Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминологический аппарат. Гуманизм –в эпоху Возрождения понятие, восходящее к латинскому humanitas, обозначавшего те черты человека




ГУМАНИЗМ – в эпоху Возрождения понятие, восходящее к латинскому humanitas, обозначавшего те черты человека, которые отличают его от животных (разумность, духовная культура, образованность). В эпоху Возрождения гуманистами называли ученых, занимавшихся «гуманитарными штудиями» (studia humanitatis), т. е. перенесших внимание с сугубо религиозных и схоластических проблем в область дисциплин, связанных по преимуществу с филологической и этической проблематикой (грамматика, риторика, поэтика, моральная философия, история). Другая определяющая черта гуманизма – возрождение наследия античности, в первую очередь, путем его изучения через применение уже перечисленных дисциплин.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – художественный принцип гуманизма эпохи Возрождения, состоящий в расположении человека в центре мира и отражаемый в художественном творчестве и в философии. Противостоял теоцентризму Средневековья.

ТРЕЧЕНТО – первый этап итальянского Возрождения (середина XIV – первая половина XV вв.) Гуманизм Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.

КВАТРОЧЕНТО – второй этап Возрождения в Италии (вторая половина XV – первая половина XVI вв.) Расцвет скульптуры и живописи. Гражданский гуманизм Пико делла Мирандолы.

ЧИНКВЕЧЕНТО – заключительный этап Возрождения в Италии (вторая половина XVI – начало XYII вв.) Трагический гуманизм Н. Маккиавелли, Т. Тассо.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – в исторической науке изъятие чего-либо из ведения церкви и передача в светское ведение (например, секуляризация монастырского имущества и церковных земель во время утверждении яангликанской церкви); в эпоху Возрождения – процесс выхода из-под церковного контроля духовных ценностей, культуры и образования.

ОБСКУРАНТИЗМ - (от лат. obscurans - затемняющий), крайне враждебное отношение к культуре, просвещению и науке; мракобесие.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – в эпоху Возрождения представлен лютеранством в Германии, кальвинизмом во Франции и англиканской церковью в Англии. Протестантизм главной опорой и источником веры считает Библию. В протестанстских церквях Библия переводится на национальные языки и на них же ведется богослужение. Лютеранская церковь возникает в ходе Реформации в Германии, начиная свою историю с 31 декабря 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против продажи индульгенций, Лютеранская церковь проповедует скромность и аскетизм как в церковной, так и в светской жизни. Лютеране указывают на богочеловеческую природу Иисуса Христа, упрощают обрядность, признавая таинства крещения и причастия, отрицают предопределение в человеческой жизни, тем самым открывая простор для проявления личной инициативы. Лютеранам свойственны культ труда, добросовестности и прилежания. Англиканская церковь (возникает в 1534 г. по приказу короля Генриха YIII, отделяющего английскую церковь от римской курии)официально именуется католической, но подчиняется светской власти короля, а не церковной власти. Кальвинизм (название происходит от имени создателя – французского теолога и проповедника Жана Кальвина, возникает в 1536 в Женеве) исходит из двух основных положений: толкования Библии только на основе Библии и суверенитета Бога, т.е. верховной власти Бога во всем.

МАНЬЕРИЗМ – в эпоху Зрелого Возрождения, у Дж. Вазари – высокая степень утонченности, грациозности и гармоничности в искусстве, прежде всего, изобразительном. У критиков XYII в. определение стиля, которому свойственная метафорическая насыщенность, перегруженность реминисценциями, пристрастие к гиперболизму и гротеску. У историков искусства Возрождения определение направления и стиля в искусстве конца XIY – начала XYII вв., в котором выражается кризис гуманистических идеалов, и доминанта перемещается на формальные достоинства произведения. В широком смысле – маньеризм – течение в искусстве от античности до наших дней, которую свойственны претенциозность и формотворчество.

НОВЕЛЛА – малая форма эпоса, конфликт которой связан сострой интригой анекдотического, мистического или детективного характера. Рассматривается в литературоведении как жанр, близкий к рассказу.

ЭССЕ – прозаический этюд, небольшой по объему, содержащий философские, эстетические или автобиографические рассуждения о каком-либо предмете, явлении пли понятии, нередко случайно выбранном

.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Основные:

1. Дж. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Электронная версия: Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения// Сост. С.В. Переверзенцев. –//http://www.lib.ru/

2.Эразм Роттердамский Похвала глупости. Электронная версия на сайте: //http://www.lib.ru/

Дополнительная::

1. Эстетика Ренессанса. В 2 т. – М., 1981.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Андреев М.Л.Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист. -филол. наук РАН. -
М.:Собрание;Наука.Т.1,2005,с.84-97.С.95. (Электронная версия на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/, а также по адресу: http://www.ec-dejavu.net/r/Renaissance.html)

2. Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М., 2005.

3. Дживелегов Начало итальянского Возрождения. // Электронная версия на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/

4. Виппер Ю.Б.Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - Электронная версия на портале: Philology.ru

5.История литературы Италии: в 3 т. /гл. ред. М.Л. Андреев. – Т.2. Возрождение. Кн.1. – М., 2007; Кн.2. – М., 2010.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Проторенассанс XIII века // Библиотека Гумера //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.

7. Парандовский Я. Олимпийский диск. – Электронная версия на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/

8. Пинский Л.Е. Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости» //Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Электронная версия на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная филосоия от истоков до наших дней.- Гуманизм.// Работа размещена на сайте: www.gumer.info/bogolov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/M.

10. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка и гуманизм Треченто //Электронная версия на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/

Дополнительная:

2. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М., 2000.

3. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.

4. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М., 2002.

5. Косиков Г.К. Средние и века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. – М., 2001. с.8-40.

7. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. - Иваново, 2000.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- М., 2002.

6. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. – М., 2001.

Источники:

1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература Зрелого и Позднего Возрождения. – М., 1988.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.. 1989.

3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996.

4. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М., 1996.

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., - 1986.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.

8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - СПб, 1991.

Источники:

1.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты, стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.

2.Типология и периодизация культуры Возрождения. – М., 1978.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

1. Выделите основные предпосылки Возрождения и дайте им характеристику.

2. Сравните период Проторенессанса в разных западноевропейских странах. Выделите общие и национально специфические черты Проторенессанса.

3. Вспомните, какие универсальные категории культуры рассматривались применительно к Средневековью, и попробуйте показать, каким содержанием наполняются они в эпоху Возрождения. Ответ проиллюстрируйте примерами из истории искусства Возрождения.

4. Составьте по материалам лекции сводную таблицу «Возрождение в странах Западной Европы. Основные этапы развития и их особенности».

ИННОВАЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете афоризм Н. Бердяева: «Ренессансный период истории есть великое испытание человеческой свободы» (Н. Бердяев. Смысл истории. - М., 1990.- С. 110)? Ответ представьте в виде рассуждения в жанре эссе.

2. Составьте проект «Средневековье и Возрождение: проблемы историко-культурной преемственности» и представьте его виде презентации в программе «Power Point».

Тема 4.

Возрождение во Франции. Художественное своеобразие романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Праздником будут те недели,

Что проведем на корабле...

Ты ли не опытен в пьяном деле,

Вечно румяный, метр Рабле?

Н. Гумилев




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.