Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. - Развитие коммуникации




Читайте также:
  1. Вопрос № 11. Вопросы тестового контроля по лекции тема № 3.
  2. Вопросы тестового контроля по лекции тема № 2.
  3. Вопросы тестового контроля по лекции № 6.
  4. Дидактические и методические требования к лекции
  5. Как слушать и записывать лекции
  6. Как слушать и записывать лекции
  7. Коллекции
  8. Лекции и семинары
  9. Лекции учебного курса
  10. Лекции № 8. Системный анализ профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности преподавателя.
  11. ЛЕКЦИИ №15-17
  12. Массивы и коллекции

Общение

Лекция 1.

- Значение термина.

- Формы коммуникации.

- Развитие коммуникации.

- Модели коммуникации.

* * Значение термина

----------------------------------------------------------------------------------------------------Слово общение синонимично слову коммуникации

общение = коммуникация

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Коммуникация (общение) – термин, широко употребляющийся в современной речи. Происходит слово от латинского communico – «делаю общим, связываюсь, общаюсь».

Наиболее близкое к нему слово общение. В этом же значении – однокоренные слова:

коммуникабельность – способность к общению, общительность.

коммуникабельный – общительный человек.

коммуникативный – относящийся к коммуникации (коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникации» – пути сообщения, связи, сети подземного коммуникационного хозяйства (системы коммуникаций). В данном учебном курсе слово имеет первое значение – общение.

Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее толкование значения: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Приведем еще одно определение термина, которое дано в Словаре по риторике: «Общение – взаимоотношения людей, главное условие и способ существования и развития каждого из них. В общении находят свое реальное осуществление все общественные и личностные отношения. В аспекте риторики мы говорим о речевом общении».

Кроме приведенных, в науке используются еще многие определения рассматриваемого термина. Такое многообразие дефиниций этого, ключевого, термина объясняется разностью подходов к явлению. Так, видный теоретик рекламной коммуникации, Х. Кафтанджиев,объясняет существующее множество определений общения разными взглядами на объект, так как во главу угла ставятся разные параметры, элементы коммуникативной цепочки, а именно.

1. Символы/вербальность/речь – коммуникация есть вербальный обмен идей.

2. Понимание – коммуникация есть процесс, с помощью которого мы понимаем других, а также пытаемся быть понятыми. Это процесс, происходящий в ответ на ситуацию.

3. Взаимодействие/связь/социальный процесс – коммуникация – это взаимодействие разных типов, даже на биологическом уровне.

4. Уменьшение неопределенности – коммуникация порождается необходимостью в уменьшении неопределенности.

5. Процесс процесс коммуникации есть передача информации, идей, эмоций, умений и т.д. с помощью слов, образов, фигур, графиков и пр.

6. Трансфер/передача/взаимообмен – слово «коммуникация» используется и для обозначения того, что передается, и каналов передачи, и всего процесса передачи.



7. Связь – это процесс создания связи между оборванными частями мира.

8. Общность – в результате коммуникации разрозненные вещи объединяются в одно целое.

9. Понимание: Коммуникация есть процесс, с помощью которого мы понимаем других, а также пытаемся быть понятыми. Это процесс, происходящий в ответ на ситуацию.

Рассуждения о термине «общение» приводят Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков.Они считают, что этот термин трудно определить как теоретическое понятие. Сложность определения понятия «общение» связана с его вездесущностью, распространением практически на все области жизни. В этой работе предлагается использовать житейское интуитивное понимание феномена общение.

------------------------------------------------------------------------------------------------------ Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности

------------------------------------------------------------------------------------------------------

** Формы коммуникации.

Различаются следующие формы общения (коммуникации): биологическая,техническая, социальная. Действитель­но, обмен данными на биологическом уровне непосредственно связан с челове­ческой деятельностью. При передаче информации между человеческими индивидами мы можем вес­ти речь о биологической коммуникации (между людьми как биологическими осо­бями), о технической коммуникации (между человеком и автоматом) и о социаль­ной коммуникации (между людьми как представителями социума).

