КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская культура XIX в
Между социально–экономическим базисом и политико–культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Бывает так, что предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию. Культура России в разное время испытывала непосредственное влияние социально–политических условий жизни. На нее влияли также колебания хозяйственной конъюнктуры (урожайные и неурожайные годы, застой в экономике и бурное развитие и т.п.). Не является исключением и культура России в XIX в., а точнее, в первой и второй ее половинах. Причинами быстрого подъема культуры России в первой половине XIX в. были: а) рост производительных сил в связи с развитием капитализма; б) усиление классовой борьбы за отмену крепостного права; в) развитие революционно–освободительного движения (дворянский этап); г) влияние Отечественной войны 1812 года; д) воздействие передовых идей и искусства Запада. Политика царизма, особенно в конце 20–х – в 50–е годы, была направлена на сохранение сословной структуры общества, что препятствовало формированию подлинно демократической культуры. Однако, национальный подъем, вызванный победой России в войне 1812 г., способствовал значительному прогрессу ее культуры. Именно в это время создаются непреходящие ценности мирового значения в искусстве, берет начало "золотой век" русской литературы. Характерная тенденция эпохи – демократизация культуры, которая проявилась в притоке новых ее представителей из непривилегированных сословий. Усилилась тяга к образованию. Развитие хозяйственной жизни требовало квалифицированных и образованных специалистов – инженеров, агрономов, врачей, учителей. Царское правительство, не желаю роста революционного движения, стремилось затормозить просвещение народа. А потому и сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. Не было школ для детей крепостных крестьян. Только отдельные из этой массы могли научиться начальной грамоте у церковного дьячка. В начале XIX в. при церквах для детей государственных крестьян были открыты приходские школы. Главное внимание в обучении здесь уделялось религиозным дисциплинам. Учебная программа была рассчитана на один год. Появляются сельские школы для крестьян, но процент грамотности в деревнях был очень низким: 5–7 % среди государственных крестьян, 1% – среди помещичьих. Дети же помещиков, чиновников обучались в гимназиях, кадетских училищах. Привилегированным учебным заведением был Царскосельский лицей под Петербургом. В стране росла сеть высших учебных заведений. Если в начале XIX в. действовали два университета (Московский и Виленский), то к 60–м годам – восемь (Петербургский, Дерптский, Казанский и др.). Высшую техническую подготовку давали созданные специальные вузы: Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище в Москве, Технологический институт в Петербурге и др. Борясь против передовых демократических традиций высших учебных заведений, царь Николай I в 1835 г. издал новый университетский Устав. В соответствии с ним прекращалась автономия в университетах, ликвидировалась выборность ректора и деканов, а над студентами устанавливался строгий контроль особых инспекторов. Гонениям подвергались прогрессивно настроенные профессора, преподаватели. Тем не менее, несмотря на эти меры, университеты России играли важную роль в распространении просвещения, они оставались центрами свободолюбивых демократический идей. Для первой половины XIX в. в литературе и искусстве характерными были такие направления, как классицизм, сентиминтализм, романтизм, критический реализм, а для второй половины – реализм, демократизм, богатство форм, высокий художественный уровень. Причинами же ускоренного развития культуры России во второй половине XIX в. были такие, как: - утверждение капитализма после отмены крепостного - обострение классовой борьбы (вторая революционная - буржуазно-демократический этап революционно-освободительного движения; - завершение процесса формирования русской нации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |