Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Часть третья. Проблемные точки профессионального общения




Часть третья. Проблемные точки профессионального общения.

Данный раздел посвящен рассмотрению тех речевых произведений, которые, употребляясь в профессиональном общении, занимают в нем особое место и выполняют в нем свои функции. Речь идет о речевых произведениях, которые получили свое жанровое обозначение – тексты влияния. Само это название семантически прозрачно и очерчивает ту область коммуникации, которая относится к сфере воздействия на личность адресата. Если вдуматься, то практически каждый из нас может вспомнить случаи, когда на него влияли, чего-то от него добивались, когда осложняли нормальное течение жизненных событий. Точно так же многие люди стараются добиться своих целей с помощью прямого влияния на другого. Речь идет о тех формах общения, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Часто с помощью языка люди стараются не просто воздействовать на кого-либо, но и при этом осложнить коммуникацию, используя этически запрещенные средства. Такой тип общения получил название деструктивного. В основе деструктивного общения лежат личностные черты: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, цинизм, ханжество. Такое общение может использоваться в корыстных целях, но может и не преследовать материальной выгоды, а определяется неосознанными мотивами (самоутверждение, соперничество, месть).

К ситуациям деструктивного общения относятся и случаи агрессивно-конфликтного взаимодействия. Агрессивность – черта личности, придающая общению деструктивный характер. Формы агрессивности: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, постоянная критика других с позиций осознания своей значительности по сравнению с собеседником, крики, ссоры, тихое ворчание. Взаимодействие с таким человеком сложно, требует постоянного напряжения. У партнера активизируются разнообразные способы психологической защиты. Агрессивное поведение сопровождается гневом, имеющим различные формы (от легкого раздражения – до ярости, от взрыва – до затаенной злобы, от внезапной вспышки – до яростного кипения). Нужно вскрывать черты агрессивной личности у своего партнера по коммуникации и прилагать усилия для минимизации собственных потерь и сохранения коммуникации. Рецептов антиагрессии не существует, нужно исходить из конкретных особенностей личности партнера, тематики общения, особенностей ситуации.

Несомненно, такое негативное воздействие на личность играет важную роль и в профессиональной деятельности, именно поэтому при разговоре о формировании коммуникативных способностей личности необходимо остановиться на приемах принуждения адресата к тем или иным действиям, на тех способах, которые помогают распознать такое влияние и противодействовать ему. Для осуществления такого вмешательства в личную сферу собеседника выработаны особые речевые жанры – специальные речевые (или не только речевые) произведения, которые в процессах межличностной коммуникации служат для того, чтобы побудить, заставить адресата произвести соответствующие действия, поступить тем или иным образом. Скажем в общем, что указанные свойства данной сферы общения могут считаться теми проблемными точками, которые участвуют в создании общей картины. Произведения, о которых идет речь, имеют, как было сказано, терминологическое обозначение. Этотексты влияния.

К текстам влияния относятся:

выражение лжи, обмана, произведения, предназначенные для манипулирования партнером,

скрытое управление, манипулирование в служебных отношениях,

тексты, предназначенные для формирования определенной точки зрения адресата, навязывания ему мнения, принуждения его к определенным действиям (пропаганда, реклама).

Учитывая выделенные сферы влияния, представим состав данного раздела. В первую очередь, сюда включен анализ произведений, созданных для моделирования коммуникативной ситуации лжи, обмана. Далее рассматриваются коммуникации, предназначенные для манипулирования реципиентом, осуществления скрытого управления им. Все эти части раздела объединены тем, что в них рассматриваются разные ситуации вмешательства в ментальную сферу личности с помощью воздействия, а иногда и принуждения.

Действительно, воздействие на партнера происходит через вмешательство в его ментальную сферу. Именно такое воздействие, преобразование мыслительной деятельности личности, навязывание человеку определенных способов деятельности и предполагается в процессе манипулирования. При этом происходит формирование новой ментальной действительности, внедрение новых стереотипов личности, соответствующих целям манипулятора.

Профессионал-архитектор может подвергаться воздействию в разных ситуациях: при общении с разными адресатами – вспомним: «профессионал – непрофессионал-заказчик», «профессионал – профессионал». Наряду с этим, существует широкий круг коммуникативных ситуаций, когда профессионал сам применяет воздействие на адресата/адресатов (коллег, заказчиков, близких людей при неформальном общении). Учитывая это, мы считаем полезным обзор ситуаций влияния в профессиональной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.