Исследования представителей лингвистической и семиотической школ харак­теризуют коммуникацию как универсальный феномен всего общества и шире — всего органического мира.

Наряду с обозначенными характеристиками коммуни­кации, связанными с ее всеобъемлемостью, универсальностью и наличием опре­деленных механизмов реализации, в научной литературе представлена еще одна гипотеза. Коммуникация не просто может присутствовать, она ДОЛЖНА иметь место, она необходима для нормального, естественного функционирования соци­альной и иных систем окружающего мира.

** Развитие коммуникации.

Этапы развития, становления процессов общения соответствуют этапам становления человека и человеческого общества.

Первобытное общество.

Существовали зачаточные формы общения. Получение информации осуществлялось за счет личного опыта воздействия на окружающий мир. Человек располагал информацией, полученной только им самим.

Дальнейшее развитие человека.

По мере усложнения форм жизни, усложнения взаимодействия людей, развития форм общей деятельности, человек стал использовать информацию, которая приобреталась в результате освоения реального мира другими индивидами.

В процессе освоения информативного поля человек создал важный фактор социального общения – сначала коммуникацию, а затем массовую коммуникацию (специфические вид общественных отношений).

Увеличивался объем информации – человек совершенствовал виды и формы общения. В развитом обществе осуществляется общения между людьми, а с ним – и информационные средства общения. При общении люди сообщают друг другу сведения о самых различных сторонах природной и социальной действительности.

-------------------------------------------------------------

Становление коммуникации идет по мере становления человеческого общества, от освоения личного опыта – к реализации результатов деятельности многих индивидов

----------------------------------------------------------------------------

** Модели коммуникации.

Рассмотрение коммуникативной деятельности определило существование множества ее моделей, отражающих все стороны общения людей. Выделяя сходные элементы структуры речевого действия, разные ученые акцентируют внимание на различных сторонах общения. Представим некоторые модели.

Классическая модель коммуникации К. Шеннона

 

 

 

 

Отечественный специалист по семиотике Юрий Воронцов в линейную модель коммуникационного процесса, включающую пятнадцать компонентов, ввел дополнительно различные фильт­ры и поля: 1. Источник коммуникации. 2. Коммуникатор. 3. Сооб­щение. 4.Коммуникационный канал. 5. Коммуникант. 6. Экстра­лингвистический параметр сообщения. 7. Источник механиче­ских помех. 8. Источник семантических помех. 9. Классовые и со­циальные фильтры. 10. Личностно-индивидуальные фильтры. 11. Семантические поля. 12. Поля коммуникационной обстанов­ки. 13. Потери информации. 14. Обратная связь «коммуникант-коммуникатор». 15. Обратная связь «коммуникант — источник информации».

Приведем самое общее понимание структуры коммуникативной ситуации, поскольку специальная лекция посвящена этой теории. Структура коммуникативной ситуации которая строится как совокупность взаимосвязанных элементов. Учитывая достижения современной коммуникативистики,остановимся на следующих составляющих модели: адресант, адресат, обратная связь, шум в цепи / искажение информации, референтная общность, канал коммуникации.

 

АДРЕСАНТ

Это автор сообщения, передаваемого в коммуникативной ситуации, один из на из важных элементов ситуации общения. От автора зависит построение не только текста сообщения, но и построение самой коммуникативной ситуации. Автор инициирует акт общения и «отвечает» за его содержание. Общие характеристики коммуникаторов вообще и адресанта, в частности, сводятся к определению коммуникативной и языковой личности.

Коммуникативная личность имеет свои особенно­сти. Ее проявления обусловлены сово­купностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в кон­кретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Ф.И. Шарков дает понятие коммуникативной личности, которая характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональными параметрами.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре языко­вой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно ха­рактеристикой индивида как коммуникативной личности. В ие­рархии личностных потребностей, представленной американ­ским психологом А. Маслоу, обосновываются и моти­вы, способствующие личностному росту, и мотивы, обусловли­вающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность опреде­ляется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценоч­ной информацией в процессе жизнедеятельности. Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации, и влияет на ситуацию.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными среде вами, умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальны характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

К коммуникатору предъявляются высокие требования профес­сионализма, включающего не только коммуникативные умения, но и личностные качества. Коммуникатор, действующий в системе уст­ного общения, должен иметь правильную дикцию, приятный тембр голоса, хорошо владеть фонационными коммуникативными средст­вами, передающими тональность сообщения и экспрессию.

Личность, имеющую способность создавать и воспринимать речевые (и неречевые) тексты, отдельные авторы иногда называют «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». Ю.Н. Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный.

Вербально-семантическая, т.е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности.

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. В сознании каждого индивидуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использование своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установки. Прагматическая характеристика определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности.

АДРЕСАТ

Любое сообщение в разных ситуациях строится для слушателя (адресата, реципиента). Отметим также, что в процессе общения постоянно происходит взаимодействие ролевых позиций: говорящий становится слушателем и наоборот.

В современной прагмалингвистике признано, что «.. адресат есть роль активная, требующая от исполнителя, прежде всего действий, как речевых, так и неречевых, как в ходе коммуникативного акта, так и за его пределами»[Клюев 1998, с. 54].

Существуют две большие группы речевых актов, различающиеся в зависимости от степени информированности адресата о намерении автора предпринять речевой акт: а) неожидаемые и б) ожидаемые коммуникативно-речевые акты. Ожидаемые коммуникативные акты – те, на которые настроен адресат, когда он расположен к общению и настроен на взаимодействие с собеседником. Неожидаемые коммуникативные акты. В этом случае важно учесть, что никто не имеет права принудить адресата к участию в общении. Адресат на этапе инициации речи не связан с говорящим никакими обязательствами и может позволить себе не вступать в речевой контакт: «Я предпочел бы не говорить на эту тему». Существует закон речевого взаимодействия — добровольное участие в неожидаемом речевом акте.

Можно привести конкретные коммуникативные ходы, помогающие вовлечь адресата в коммуникативное взаимодействие.

Прогнозируя отрицательную реакцию собеседника или его безразличие к речевому общению, возможно прямо озвучить эту ситуацию и обсудить факт отказа, например, от передачи («Вы и не думали включать телевизор», «Я знаю, что Вы уже приняли решение, но все-таки давайте еще обсудим это»). Всем известны многократные призывы «оставайтесь с нами!», ставшие уже речевым телевизионным штампом и прямо направленные на удержание инициативы адресата. Выработка способов «заставить любить себя» или даже «заставить интересоваться собою при отрицательном отношении» — это вопрос коммуникативного таланта.

Учет этих ресурсов взаимодействия с партнером по общению очень важен для построения адекватной коммуникации, как в личностном, так и в профессиональном общении. Важно умение использовать особенности собственной личности для достижения целей общения.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Понятие обратной связи имеет ключевое значение для эффективности общения. Оно активно используется в разных школах коммуникации, с ним связаны перспективы общения, возможность установления эффективного контакта участников. В процессе обмена информацией происходит выработка общей точки зрения, общего смысла. Для этого предназначена обратная связь в процессе общения.

Установление и поддержания контакта и, главное, контроль за ним в ходе общения обуслов­лены взаимодействием различных (пространственных, времен­ных, психологических, социальных) условий взаимодействия партнеров. Основой контактов, как в межличностной, так и в профессиональной, являются социальные условия, прежде всего, социологиче­ская доминанта, определяющая наличие или отсутствие контакта между коммуникантами, ценностные ориентации, предполагаю­щие оценочное отношение к участникам коммуникации.

