Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

В ходе семинарских занятий дополняются, уточняются, проверяются и закрепляются знания студентов, полученные на лекционных занятиях.

Изучение философских основ базируется на принципах диалога философских учений, объективном и разностороннем рассмотрении и осмыслении фундаментальных проблем, выдвигаемых различными философскими направлениями. Реализация данной цели выполнима, в ходе данного учебного пособия, представленными заданиями к текстам, подобранных в соответствии с тематикой лекционного материала, дополняющего последний.

Проведение семинарских занятий в данном учебном пособии представлено в форме семинаров-диалогов и семинаров-дискуссий. Это не отменяет традиционную схему вопроса-ответа, но преобразует ее в герменевтический диалог, строящийся вокруг прочитанного текста. Подобная задача означает приоритетное значение текстов на семинарах, что в свою очередь требует тщательное подготовки по основным проблемам семинара дома. Семинар, таким образом превращается не в повторение лекционного материала устами обучающихся, а в самостоятельный поиск ответов на ключевые проблемы философии через анализ первоисточников на основе уже освоенного дома базового теоретического курса.

Тексты и фрагменты философских трудов даны по возможности целостно, что позволяет без искажений передать основные идеи; текстам из работ предшествуют краткие сведения об авторе, направлении, к которому он принадлежит; представлены изображения и фотографии философов. Все названное способствует получить полную картину истории, биографии, психологии, личности каждого конкретного философа.

Задания к текстам, предложенным для работы на занятиях, могут выполняться студентами индивидуально или в группе.

Предложенная тематика докладов, возможна в форме круглого стола, позволит систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания.

Студенты имеют возможность пользоваться любыми типами изданий: учебными пособиями, монографиями, научными и научно-публицистическими статьями, интернет-ресурсами, широко представленными в данном пособии.

Результаты эмпирического и теоретического исследования предложенных форм занятий позволят сформировать основу общекультурной подготовки специалиста любого профиля, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

 

Основные понятия и категории, необходимые для проведения семинара

Мировоззрение, мировосприятие, миросозерцание, структура мировоззрения, знания, идеалы, нормы, ценности, индивидуальное, групповое и общественное содержания мировоззрения, исторический тип мировоззрения, мифология, религия, философия, рациональные и внерациональные формы мировоззрения., субстанциализм, универсализм, критицизм.

 

Темы докладов и сообщений

1. Мировоззрение как основа профессиональной компетентности специалиста.

2. Религиозное мировоззрение и его специфика.

3. Трансформации мировоззрения в современной социокультурной ситуации.

5. Проблема соотношения компонентов мировоззрения.

 

Основная литература

1.Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.

2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер,2011.

3. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону:Феникс, 2010.

4. Гусейнов, А.А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии – 2010. – № 8. – С.4-10.

5. Крюков, В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Изд-во НГТУ, 2006.

6. Лебедев, С. А. Философия науки: Терминологический словарь - М.: Академический Проект, 2011.

 

Дополнительная литература

1. Аронов, Р. А. Вначале было слово // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С.13-26.

2. Бетяев, С. К. Размышления о креационизме [Текст]: статья / С. К. Бетяев // Вестник москов­ского университета. - Серия 7. – Философия. – 2003. - № 4. – С.12-24.

3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к Логосу [Текст]: монография / Ф.Х. Кессиди. – М., 1989.

4. Гудинг, Д. Мировоззрение: для чего мы живём и каково наше место в мире: учебник / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. – Ярославль: Норд, 2001.

5. Лосев, А.Ф. Дерзание духа: монография / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1988.

6. Миронов, В.В. Философия. Изд-во ТК Велби Проспект, 2008.- 240с.

7. Радугин, А. А. Философия: учебник для вузов / А. А. Радугин. – М.: Изд-во Центр, 1996.

8. Столович, Л.Н. Мудрость и знание: статья / Л.Н. Столович // Вопросы философии. – 2003. – №11. – С.34-63.

 

Задания к текстам (семинар-дискуссия)

Прочитайте отрывки из текстов К. Ясперса и М. Хайдеггера и ответьте на вопросы к ним, используя методы и приемы философского анализа проблем. Систематизируйте и обозначьте, письменно, список проблем поставленных авторами; устно, аргументируйте комментарии.

 

1. Какие проблемы современной цивилизации выделяет К. Ясперс?

2. Откуда проистекают проблемы современной цивилизации?

3. Что такое «забожествление мира»? Какова роль становления науки в этом процессе?

4. Почему, в связи с чем:

- «все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени…»;

- «…каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения…»;

- «…как в настоящее время рассматривается действительность…».

5. Как вы понимаете фразу М. Хайдеггера, относящуюся к человеку: «… мы должны быть готовы учиться мысли (Denken)»?

6. Как человек может и должен учиться мысли?

7. Что понимается сегодня человеком под словом «интересоваться»?

8. О чем и как мыслит человек нашей эпохи?

9. Ваши комментарии и вопросы к размышлениям М. Хайдеггера на тему: «Что называется мышлением»?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.