чернышевского с каторги (1865–1866 гг.). После покушения Каракозова на царя Александра II 4 апреля 1866 г. организация была раскрыта. 32 чел. были осуждены к различным мерам наказания, Н.А. Ишутин приговорен к смертной казни, замененной в момент ее исполнения бессрочной каторгой, где он умер. В общественно–политических взглядах революционеров–разночинцев с середины 60–х годов наибольшее распространение получили идеи утопического социализма, вылившиеся в своеобразную "теорию" народничества. Атмосфера "белого" террора стимулировала появление различных противоправительственных организаций, но неверие членов их в молодое народническое движение приводило к неправильным методам борьбы. Примером тому является кружок учителя С.Г. Нечаева и журналиста П.Н. Ткачева. С.Г. Нечаев вместе с П.Н. Ткачевым разработал "Программу революционных действий", где конечной целью студенческого движения провозглашалась социальная революция, намечавшаяся на весну 1870 г. В числе практических мер Нечаевым был составлен "Катехизис революционера", центральным тезисом которого был иезуитский лозунг – "цель оправдывает средства". Будучи в Женеве, он выдавал себя за представителя революционного комитета, якобы бежавшего из Петропавловки, вошел в доверие к М.А. Бакунину и Н.П. Огареву и получил средства на ведение революционной деятельности из "Бахметевского фонда", вопреки противодействию А.И. Герцена. Возвратившись в Москву, Нечаев представился доверенным русского отдела "Всемирного революционного союза" (не существовавшего вообще), создал отдел тайного общества "Народная расправа". Столкнувшись с недоверием и противодействием члена организации студента И.И. Иванова, обвинил его в предательстве и при участии четырех других членов 21 ноября 1869 г. убил. В декабре начались аресты членов общества. и Нечаев бежит в Швейцарию, получает вторую половину "Бахметевского фонда", публикует прокламации к различным слоям русского общества. Совместно с Н.П. Огаревым издает 1–6 номера "Колокола" в апреле–мае 1870 г. Злоупотребления Нечаева именем 1–го Интернационала вынудили Генсовет в 1871 г. официально отмежеваться от него. Теоретическая беспринципность, его провокаторские методы побудили Н.П. Огарева и М.А. Бакунина порвать все отношения с Нечаевым. В конце 1872 г. Нечаев был арестован в Цюрихе и выдан русскому правительству. 8 января 1873 г. в Москве Нечаев приговорен за убийство И.И. Иванова к 20 годам каторжных работ, заключен в Петропавловскую крепость, где умер в Алексеевском равелине. Таким образом, обладая большим личным мужеством, фанатически преданный революционному делу С.Г. Нечаев действовал недопустимыми методами и нанес русскому революционному движению большой вред. Методы нечаевщины были отвергнуты русскими революционерами. Так закончили свою деятельность революционные демократы, на смену которым пришли революционные народники Народничество – новое поколение революционеров, выступивших в новой обстановке пореформенной России, – характеризуется тремя направлениями: бунтарским (М.А. Бакунин), пропагандистским (П.Л. Лавров) и заговорческим (П.Н. Ткачев). М.А. Бакунин (1814–1876) – один из основателей и теоретиков анархизма и народничества – родился в помещичьей семье. Взгляды бакунистов – одного из трех направлений в народничестве – выражались в следующем: - наряду с уничтожением частной собственности, они требовали отмены всякого государства, в котором видели первопричину эксплуатации и неравенства (это не уничтожение классового господства, а лишь освобождение личности, следовательно, отрицание идей диктатуры); - требовали полной автономии мелких общин производителей и объединение их в свободную федерацию (на языке бакунинцев эта программа называлась "социальной ликвидацией"); - выступали прямыми противниками марксистского учения о социалистической революции (видимо, личное влияние К. Маркса и Ф. Энгельса было недостаточно для Бакунина); - отвергали политические и экономические формы борьбы рабочего класса, которые не вели прямо к "социальной ликвидации"; - отрицали необходимость создания самостоятельных рабочих партий и выдвигали волюнтаристскую концепцию стихийного бунта (отсюда и название направления борьбы), движущими силами которого должны стать не только рабочий класс, но и крестьянство, учащаяся молодежь, которой отводилась решающая роль; - называли крестьянина природным социалистом, не способным совершить революцию, и доказывали существование «русского народного идеала», главные черты которого видели в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей русскому крестьянину; - вели раскольническую деятельность в 1–м Интернационале. За это бакунистов критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс, а их лидеры были исключены из Интернационала. Кроме Маркса и Энгельса бакунинцев критиковал Г.В. Плеханов. Против анархизма во всех его формах боролся В.И. Ленин, который вскрыл теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении. Вместе с тем, В.И. Ленин вполне признавал значительный вклад в революционную борьбу в России народников – бакунистов 70–х годов XIX века. Другое направление в народничестве – пропагандистское – возглавлял П.Л. Лавров (Миртов) (1823–1900), биография которого во многом схожа с биографией М.А. Бакунина. Он также родился в помещичьей семье, в 1842 г. окончил то же артиллерийское училище в Петербурге, после чего преподавал математику в военных учебных заведениях и через 20 лет получил чин полковника. Печатается в "Колоколе" А.И. Герцена, в 1862 г. сближается с Н.Г. Чернышевским, вступает в первое тайное общество "Земля и воля". Четыре года был негласным редактором "Заграничного вестника". После выстрела Д.В. Каракозова в Александра II 4 апреля 1866 г. П.Л. Лавров был арестован, осужден и сослан в Вологодскую губернию, где написал, в частности, "Исторические письма", выразив свои взгляды на движение революционных народников. Взгляды лавровцев выражались в следующем: - создали теорию "неоплатного долга" интеллигенции перед народом, которая звала к переустройству общества на началах "истины и справедливости": - считали, что русское крестьянство не готово к революции и что для этой подготовки нужна длительная пропаганда (отсюда и название одного из трех направлений в народничестве); - признавали революционное преобразование существующего несправедливого общественного строя; - в отличие от бакунинцев считали необходимым создание революционной партии, основанной на союзе передовой интеллигенции с народом (создает такую партию интеллигенция); - выступали против заговорческой тактики ткачевцев. В этой связи П.Л. Лавров писал: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим созданные и понятные" (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально–политические темы. – М.,1934. –Т. 4. – С. 31.). Значение П.Л. Лаврова в истории общественной мысли крайне противоречиво. На его работах 70–80–х гг. сказалось позитивное влияние К. Маркса и Ф. Энгельса, хотя перестройка концепции Лаврова элементами "экономического материализма" не смогла изменить ее основы. Отдавая должное вкладу П.Л. Лаврова в развитие революционного народничества 70–х годов XIX в., его ошибочные идеи Г.В. Плеханов и В.И. Ленин подвергли критике. Заговорческим направлением в народничестве названо якобинское направление, которое возглавлял П.Н. Ткачев Он – выходец из семьи мелкопоместных дворян. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета. Во время студенческих волнений в 1868–1869 гг. вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство, был арестован, судился по процессу нечаевцев, но в 1873 г. бежал за границу. В эмиграции сотрудничал в журнале "Вперед!", но после разрыва отношений с П.Л. Лавровым начал издавать журнал "Набат", который выпускал шесть лет. В конце 1882 г. тяжело заболел и последние годы своей жизни провел в психиатрической больнице. В 1885 г. на 41 году скончался во Франции и, как П.Л. Лавров, похоронен в Париже. Взгляды ткачевцев состояли в следующем: - отвергали идею "самобытности" русского общества и утверждали, что пореформенное развитие России совершается в сторону капитализма; - считали, что "русское государство висит в воздухе", а значит его легко убрать, заменив буржуазно–экономический принцип – социалистическим; - будущее России ткачевцы, как и все народники, связывали с крестьянством, считая его коммунистическим "по инстинкту и традициям", проникнутым принципами общинного владения; - полагали, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать "ячейкой социализма" лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй; - революция (по Ткачеву) сводилась к захвату власти и установлению диктатуры "революционного меньшинства", т.е. путем узкого заговора "активного меньшинства". Заслуги П.Н. Ткачева и народовольцев в истории оценены высоко, но и подвергнута критике тактика и его последователей – заговорщицкая тактика бланкизма. Разгром "Народной воли" означал по существу поражение теории Ткачева и вместе с ней – крах якобинского (бланкистского) направления в русском революционном движении. Большое влияние на это течение оказал Н.К. Михайловский В исторической литературе разночинский, или буржуазно–демократический, этап подразделяется на 4 периода народнического движения: 1–й – это кружки и группы в 60–70–х годах, которые создавались в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и др. городах. Наиболее значимым из них было первое тайное революционное общество "Земля и воля", образованное в конце 1861 г., с центром в Петербурге, группы которого существовали в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Перми и др. Основано братьями Н.А. и А.А. Серно–Соловьевичами, А.А. Слепцовым, Н.Н. Обручевым, В.С. Курочкиным и др. Вдохновителем был Н.Г. Чернышевский. Руководители общества были связаны с редакцией "Колокола" в Лондоне – А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. С "Землей и волей" тесную связь поддерживал М.А. Бакунин. После ареста Н.Г. Чернышевского, Н.А. Серно–Соловьевича, С.С. Рымаренко в середине 1862 г., эмиграции А.А. Серно–Соловьевича, обществом руководили Н.И. Утин, Г.Е. Благосветлов и др. Платформа общества "Земля и воля" была изложена в статье Н.П. Огарева "Что нужно народу?".напечатанной в "Колоколе" в середине 1861 г. В ней предлагалось: закрепить за крестьянами землю; сократить наполовину армию: освободить народ от чиновничества и установить подлинное крестьянское самоуправление. Статья–воззвание призывала собираться с силами, чтобы "отстоять землю мирскую, волю народную, да правду человеческую". Просуществовав около четырех лет, "Земля и воля" к весне 1864 г. самоликвидировалась. 2–ой – хождение в народ в середине 70–х гг. как массовое демократическое движение молодежи в деревне. Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А.И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 г. Большую роль в движении сыграли "Исторические письма" П.