Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

C. Социально-психологический подход




B. Функциональный подход.

Функциональный подход предложен в 1960 г. Т. Парсонсом (1902—1979) в рамках его теории структурно-функционального анализа.

В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению.

1. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

2. Регулятивные (политические) организации обеспечивают постановку и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. К ним относят многие организации государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.

3. Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это церковь, образовательные организации, музеи, редакции, издательства и т.д.

4. Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп. Это, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

В рамках данного подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических отношений, которые в них складываются, включая уровень регламентации, иерархичности, контроля, особенностями отношений между людьми в процессе работы.

1. Простые (харизматические) организации:

Как правило, это небольшие организации, создаваемые членами одной семьи или близкими друзьями. Во главе стоит лидер, обладающий харизмой, способный управлять силой своего обаяния. Такие организации нестабильны, в них нет выраженной иерархии и норм. Место члена организации в ее иерархии в очень большой степени зависит от степени близости к лидеру.

2. Ассоциации.

Эти организации называют еще союзными, подчеркивая тот факт, что они – это своеобразный союз людей, объединившихся на добровольной основе, для защиты и продвижения интересов своих членов (членство добровольное). В таких организациях уже более четко структурированы и формализованы отношения, есть даже то, что называют аппаратом управления (но он, как правило, выполняет представительские и координирующие функции). Отношения между членами организации регулируются достаточно гибкими правилами и нормами и мало зависят от отношений с лидером, да и сам лидер не играет той роли, которая характерна для харизматических организаций. Примеры: хобби-сообщества (нумизматы и т.п.), политические партии (кроме КПСС и подобных), научные, религиозные, экологические и подобные им организации.

Ассоциации — форма гражданского общества, т.к. являются способом самовыражения людей, не могущих сделать это в бизнесе или власти.

3. Тотальные организации.

Создаются, как правило, «сверху» — государством, политическими и религиозными структурами, армией и т.д. Они необходимы для того, чтобы реализовывать четко сформулированные задачи: оборона и охрана, развитие государства, содействие общественному благу (в понимании указанных органов). Отношения в таких организациях жестко структурированы, формализованы и иерархизированы. Члены тотальных организаций находятся в относительной или даже абсолютной изоляции от общества, их деятельность (а часто даже внеорганизационная жизнь) находится под контролем руководства или других членов организации. Лидер (руководитель) назначается и обладает практически неограниченной властью. В таких организациях складывается ярко выраженная субкультура (свой язык — жаргон, способы общения, ритуалы и т.д.). По степени тотальности выделяют 4 разновидности таких организаций (по Э. Гоффману):

· учреждения социального призрения — больницы, детские дома и подобные заведения для людей, не способных позаботиться о себе;

· учреждения для девиантов — тюрьмы, концлагеря, колонии;

· функциональные организации, создаваемые для конкретных целей: армия, правоохранительные органы; инфраструктурные организации (транспорт, связь); политические партии по типу КПСС или НСДАП.

· духовно-религиозные организации — монастыри, секты и т.п..

Особая разновидность тотальных организаций — преступные и террористические сообщества, которые, почти полностью соответствуют социально-психологическим признакам тотальных учреждений, однако они дисфункциональны, т.е. не выполняют полезных для общества задачи.

4. Бюрократии.

В перечисленных выше типах организаций осуществляется лишь небольшая часть организованной деятельности людей. Основная часть общественного продукта производится в другом типе организаций, которые по своим социально-психологическим характеристикам, степени регламентации, иерархизации, формализации и жесткости управления занимают промежуточное место между ассоциациями и тотальными организации и называется «бюрократиями». Этот тип организации описан в рамках теории рациональной бюрократии Максом Вебером, который первым ввел в научный оборот этот термин.

Вебер сформулировал ряд характеристик идеальной бюрократии, которые отражают ее суть.

1. Четкое разделение труда. Все работники должны исполнять официально предписанные обязанности согласно своей специализации и опыту.

2. Система правил и предписаний. Работники следуют формальным установкам, определяющим их поведение в ходе исполнения своих обязанностей.

3. Деперсонализация (обезличивание) организационных отношений. Работа оценивается независимо от личных качеств людей, их эмоциональности и т.д.

4. Строгая иерархическая структура. Количество и качество полномочий по принятию решений распределяются строго сверху вниз. Объем власти увеличивается по мере движения вверх. Четкая подконтрольность и подотчетность.

5. Штатность и структура полномочий. Четкая система должностей, основанная на группировке полномочий, очерчивании правил и процедур деятельности. Вознаграждение ставится в зависимость от занимаемой должности.

6. Рациональность. Предельно четкие формулировки целей организации, выбор наиболее эффективных средств выполнения организационных целей, само управление базируется на четкой логике и науке.

7. Лояльность. У Вебера понимается как готовность членов организации разделять цели организации и направлять все усилия на их достижение.

Сегодня, такие принципы как разделение труда, иерархия и формализация превратились в основополагающие, при построении и функционировании всех организаций. Весь вопрос в том, насколько сильно и полно эти принципы проявляются. Чем сильнее формализация, тем ближе организация к тотальным, чем меньше — тем ближе к ассоциациям.

D. Конфигурационный подход к классификации организаций.

Данный подход стал, пожалуй, одним из самых популярных и часто используемых в современной теории организации. Его автор канадский ученый Г. Минцберг, выделил в организации так называемые базисные части, названные им центрами концентрации членов организации, или центрами влияния. Сама же организация представляется в этом случае как структурированная коалиция участников, тип которой зависит от того, какая часть доминирует.

Организационная конфигурация в зависимости от этого приобретает различные формы, которые соответствуют определенным типам организаций. На Рисунке 4 показана исходная конфигурация, в которой не отражено доминирование той или иной базисной части. Прежде чем описывать типы организаций, вытекающие из конфигурационного подхода, кратко охарактеризуем базисные части организации.

Операционное ядро — это люди, подразделения и оборудование, на котором осуществляется основная деятельность организации.

Стратегическая вершина — инстанции, определяющие долгосрочные стратегии, группа топ-менеджеров.

Рис.4

Техноструктура занята техническими и аналитическими видами деятельности, обеспечивающими успешную работу операционного ядра — планированием работ, технологических процессов, подготовкой работников, а также разработкой и коррекцией организационных процедур, сбором, анализом и распределением информации и т.п.

Срединная линия — это менеджеры среднего звена, связывающие стратегическую верхушку с операционным ядром.

Персонал поддержки (вспомогательное звено) занимается косвенной поддержкой всех элементов организации: обеспечением безопасности, инфраструктурной поддержкой (транспорт, связь и т.д.), консультациями, поисковой и исследовательской работой.

Идеология — это часть, задающая основную тенденцию и направления формирования организационной культуры, отличающую данную организацию. По выражению Г. Минцберга, идеологическая подсистема организации « придает ей жизненную силу, наращивает «плоть» на «скелет» структуры ». На схеме идеология изображается как ореол, охватывающий организационную систему в целом.

Типы организаций по Минцбергу. Таблица 2.

Тип организации Характеристика Конфигурация
Предпринимательская Простая, маленькая и чаще всего молодая организация. Ключевой элемент — стратегическая вершина. Высокая централизация, малая формализация, прямое управление
Механистическая Организации массового производства и отработанных массовых технологий. Ключевой элемент — техноструктура, при развитой группе поддержки. Высокая специализация, формализация и стандартизация. Развитая нисходящая иерархия
Профессиональная Организации, где сильна роль профессионалов, которые берут на себя большую часть управления операциями. Доминирует операционное ядро при поддержке многочисленного вспомогательного персонала. Горизонтальная децентрализация. Высокая стандартизация профессиональных навыков
Диверсифицированная Организация, состоящая из множества относительно независимых единиц. Доминирует срединная линия, задающая общие стандарты выпуска продукции (услуг), и так контролирующая деятельность структур
Инновационная (адхократия) Организации, работающие «на острие» научно-технического прогресса и в специфичных сферах услуг, в которых инновации — условие выживания. Управление избирательно децентрализовано. Размыты границы между линейным персоналом, топ-менеджментом и сотрудниками. Доминирует персонал поддержки, способствующий взаимной подгонке рабочих групп и команд
Миссионерская Организации, имеющие в своей основе сильную корпоративную культуру. В ней доминирует идеология, способствующая сплочению сотрудников. Сочетание низкой централизации с высокой степенью формализации (идеологических норм)

Сегодня, подход Г. Минцберга к рассмотрению типов и структуры организации набирает все большую популярность среди теоретиков и практиков менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.