Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 30. Восприятие




ДЕ № 7. Познавательные процессы

 

Вопрос № 1. Свойство восприятия, заключающееся в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими – это...

 

  1. структурность
  2. константность
  3. избирательность
  4. осмысленность

 

Вопрос № 2. Процесс формирования образа предмета, явления, непосредственно воздействующего на анализатор, называется…

 

  1. ощущением
  2. сознанием
  3. восприятием
  4. раздражимостью

 

Вопрос № 3. Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер становится…

 

  1. анализом
  2. вниманием
  3. воображением
  4. наблюдением

 

Вопрос № 4. Восприятие человека человеком носит специальное название…

  1. эмпатии
  2. рефлексии
  3. социальной перцепции
  4. аттракции

 

Вопрос № 5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта, происходящий…

 

  1. при отсутствии воспринимаемого объекта
  2. при его непосредственном взаимодействии с объектом
  3. при опосредованном взаимодействии с этим объектом
  4. при отсутствии взаимодействия с объектом

 

Вопрос № 6. Нереальные образы, возникающие у человека при наличии внешних воздействий на органы чувств, называются…

 

  1. иллюзиями восприятия
  2. грёзами
  3. галлюцинациями
  4. фантазиями

 

Вопрос № 7. Чувственная картина мира создается психическими процессами…

 

  1. ощущения и восприятия
  2. все ответы верны
  3. воображения и памяти
  4. мышления и речи

 

Вопрос № 8. Кинестетический тип восприятия представляет информацию…

 

  1. в виде слуховых образов
  2. в виде зрительных образов, ярких картинок
  3. в виде образов ощущений и движений

 

Вопрос № 9. Способность к усвоению норм поведения и ценностных ориентаций вследствие отождествления себя с другим человеком или группой людей – это…

 

  1. аттракция
  2. апперцепция
  3. идентификация
  4. эмпатия

 

Вопрос № 10. Ориентировочный рефлекс также носит название…

 

  1. рефлекс «Что такое?»
  2. рефлекс «Где я?»
  3. безусловный рефлекс
  4. рефлекс Бауэра

 

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Апперцепция – феномен зависимости восприятия от прошлого опыта субъекта, от его мотивов и содержания деятельности, от личностных чувств (что иллюстрирует поговорка «Человеку с молотком в руках все вокруг кажется гвоздями»).
Аттракция – механизм социальной перцепции; симпатия, притягательность, заинтересованность в объекте.
Аудиальный тип восприятия – склонность индивида представлять информацию в виде слуховых образов, музыки, слов
Визуальный тип восприятия – склонность индивида представлять информацию в виде зрительных образов, ярких картинок.
Восприятие – процесс и результат формирования образа объекта или явления при непосредственном воздействии объекта на анализатор или систему анализаторов, в результате чего возможно отражение объекта в его объективной целостности.
Дигитальный тип восприятия – склонность индивида представлять информацию в виде логических схем, цифр, символов.
Идентификация – механизм социальной перцепции; отождествление себя с другим человеком или социальной группой, посредством чего происходит усвоение ценностей и норм, формирование половой идентичности и личностных качеств.
Избирательность – свойство восприятия, состоящее в выделении из всего поля восприятия каких-либо объектов или их признаков; осуществляется посредством механизма внимания.
Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов, в основном зрительные.
Категориальность – свойство восприятия относить объект к определенной категории объектов, обобщенность (например: «Я видел кошку. – Как она выглядела? – Как кошка, все они одинаковые»), что способствует скорости узнавания объекта и выбора реакции на него.
Каузальная атрибуция – объяснение поведения, своего или других людей, определенными причинами; выделяют 1) ситуационную атрибуцию – объяснение поведения факторами ситуации («я взял эту вещь потому что было похоже, что ее давно здесь забыли или выбросили») и 2) диспозиционную атрибуцию – объяснение поведения личностными особенностями («он взял эту вещь, потому что он всегда тащит то, что плохо лежит и любит пользоваться чужим»). Первый способ более характерен для объяснения поведения своего и симпатичных людей, второй – для объяснения поведения незнакомых и неприятных людей.
Кинестетический тип восприятия – информацию представляет в виде образов ощущений (прикосновений, запахов, вкусов) и движений.
Когнитивный диссонанс – понятие, введенное Л. Фестингером, и означающее состояние невыносимого дискомфорта в случае если действия человека противоречат его представлениям; вследствие этого изменяются либо действия либо представления.
Константность – свойство восприятия, проявляется в относительном постоянстве свойств наблюдаемых объектов (например, цвет объекта не зависит от условий освещения).
Ориентировочный рефлекс (или рефлекс «Что такое?») – сложная непроизвольная реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражителя. Проявляется в 1) движении головы, глаз и ушей по направлению к объекту, 2) расширении сосудов головного мозга, 3) сужении периферических сосудов, 4) повышении активности головного мозга, 5) повышении чувствительности – остроты зрения и слуха, и др. Благодаря ориентировочному рефлексу животные и человек в детстве совершают огромное количество усилий по созданию образа окружающего мира.
Предметность – свойство восприятия – отнесенность получаемых с помощью органов чувств сведений об объектах к этим объектам, а не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в процессе восприятия (что иллюстрирует поговорка «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»).
Социальная перцепция – процесс восприятия, изучения, понимания и оценки людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, ​аттракция.
Установка (или аттитюд) – бессознательная внутренняя ориентация действовать в отношении объекта определенным образом, опирающаяся на прошлый опыт (например, тянуть ручку двери вниз или готовность снять трубку телефона, который звонит)
Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что объект или ситуация воспринимается как устойчивое системное целое, даже если его отдельные части не могут быть наблюдаемы.
Эмпатия – механизм социальной перцепции; способность к сопереживанию и сочувствию, к познанию внутреннего мира других людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.