Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы обучающихся организаций




Обучающаяся организация.

Сам термин «обучающаяся организация» известен давно, но новый всплеск интереса к данной проблеме связан с работами Питера Сенге. Он дал описание обучающейся организации и ввел понятия адаптивного и генеративного обучения. Адаптивное обучение — это первые шаги обучающейся организации, направленные на приспособление к окружающей среде, а генеративное обучение предполагает уже творческий подход, инновации, предвидение и предугадывание возможных изменений. Генеративное обучение ведет к переосмыслению опыта организации и ее обучению с помощью этого переосмысления.

Американцы М. Макгилл и Д. Слокум разработали классификацию обучающихся организаций, вариант которой приведен в таблице 10.

Таблица 10

Аспект организационной деятельности Типы обучающихся организаций
Знающая Понимающая Думающая Обучающаяся
Философия и идеология Приверженность «лучшему» пути. Предсказуемость, контролируемость Приверженность важным культурным ценностям, лежащим в основе стратегии. Вера в главные мифы Бизнес — череда ситуаций и проблем. Устранение «неполадок» Изучение, развитие и совершенствование любого релевантного опыта, включая методы его обретения
Практика управления Контроль по инструкциям и учебникам Объяснение, сообщение и укрепление организационной культуры Идентификация проблем, сбор данных для их решения Эксперимент, поощрение инноваций и инициативы пример, признание неудач
Сотрудники Следуют правилам, не интересуясь, почему так надо Используют культуру и организационные ценности как основу для поведения Изучают и используют стандартные решения, появившиеся в результате устранения проблем Собирают и используют информацию, исповедуют «конструктивный скептицизм»
Клиенты Должны просто верить компании Вера в то, что исповедуемые компанией ценности обеспечат положительный опыт Считают, что любая проблема решается Такой же субъект процесса обучения, как и сотрудники; открытый и непрерывный диалог
Изменения Пошаговые; настройка для реализации «лучшего пути» В пределах главных мифов и ценностей организационной культуры Через программы решения проблем, рассматриваемые как панацея от всех неудач Часть непрерывного процесса «опыт—анализ—предположение — эксперимент —опыт»

 

«Знающие» организации — самый старый тип. Они успешны, пока рынок остается стабильным, и у них нет особой потребности в обучении. Точнее, оно проходит только по одиночной петле и носит адаптивный характер.

«Понимающую» и «думающую» организации можно условно отнести к промежуточным типам, последняя же, собственно «обучающаяся», характеризуется наличием двойной петли и генеративного обучения.

Как уже отмечалось процесс организационного обучения наибольшее влияние оказывает на культуру организации, благодаря чему меняются не только взгляды и ценности, меняются и базовые представления членов организации:

1) каждый в организации может быть источником идей (это значит, что каждому должен быть открыт доступ к необходимой информации);

2) люди, стоящие ближе к проблемам, обладают лучшими идеями относительно их решения (в организации должна быть развита система делегирования полномочий);

3) обучение происходит не только сверху вниз, но и наоборот (это влечет за собой децентрализацию и отказ от тезиса «начальству виднее»);

4) новые идеи всегда важны для развития организации (система стимулирования должна вознаграждать людей, генерирующих новые идеи);

5) ошибки и неудачи — это в большей степени возможность для обучения, а не повод для наказания (смена ценностной парадигмы в организационной культуре).

XII. Контрольные вопросы

1. С каких точек зрения рассматривается понятие «организация»?

2. Чем организация отличается от таких социальных групп и общностей?

3. Почему Макса Вебера часто называют отцом современной теории организации?

4. Какой вклад внес А. Богданов в формирование и развитие организационной теории?

5. В чем суть «переворота», который совершила «школа человеческих отношений» в организационно-управленческой науке и практике?

6. Объясните суть ситуационной концепции организации, организационной экологии, теории ресурсной зависимости.

7. В чем суть понятия «организационный контекст»?

8. Поясните сущность и взаимосвязь контекстных подсистем организации.