Л. Лаврова, призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу". Массовое "хождение в народ", начавшееся весной 1874 г., было стихийным и общей программы не имело. Среди участников были как сторонники Н.Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путем пропаганды, так и сторонники М.А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. Практически деятельность в народе стерла все различия между направлениями – все вели "летучую пропаганду" социализма, кочуя по деревням. Пропагандой было охвачено 37 губерний России. Во 2–й половине 70–х гг. "хождение в народ" приняло форму "поселений", организованных "Землей и волей", на смену "летучей пропаганде" пришла "оседлая пропаганда". С 1873 по 1879 гг. по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 человека, многие осуждены по «процессу 193–х». 3–й – второе тайное революционное общество народников "Земля и воля", организованное в Петербурге в 1876 г. (сначала называлось "Северная группа", а с появлением одноименного печатного органа дано название "Земля и воля" в 1878 г.) Среди видных деятелей со дня основания были М.А. и О.А. Натансон, А.Д. Михайлов, А.Д. Оболешов, Г.В. Плеханов и др. Позже – С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, Л.А. Тихомиров и др. Созданию организации предшествовало обсуждение опыта "хождения в народ". Признавалась возможность некапиталистического пути развития России, основой для которого должна стать крестьянская община. Земля должна передаваться "в руки сельского рабочего сословия" с "равномерным ее распределением"; к "полному мирскому самоуправлению", к разделению империи на части "соответственно местным желаниям"; упразднение всякой государственной власти, равноправие наций. "Земля и воля" насчитывала 150 чел. Основной силой здесь видели крестьян, рабочему движению отводили второстепенную роль, а на первое место выдвигали агитацию, главным образом, путем "дела" – бунтов, демонстраций, стачек произвели убийство шефа жандармов Н.В. Мезенцева в 1878 г. В августе 1879 г. "Земля и воля" раскололась на две организации: "Народная воля" и "Черный передел" с образованием которых начинается; 4–й период. Народовольцы создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского этапа. Ее возглавил Исполнительный комитет: А.Д. Михайлов, А.А. Квятковский, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. Число членов организации не превышало 500 чел., в движении участвовало несколько тысяч. Программа "Народной воли" содержала требования: созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права, различных свобод, общинного самоуправления, замены армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетенным народам права самоопределения. Ошибочность в теории и неверность в тактике революционной борьбы – политический заговор, преобладание террористических методов – должны были кончится крахом. В 1879–1883 гг. прошло свыше 70 народовольческих процессов, к которым привлекались около 2 тысяч человек. Что касается организации "Черный передел", то она возникла в августе–сентябре 1879 г., после раскола "Земли и воли", а свое название получила из–за распространяемого среди крестьян слуха о близком всеобщем ("черном") переделе земли. Сначала отрицали необходимость политической борьбы, принимали террористическую и заговорщическую тактику "Народной воли", считали, что революцию может совершить только народ. Организаторами в Петербурге были Г.В. Ллеханов, П.Б. Аксельрод, О.В. Аптекман, М.Р. Попов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др. Издавали журнал "Черный передел" и газету "Зерно". Периферийные кружки были в Москве, Харькове, Казани, Перми, Саратове, Самаре и др. городах. После эмиграции Плеханова, Дейча, Засулич и др. в 1880 г. во главе "Черного передела" встали А.П. Буланов, М.К. Решко, К.Я. Загорский, М.И. Шефтель, которые устроили типографию в Минске, расширили связи с рабочими. Центр переместился в Москву. Чернопередельцы организовали "Южно–русский рабочий союз" в Киеве. К этому времени они признавали политическую свободу и террор как средство борьбы. К концу 1881 г. "Черный передел" перестал существовать.
Именно в этот 4–й период пролегла грань между революционными народниками 70–х годов и либеральным народничеством, ведущим борьбу за реформы, проявившимся в 80–е годы. Причинами этого были ошибочность в теории и неверность в тактике революционной борьбы, а также слабость революционного движения масс. Из этого вытекает вывод о необходимости правильной теории для постановки революционной борьбы, а для решения социально–экономических задач необходимо движение самих масс. Поднимая веру пролетариата в свои силы, стачки наглядно убеждали его в огромном значении организованности, сплоченности, решительности и стойкости в борьбе с эксплуататорами. Содействуя пробуждению политического сознания рабочих, они говорили о необходимости борьбы "всего рабочего класса против всего класса фабрикантов и против самовластного, полицейского правительства." (Ленин В.И., Полн. собр. соч. – Т. 4. – С. 296). Стачечная борьба пролетариата России в этот исторический период подготовила необходимые условия для последующего развития массового рабочего движения и явилась важнейшим фактором, который вывел русское освободительное движение из тупика, порожденного кризисом народничества: она способствовала переходу передовых представителей российской интеллигенции на позиции марксизма.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |