Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ индустриального и постиндустриального обществ в контексте основных организационных характеристик




VI.2. Внешняя среда организации.

Под внешней средой организации понимается совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов. В современной теории организации говорится о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления. К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития. Мир вошел в постиндустриальную эпоху и это — важнейший фактор влияния на современные организации.

Таблица 6

Характеристика Индустриализм Постиндустриализм
Организационное окружение Государственное регулирование экономики Стандартизация «Заботливое» государство Массовый маркетинг Глобальная конкуренция Фрагментация рынков и децентрализация производства Рост требований к качеству Увеличение возможностей потребительского выбора Рост социальных движений Плюрализм и разнообразие
Технологии Массовое (конвейерное) производство Рутинные технологии Упор на производство товаров (предметов) Ориентация на рост объемов производства Гибкие производства, автоматизация рутинных процессов Компьютерные технологии Упор на производство услуг и информации Ориентация на качество Инновационность
Социальные структуры Бюрократические Иерархии с вертикальными коммуникациями Вертикальная и горизонтальная интеграция Направленность на контроль Сетевые, виртуальные, альянсы «Плоские» иерархии с горизонтальными коммуникациями и ответственностью Вертикальная и горизонтальная дезинтеграция Неформальные механизмы власти и влияния
Культура Стабильность, традиции, обычаи Орг.ценности: рост, эффективность, стандартизация, контроль Неопределенность, парадокс, мода Организационные ценности: качество, удовлетворенность клиентов, разнообразие, инновации
Физическая структура (время-пространство) Концентрация людей в пром. центрах Региональная и национальная направленность Линейность времени Децентрализация расселения Уменьшение расстояний, «сжатие» пространства за счет транспорта и технологий Глобальная направленность «Сжатие» времени
Природа труда Рутинный Функциональная специализация работ «Производственные» навыки Привязка к одной деятельности и работе Наемный труд Узкая и пожизненная квалификация Сложный, диверсифицированный Когнитивные навыки Работа в командах Отсутствие зависимости между местом жительства и работы Возрастание роли обучения Расширение возможностей для собственного дела Смена сфер и видов деятельности на протяжении жизни

В системе факторов внешней среды организации обычно выделяют несколько уровней или слоев:

Первый слой — тот слой, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации. К факторам деловой среды относятся: потребители — индивиды и компании, приобретающие товары или услуги организации; партнеры — те, кто обеспечивает поступление ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации; регуляторы — как правило, органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации; конкуренты — это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации; профсоюзы, но только в тех странах где они представляют реальную силу.

Второй слой — общая или генеральная среда — включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или страны. К факторам общей среды относятся: культура — история, обычаи, нормы, поведенческие модели и система ценностей общества, в котором действует организация (отношение к труду, деньгам и п.т.); экономика — степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков; социальные факторы — демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура общества; законы — общая легальная система страны; политика — распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация.

Третий слой — глобальная среда — это «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

К факторы глобальной среды относятся: технологическая среда — знания, информация, развитие науки и техники, международная среда — это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики.

Далее необходимо отметить, что влияние факторов внешней среды происходит в их непрерывном взаимодействии. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными словами, действие факторов деловой среды — это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды — производное от глобальной, и действие всех их — производное от ноосферных процессов.

Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, можно отнести следующие:

1) структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;

2) усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;

3) «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;

4) инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;

5) стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;

6) управленческие ценности, методы и модели управления становятся «экоориентированными»: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.