9. Объясните сущность организационных моделей, какую функцию они выполняют.

10. Охарактеризуйте сущность принципа разделения труда в организации.

11. Охарактеризуйте сущность принципа иерархия в теории организации.

12. В чем суть формализации как процесса и как свойства организации?

13. В чем суть основных организационных характеристик?

14. Охарактеризуйте кратко типы организаций по организационно-формальным критериям. Почему эта группа критериев так называется?

15. Приведите примеры организаций, соответствующих функциональным (в подходе Т. Парсонса).

16. Охарактеризуйте типы организаций в социально-психологическом подходе.

17. Приведите примеры предпринимательской, механистической и других организаций на основе конфигурационного подхода.

18. Может ли современная организация существовать без четко сформулированной миссии?

19. Является ли прибыль главной целью существования организации?

20. Как связаны между собой инновационные и маркетинговые цели, социальные и финансовые цели?

21. Как соотносится тип технологии (по Дж. Вудворд) с проявлениями таких свойств организации как централизация, специализация?

22. Что входит в систему механизмов координации?

23. Почему правила являются более эффективным механизмом координации, чем прямые указания и приказы?

24. Опишите место организационной культуры во внутренней среде организации.

25. Приведите факторы влияющие на формирование организационной культуры.

26. Отражаются ли на культуре российских предприятий национальные особенности народов России?

27. Докажите, что организационная культура играет одну из важнейших ролей в успешном функционировании современной организации.

28. Сформулируйте основные доводы в пользу тщательного учета факторов внешней среды в управлении организацией.

29. Опишите воздействия различных факторов внешней среды на различные подсистемы и аспекты деятельности организации.

30. Почему организации вступают в межорганизационные отношения?

31. Охарактеризуйте стили взаимодействия организации с внешней средой.

32. На каких уровнях рассматривается строение организации?

33. Почему в организации образуется неформальная подсистема? Какова ее основная функция?

34. Какие задачи решаются в рамках функционально-целевых подсистем организации?

35. Что представляет собой организационная структура?

36. На каких стадиях формирования организационной структуры определяются: степень централизации управления, принцип группировки отделов, набор рабочих мест?

37. Дайте сравнительную характеристику функциональной и дивизиональной структуры.

38. Дайте сравнительную характеристику функциональной и матричной структуры.

39. Дайте сравнительную характеристику дивизиональной и матричной структуры.

40. Как свойства внешней среды влияют на определение организационной структуры?

41. Охарактеризуйте горизонтальную и сетевую структуры. Почему эти структуры сейчас считаются более эффективными, чем традиционные?

42. Почему в процессе развития организаций в них возникают дисфункции?

43. Чем отличаются дисфункции от организационных патологий?

44. Охарактеризуйте основные организационные патологии,

45. В каких направлениях осуществляются организационные изменения?

46. Приведите примеры технологических, продуктовых и культурных изменений в современных организациях.

47. Охарактеризуйте модель организационных изменений К. Левина.

48. В чем суть модели жизненного цикла организации А. Адизеса

49. В чем суть модели эволюционного развития организации Л. Грейнера?

50. Что такое «обучающаяся организация»?

Список рекомендуемой литературы

1. Богданов А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х т. М., 1989.

2. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М., Наука, 1983

3. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М., КНОРУС, 2007

4. Латфулин Г.Р. Райченко А.В. Теория организации. – СПб.; Питер, 2007

5. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2001

6. Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Улицкого. – М., Финансы и статистика, 2003

7. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации. – М., КНОРУС, 2006

8. Скрынченко Б.Л. Теория организации. – М., ЭКЗАМЕН, 2008

9. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда. – М., ИНФРА-М, 1999

10. Третьякова Е.П. Теория организации. – М., КНОРУС, 2009

11. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – М.; Республика, 1992

12. Тюрина А.Д. Теория организации. – М., ЭКСМО, 2008

13. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М., ОМЕГА-Л, 2008

14. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.; Республика, 1992

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.