Вопрос № 1. Основными характеристиками мышления человека являются…
избирательность отражения действительности
обобщённость и опосредованность отражения действительности
отражение существенных связей и отношений
неразрывная связь с речью
Вопрос № 2. К единичным понятиям можно отнести…
Енисей
река
Венера
человек
Вопрос № 3. Понятия представляют собой…
выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие
отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления
основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности
Вопрос № 4. По характеру решаемых задач выделяется ______ мышление.
предметно-действенное и наглядно-образное
дискурсивное и интуитивное
творческое и воспроизводящее
теоретическое и практическое
Вопрос № 5. К причинам, которые НЕ мешают проявлению творческого мышления относятся…
склонность к конформизму
боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны
боязнь показаться глупым или смешным
завышенная оценка значимости своих собственных идей
Вопрос № 6. Изучением проблемы интеллекта занимались…
П. Я. Гальперин
И. П. Павлов
Ж. Пиаже
З. Фрейд
Вопрос № 7. Под интеллектом человека понимается…
система всех его познавательных способностей
общая способность к познанию и решению проблем, обеспечивающая успешность любой деятельности
способность к решению проблем без проб и ошибок
запас слов
Вопрос № 8. Стиль мышления, направленный на поиск новых способов удовлетворения потребностей, ориентированный на быстрый и конкретный результат, называется…
идеалистическим
аналитическим
синтетическим
прагматическим
Вопрос № 9. Стадию развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет (по теории Ж. Пиаже), характеризующуюся началом формирования символической функции, которая выступает основой плана представления, называют_________ мышлением.
наглядно-действенным
дооперационным
визуальным
практическим
Вопрос № 10. Самая тяжелая форма слабоумия, при которой речь и мышление не формируются, преобладают эмоциональные реакции, определяется как…
олигофрения
идиотия
имбецильность
дебильность
ГЛОССАРИЙ:
Абстрагирование
(абстракция)
– мысленное вычленение отдельных свойств, сторон, элементов или состояний предмета, и превращение их в самостоятельный объект рассмотрения с более глубокого изучения.
Барьеры творческого мышления
– 1) склонность к конформизму
2) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны
3) боязнь показаться глупым или смешным
4) тревожность
Гальперин, Петр Яковлевич
(1902-1988) – отечественный психолог, обосновавший метод поэтапного формирования умственных действий и понятий
Гилфорд, Джой Пол
(1897-1976) – американский психолог, автор «кубической модели структуры интеллекта», в которой было представлено три измерения:
1) операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность),
2) содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий),
3) результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).
Дебильность
(от лат. debilus – увечный, слабый) – легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70), наиболее распространенная форма умственной отсталости; недостаточность абстрактного мышления, внушаемость, подражательность, при этом развитое личное самосознания и эмоциональное отношение к окружающему.
Дедукция
– вид умозаключения; движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Идиотия
(от греч. Idioteia – невежество) – наиболее тяжелая форма умственной отсталости (IQ≤ 20): примитивные эмоции, речь сводится к воспроизведению отдельных часто искаженных слов, понимание грубо нарушено; замедленные, нескоординированные движения, расстройство навыков стояния и ходьбы.
Имбецильность
(от лат. imbecillus – слабый телом, вялый) – выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50); словарный запас достигает 200-300 слов; хорошая механическая память, возможность обучению элементам счета, чтения, письма.
Индукция
– вид умозаключения; движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
Интеллект
– 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида;
3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Коэффициент интеллекта (IQ)
– находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%. Диапазон от 0 до 200, среднее значение IQ соответствует 100 баллам, стандартное отклонение – 16 баллов в каждую сторону.
16% людей имеют IQ 20-84 балла, (см. Олигофрения)
34% людей имеют IQ 84-100 баллов,
34% людей имеют IQ 100-116 баллов,
16% людей имеют IQ 116-180 баллов.
Ментизм
– нарушение мышления, наплыв мыслей и представлений, сопровождаемое ощущением, что это совершается помимо воли человека.
Мышление
– психический процесс обобщенный и опосредствованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей; активируется при возникновении проблемной ситуации; особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Наглядно-действенное мышление
– Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.
Наглядно-образное мышление
– мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Олигофрения
– (от греч. oligos – немногий + phren – ум) – тотальное нарушение психического развития, умственная отсталость, а также недоразвитие соматических функций (несформированность внутренних органов, недоразвитие костной и мышечной ткани и т.д.). По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбецильность и дебильность.
– неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики
Пиаже, Жан
(1896-1980) – швейцарский психолог, автор концепции стадийного развития психики ребенка:
1 стадия – сенсомоторный интеллект (1-2 года);
2 стадия – дооперационное мышление (2-7 лет);
3 стадия – конкретных операций с предметами (7-11 лет);
4 стадия – формальных операций (12-15 лет).
Понятие
– одна из основных форм мышления, отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают единичные (обозначающие один предмет – например, Москва, Антарктида) и общие понятия (охватывающие целый класс предметов или явлений, носящих одно и то же название – например, «книга», «мост», «ондатра»).
Практическое мышление
– процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, включено в процесс решения практических задач
Стиль мышления
– стабильная характеристика мышления. У большинства людей существуют смешанные варианты стилей мышления, с преобладанием в той или иной степени какого-то одного или двух. Стили мышления отвечают за постановку цели в процессе решения проблемы. Выделяют 5 стилей:
1) синтетический: стремление к созданию нового, оригинального, комбинирование несходных, а иногда и противоположных данные и идеи. Склонность к теоретизированию и к мысленным экспериментам, характерный вопрос: «Что будет, если…?». Такие люди стремятся к созданию по возможности более широкой, обобщенной концепции, позволяющей снять противоречия различных подходов, примирить противоположные позиции.
2) идеалистический проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Повышенный интерес к целям, смыслам, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Стремление сглаживать противоречия, акцентируя внимание на сходствах различных позиций, приветствие новых идей. Частый вопрос: "Куда мы идем и почему?".
3) прагматический: опора в принятии решений на свой непосредственный личный опыт. использование легкодоступных материалов и информации, направленность на быстрый результат. «Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение. Они успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Склонны очень большое значение придавать материальным благам и их достижению.
4) аналитический: склонность систематически и всесторонне рассматривать вопросы. Манера решения проблем – логическая и методическая, с акцентом на детали. Разработка подробного плана и сбор большого количества информации, объективных фактов. Склонность воспринимать мир логичным, рациональным, предсказуемым, упорядоченным. Стремление найти формулу, метод или систему, позволяющую логично объяснить различные явления.
5) рационалистический: ориентация только на признание фактов. Реальность – только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление конкретно и направлено на коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Суждение
– одна из основных форм мышления, в которой осуществляется связь между двумя понятиями (например, «кактус колючий»). Суждения могут быть истинными и ложными, определенными и неопределенными, повествовательными, описательными, объяснительными.
Творческое мышление
– совокупность мыслительных процессов, приводящих к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Характеризуется следующими признаками (по Дж. П. Гилфорду):
1) оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы.
2) семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности.
4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.
Теоретически-образное мышление
– отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Теоретически-понятийное (абстрактное) мышление
– это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое мышление
– процесс мышления, направленный на решение отвлеченных теоретических задач, опосредованно связанных с практикой; на открытие законов, свойств объектов; оно оперирует абстрактными понятиями и представлениями об объектах.
Умозаключение
– высшая форма мышления, формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся; опирается на понятие и суждение, и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление