КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Предмет и метод информационного права
В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы (см. работы А. Б. Агапова, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, М. М. Рассо- лова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Копылова и других) пытаются назвать новую отрасль права. К таким терминам молено отнести: «программное право», «правоваяинформатика», «компьютерноеправо», «информационно-компьютерноеправо», «телекоммуникационное право» и, наконец, «информационноеправо». Термины, определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним из первых обсудил Ю. М. Батурин.1 Он проанализировал термины, применяемые разными авторами, — «программное право», «правоваяинформатика», «правоинформатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком понимании). В последнем случае информационное право и компьютерное право рассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. В широком смысле «информационно-компьютерное право» понимается как сумма или объединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и «компьютерное право», то есть производное множество, в которое входят все отношения и первого, и второго множества, а в узком смысле — как произведение двух множеств, то есть производное множество, в которое входят только те отношения, которые одновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.2 В работе «Телекоммуникации и право: вопросы стратегии» Ю. М. Батурин вводит понятие «телекоммуникационное право» и отмечает, что, «...несмотря на все условности теоретической проблемы определения самостоятельных отраслей права в системе российского права, телекоммуникационное право, право Интернета и другие подобные обозначения самостоятельных правовых отраслей пока не имеют "права на существование". Такая терминология может использоваться и уже используется, но безотносительно к юридическому анализу соответствующих проблем. Изменение технологической инфраструктуры пока еще не привело к созданию принципиально новой сферы общественных отношений. Проблемы соблюдения авторских прав при использовании глобальных сетей, проблема защиты частной жизни, проблемы электронного документооборота, проблемы применения цифровой подписи в электронных сообщениях и другие остро стоящие сегодня проблемы использования Интернета и иных новейших технологических средств — это не принципиально новые проблемы, а новое звучание старых проблем».3 1 Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991. 2 См.: Там же. С. 37. 3 Батурин Ю. М. Телекоммуникации и право вопросы стратегии / Центр Следует согласиться с данным утверждением, однако, на наш взгляд, телекоммуникационное право — составная часть того целого, что называется информационным правом. В информационной сфере это сводится к обращению информации в системе телекоммуникаций. Информационное право находится в стадии становления и потому понятно разнообразие терминов, с помощью которых специалисты пытаются определить его содержание. Все эти термины выбираются исходя из объектов, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Перечисленные выше термины можно условно разделить на две группы. Термины первой группы формируются, скорее всего, исходя из объектов, в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере (это программы для ЭВМ; компьютеры; информатика как наука, изучающая информацию; одновременно «информация» и «компьютеры» как причинно связанные понятия; телекоммуникация как средство пере-дачи, получения информации и удаленной связи). Так, в основе «программного права» лежат отношения, возникающие при создании, производстве, распространении и употреблении программных продуктов для компьютеров. В основе «права информатики» — отношения, сущест-вующие в области информатики, информационные процессы и информационные системы или проблемы производства, преобразования и потребления информатики. В основе «компьютерного права» рассматриваются отношения, возникающие при разработке, производстве, распространении и применении компьютеров. Вторая группа терминов основана на применении понятий, обозначающих информационные права и свободы, которые должны гарантироваться информационным правом, — «право знать», «право на доступ к информации» и др. Несмотря на разнообразие упомянутых наименований, все они семантически близки и легко объединяются в один класс через понятие «информационная сфера», в которой они применяются либо как ее составные части, либо как ассоциативно связанные с ней. В последнее время чаще всего применяется термин «информационное право». Вероятно, «информационное право» так именуется исходя из основного объекта, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, по аналогии с такими отраслями права, как, например, лесное, водное, аграрное, предпринимательское, экологическое право и т. п. В основе наименования этих отраслей также лежат объекты правоотношений — лес, вода, аграрное производство, предпринимательство, экология и т. п. Ю. А. Тихомиров использует термин «информационное право» для обозначения этой новой комплексной отрасли права и относит ее к личному праву. Рассуждая о содержании этой отрасли, он отмечает, что «молено вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли». И далее: «...имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационных отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики». 1 Указанное определение одно из самых точных, однако при таком определении «за бортом» остаются общественные отношения, возникающие по поводу создания (производства) и распространения информации, в значительной мере регулируемые гражданским правом (например, в части интеллектуальной собственности), а также отношения по поводу создания и использования информационных ресурсов, которые также в значительной мере должны регулироваться нормами гражданского права. Да и в целом информационное право как комплексная отрасль, на наш взгляд, зиждется как на публичном праве, так и на частном праве. А. Б. Агапов также применяет термин «информационное право»,2 хотя и не дает его определения, при этом отношения по поводу производства информации (массовой информации) относит к составу информационных отношений. По мнению В. А. Копылова, информационное право есть система охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере, — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основными объектами правового регулирования становятся информационные отношения, то 1 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 339. 2 См.: Агапов А. Б. Основы федерального информационного права России. есть отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов, «процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации».1 М. М. Рассолов рассматривает информационное право как отраслевую юридическую науку: «...информационное право — это отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом».2 К сожалению, в последующих рассуждениях автора отсутствуют дефиниции понятий «информационные отношения» и «информационная деятельность», что не дает возможности установить мнение автора по поводу содержания информационного права. И. Л. Бачило определяет информационное право как «совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм Российской Федерации, образующих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в области информации и информатизации».3 Обобщая различные научные определения и следуя общетеоретическим основам формирования дефиниций, под информационным правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в информационной сфере (сфере производства, преобразования и потребления информации), охраняемые силой государства. Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов. 1 Копылов В. А. Информационное право. С. 84. 2 См.: Рассолов М. М. Информационное право. М., 1999. 3 Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Россий Информационные правоотношения — это социальные отношения, параметры которых определены информационно-правовыми и иными нормами, а объектом (основным или дополнительным) является циркулирующая в информационной сфере информация вне зависимости от ее формы и вида ее представления. Особенностями информационных отношений является то, что они: 1) возникают, развиваются и прекращаются в информационной 2) опосредуют государственную политику признания, соблюдения 3) отражают особенности применения публично-правовых и граж Публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, государственного управления информационными процессами, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности. Частноправовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений. Под методом правового регулирования в информационном праве понимают совкупность способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права в качестве средств правового регулирования использует юридические возможности,1 выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении. 1 См., напр.: Административное право / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2000. С. 31. Предписание — возложение на участников общественных отношений прямой юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в публичных отраслях права. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для отраслей частного права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенстве сторон). В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений. Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном — метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений. Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны: 1) равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде 2) самостоятельность участников правоотношений и свободное 3) самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответ Диспозитивный метод применяется в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право соб- ственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т. п. Как отмечалось выше, этот метод основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т. п. Методу императивного регулирования, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи следующие признаки: 1) использование властеотношений — «власти — подчинения» 2) строгая связанность субъектов права правовыми рамками 3) позитивное обязывание (обязанность действовать в определен 4) возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчи 5) сочетание убеждения и принуждения. Императивный метод регулирования информационных отношений применяется в информационном праве в следующих случаях: — при закреплении компетенции органов государственной власти — установлении порядка создания и применения государствен — формировании и реализации соответствующими структурами — осуществлении действий, связанных с государственной регист — регулировании информационных отношений в области массо — регулировании информационных отношений в области инфор —решении органами государственной власти и иными структу —регулировании других видов деятельности государственных ор
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |