Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 32. Мышление и интеллект




ДЕ № 7. Познавательные процессы

 

Вопрос № 1. Основными характеристиками мышления человека являются…

  1. избирательность отражения действительности
  2. обобщённость и опосредованность отражения действительности
  3. отражение существенных связей и отношений
  4. неразрывная связь с речью

 

Вопрос № 2. К единичным понятиям можно отнести…

 

  1. Енисей
  2. река
  3. Венера
  4. человек

 

Вопрос № 3. Понятия представляют собой…

 

  1. выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие
  2. отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления
  3. основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности

 

Вопрос № 4. По характеру решаемых задач выделяется ______ мышление.

 

  1. предметно-действенное и наглядно-образное
  2. дискурсивное и интуитивное
  3. творческое и воспроизводящее
  4. теоретическое и практическое

Вопрос № 5. К причинам, которые НЕ мешают проявлению творческого мышления относятся…

 

  1. склонность к конформизму
  2. боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны
  3. боязнь показаться глупым или смешным
  4. завышенная оценка значимости своих собственных идей

 

Вопрос № 6. Изучением проблемы интеллекта занимались…

 

  1. П. Я. Гальперин
  2. И. П. Павлов
  3. Ж. Пиаже
  4. З. Фрейд

 

Вопрос № 7. Под интеллектом человека понимается…

 

  1. система всех его познавательных способностей
  2. общая способность к познанию и решению проблем, обеспечивающая успешность любой деятельности
  3. способность к решению проблем без проб и ошибок
  4. запас слов

 

Вопрос № 8. Стиль мышления, направленный на поиск новых способов удовлетворения потребностей, ориентированный на быстрый и конкретный результат, называется…

 

  1. идеалистическим
  2. аналитическим
  3. синтетическим
  4. прагматическим

 

Вопрос № 9. Стадию развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет (по теории Ж. Пиаже), характеризующуюся началом формирования символической функции, которая выступает основой плана представления, называют_________ мышлением.

 

  1. наглядно-действенным
  2. дооперационным
  3. визуальным
  4. практическим

 

 

Вопрос № 10. Самая тяжелая форма слабоумия, при которой речь и мышление не формируются, преобладают эмоциональные реакции, определяется как…

 

  1. олигофрения
  2. идиотия
  3. имбецильность
  4. дебильность

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Абстрагирование (абстракция) – мысленное вычленение отдельных свойств, сторон, элементов или состояний предмета, и превращение их в самостоятельный объект рассмотрения с более глубокого изучения.
Барьеры творческого мышления – 1) склонность к конформизму 2) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны 3) боязнь показаться глупым или смешным 4) тревожность
Гальперин, Петр Яковлевич (1902-1988) – отечественный психолог, обосновавший метод поэтапного формирования умственных действий и понятий
Гилфорд, Джой Пол (1897-1976) – американский психолог, автор «кубической модели структуры интеллекта», в которой было представлено три измерения: 1) операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), 2) содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), 3) результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).
Дебильность (от лат. debilus – увечный, слабый) – легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70), наиболее распространенная форма умственной отсталости; недостаточность абстрактного мышления, внушаемость, подражательность, при этом развитое личное самосознания и эмоциональное отношение к окружающему.
Дедукция – вид умозаключения; движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Идиотия (от греч. Idioteia – невежество) – наиболее тяжелая форма умственной отсталости (IQ≤ 20): примитивные эмоции, речь сводится к воспроизведению отдельных часто искаженных слов, понимание грубо нарушено; замедленные, нескоординированные движения, расстройство навыков стояния и ходьбы.
Имбецильность (от лат. imbecillus – слабый телом, вялый) – выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50); словарный запас достигает 200-300 слов; хорошая механическая память, возможность обучению элементам счета, чтения, письма.
Индукция – вид умозаключения; движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
Интеллект – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Коэффициент интеллекта (IQ) – находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%. Диапазон от 0 до 200, среднее значение IQ соответствует 100 баллам, стандартное отклонение – 16 баллов в каждую сторону. 16% людей имеют IQ 20-84 балла, (см. Олигофрения) 34% людей имеют IQ 84-100 баллов, 34% людей имеют IQ 100-116 баллов, 16% людей имеют IQ 116-180 баллов.
Ментизм – нарушение мышления, наплыв мыслей и представлений, сопровождаемое ощущением, что это совершается помимо воли человека.
Мышление – психический процесс обобщенный и опосредствованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей; активируется при возникновении проблемной ситуации; особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Наглядно-действенное мышление – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.
Наглядно-образное мышление – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Олигофрения – (от греч. oligos – немногий + phren – ум) – тотальное нарушение психического развития, умственная отсталость, а также недоразвитие соматических функций (несформированность внутренних органов, недоразвитие костной и мышечной ткани и т.д.). По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбецильность и дебильность.
Операции мышления – анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование.
Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики
Пиаже, Жан (1896-1980) – швейцарский психолог, автор концепции стадийного развития психики ребенка: 1 стадия – сенсомоторный интеллект (1-2 года); 2 стадия – дооперационное мышление (2-7 лет); 3 стадия – конкретных операций с предметами (7-11 лет); 4 стадия – формальных операций (12-15 лет).
Понятие – одна из основных форм мышления, отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают единичные (обозначающие один предмет – например, Москва, Антарктида) и общие понятия (охватывающие целый класс предметов или явлений, носящих одно и то же название – например, «книга», «мост», «ондатра»).
Практическое мышление – процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, включено в процесс решения практических задач
Стиль мышления – стабильная характеристика мышления. У большинства людей существуют смешанные варианты стилей мышления, с преобладанием в той или иной степени какого-то одного или двух. Стили мышления отвечают за постановку цели в процессе решения проблемы. Выделяют 5 стилей: 1) синтетический: стремление к созданию нового, оригинального, комбинирование несходных, а иногда и противоположных данные и идеи. Склонность к теоретизированию и к мысленным экспериментам, характерный вопрос: «Что будет, если…?». Такие люди стремятся к созданию по возможности более широкой, обобщенной концепции, позволяющей снять противоречия различных подходов, примирить противоположные позиции. 2) идеалистический проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Повышенный интерес к целям, смыслам, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Стремление сглаживать противоречия, акцентируя внимание на сходствах различных позиций, приветствие новых идей. Частый вопрос: "Куда мы идем и почему?". 3) прагматический: опора в принятии решений на свой непосредственный личный опыт. использование легкодоступных материалов и информации, направленность на быстрый результат. «Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение. Они успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Склонны очень большое значение придавать материальным благам и их достижению. 4) аналитический: склонность систематически и всесторонне рассматривать вопросы. Манера решения проблем – логическая и методическая, с акцентом на детали. Разработка подробного плана и сбор большого количества информации, объективных фактов. Склонность воспринимать мир логичным, рациональным, предсказуемым, упорядоченным. Стремление найти формулу, метод или систему, позволяющую логично объяснить различные явления. 5) рационалистический: ориентация только на признание фактов. Реальность – только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление конкретно и направлено на коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Суждение – одна из основных форм мышления, в которой осуществляется связь между двумя понятиями (например, «кактус колючий»). Суждения могут быть истинными и ложными, определенными и неопределенными, повествовательными, описательными, объяснительными.
Творческое мышление – совокупность мыслительных процессов, ​приводящих к получению решений, созданию необычных и оригинальных ​идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Характеризуется следующими признаками (по Дж. П. Гилфорду): 1) оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы. 2) семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование. 3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности. 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.
Теоретически-образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Теоретически-понятийное (абстрактное) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое мышление – процесс мышления, направленный на решение отвлеченных теоретических задач, опосредованно связанных с практикой; на открытие законов, свойств объектов; оно оперирует абстрактными понятиями и представлениями об объектах.
Умозаключение – высшая форма мышления, формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся; опирается на понятие и суждение, и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, доказательство, защита, опровержение.
Характеристики мышления – 1) обобщенность; 2) опосредованность; 3) связь с речью; 4) направленность на решение конкретной задачи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.