Обратная связь осложнена, если возникают барьеры в общении, осложнения контактов. При передаче сигналов на их пути возникают барьеры и поме­хи. Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэто­му коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации и включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципи­ентом услышанного. В коммуникациях радиотелеграфистов с по­мощью азбуки Морзе — это подтверждение получения всего объе­ма сообщений (определенное количество групп, состоящих из пя­ти знаков). С помощью обратной связи коммуникатор может оце­нить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

При появлении барьера образуются погрешности в интерпретации сообщения: от сложностей во взаимодействии с партнером – до полного невосприятия информации. Существуют разные типы барьеров (семантический, стилистический, логический и коммуникативный. Подробный анализ их дается в разных выпусках Пособия «Архитектурно-исследовательские виды деятельности: Коммуникативно-речевой аспект» и «Архитектурно-исследовательские виды деятельности: функциональный аспект».

В процессе общения постоянно говорите "на одном языке " с собеседником. «Читайте» своего собеседника с учетом его речи и несловесных знаков! Осторожно толкуйте эту информацию, не торопитесь с выводами и суждениями, постоянно корректируйте процесс общения.

Учитывайте, что:

мнение о собеседнике, зачастую сформированное бессознательно, на основе эмоций, должно подкрепляться фактами;

- учитывайте мотивацию, которая лежит в основе слушания (любопытство, страх, сочувствие и т. д.). Если ваша речь не соответствует мотивационным установкам партнера, вы терпите неудачу в общении;

- мы симпатизируем внимательному слушателю, нам приятно, когда собеседник всячески показывает свою заинтересованность в разговоре и в говорящем.

 

ШУМ В ЦЕПИ /ПОМЕХИ В КОММУНИКАЦИИ

В современных работах по коммуникативистике часто используются технические термины шум в цепи, помехи в цепи, потеря информации, искажение информации. Эти же термины мы будем применять при формулировании расширенной теории дефектов профессионального дискурса. Именно эти свойства осложняют восприятие. Помехи в коммуникации – это нарушение законов построения и восприятия дискурса. Такие дефекты рассматриваются как нарушение кода. Мы пользуемся оригинальной современной теорией коммуникации Х. Кафтанджиева, изложенной в его монографии «Гармония в рекламной коммуникации» [2]. При нарушении кодовых правил возникают помехи в коммуникации, препятствующие интерпретации дискурса, речевого и неречевого. Эти нарушения кодовых правил делятся в зависимости от того элемента коммуникативной модели, где они возникли.

Х. Кафтанджиев дает следующее определение шума: «На своем пути сигнал может быть изменен посторонним шумом, а это означает, что сигнал, принятый потребителем, необязательно идентичен тому, который был послан по каналу» [4]. Сегодня шум является собирательным понятием, включающим все виды помех и ошибок, затрудняющих коммуникацию, в том числе и профессиональную.

 

РЕФЕРЕНТНАЯ ОБЩНОСТЬ

Общение эффективно тогда, когда его участники разделяют общие взгляды, знания и точки зрения – это феномен «референтная общность» - совокупность коммуникативных умений, навыков, на которые опирается говорящий или слушающий в системе обмена информацией.

В понятие «референтная общность» может быть включен и феномен ожидания (экспектаций) адресатов, об этом явлении мы упоминали при анализе процесса обратной связи.

КАНАЛ

Канал – это часть коммуникационной системы, посредством которой сообщение переносится от адресанта к адресату. В зависимости от использованных знаков, каналы могут быть вербальные – невербальные, аудиовизуальные.

Важна емкость коммуникативного канала, она выражается в знаках, размещенных в определенном пространстве. Содержательная составляющая емкости – это степень насыщения сообщения конкретным мотивом.

Речь может идти о психологических границах, до которых можно дойти при достижении определенного эффекта. Степень эмоционального эффекта, до которого можно дойти, ограничена когнитивными и поведенческими процессами.

 

Контрольные вопросы и задания.

· Что такое общение (приведите то определение, которое Вам ближе)?

· Рассмотрите некоторые модели коммуникации.

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 107.22.48.243
Генерация страницы за: 0.009 сек.