Особенно важно для изложения онтологии Арис- тотеля отметить, что в число вечных сущностей вхо- дят начала и высшие причины, благодаря которым получают бытие единичные вещи. Начала (а все при- чины есть начала) — это первый, исходный пункт для бытия, возникновения или познания вещи, указывает Стагирит. Из приведенных положений видно, что два рода бытия — вечные сущности и вещи — ставятся в отношение причины и следствия. Отсюда задача фи- лософии — познавать бытие — уточняется следующим образом: познание бытия — это познание вечных сущ- ностей, так как, зная их в качестве начал и причин вещей, мы вместе с этим получаем и знание о вещах как их следствиях. И Аристотель пишет, что вещь зна- ем, когда знаем причину. Поэтому и мудрость (филосо- фия), по его определению, это наука о первых началах и причинах, и философ должен обладать познанием начали причин сущностей. Необходимо отметить, что причины, которыми занимается философия, — после- дние (предельные): они не имеют других причин, а сами дают бытие прочим причинам. Философия есть знание предела (предельных оснований), считает Аристотель.
Теперь рассмотрим его учение о причинах. Он пишет: «Бог, по общему мнению, находится в числе причин и есть одно из начал». Однако, не бог — глав- ное в его концепции начал и причин. Обобщив пред- принимавшиеся до него поиски начал сущего, Арис- тотель пришел к выводу, что все философы до него говорили о четырех видах причин. Это — форма (ина- че — сущность, суть бытия); материя; движущая (или производящая) причина и целевая (или конечная) причина. Именно эти виды причин и образуют ядро Аристотелевой онтологии. Они раскрывают бытие вещи в четырех аспектах: что представляет собой вещь, каков ее облик, форма; из чего она состоит, каков ее остов, основание; чем или кем она произве- дена или приведена в движение, изменение; а также ради чего (цель). Как мы уже упоминали, эти причи- ны -— конечные (предельные). Они— предпосылки бытия вещи, не возникают, существуют как вечное. Аристотель пишет: «Как не создается субстрат, ска- жем, медь, так не создается и шар». Он не допускает,
чтобы процесс появления вещи пошел в бесконеч- ность, так как быть бесконечным — для него равно- сильно не иметь основы, если не только медь стано- вится круглой, но возникает также круглое или медь. Говоря о том, что беспредельное познать невозмож- но, и философия — это' знание предела, надо доба- вить, что понятие предела распространялось и на чис- ло элементов; нельзя знать беспредельное число элементов и причин. Интересно, что в таком же духе высказывался уже в наше время А. Пуанкаре: «Пред- ставьте себе, что существовало бы не 60 химических элементов, а 60 миллиардов... В таком мире не было бы науки».
Итак, форма — это одно или несколько (набор) свойств, как правило, характерных (существенных), а именно родо-видовых, которые создают качественную определенность вещи. Как отдельное свойство форма выражается логически признаком (грамматически — прилагательным), а как совокупность свойств— об- щим понятием (существительным). Например, в со- став формы человека входит признак «двуногое». «Сутью бытия (вещи)» называет форму Аристотель. В сравнении с единичной вещью (чувственно воспри- нимаемой), «первой» сущностью, форму можно счи- тать «второй» сущностью, так как она включает в себя признаки рода и вида. Именно так, как вторичную сущность, рассматривает роды и виды Аристотель в трактате «Категории». Суть бытия находится в виде и роде, указывает он.
Форма может выступать в виде наличия какого- либо качества, например, белого и теплого, либо его отсутствия, что равно наличию противоположного ка- чества, например, черного и холодного (все примеры — Аристотеля). Выражая эти ситуации, он пользуется как понятием «форма», так и понятием «отсутствие фор- мы», или «лишенность». Можно сказать, что форма и вещь совпадают в существовании. Если наличествует форма, то существует и вещь, и наоборот. Поэтому форму принято' именовать осуществлением или дей- ствительностью (актуальностью) вещи.
Форма как совокупность свойств рассматривается Аристотелем в виде невещественной сущности напо-
добие Платоновой идеи: форма — образ чувственной вещи. Итогом такого воззрения становится отождеств- ление формы с мыслью о вещи, с понятием. Это про- исходит еще и потому, что признаки вещи (форма) являются основой для образования понятия о ней. Например, понятие (форма) дома — это защита от воз- действий ветра, дождя и т. п.
Аристотель допускал самостоятельное существова- ние формы, если она к этому способна или мысленно (в понятии) обособлена от вещи. Но по большей части он склонялся к тому, что формы неотделимы от мате- рии: «Ничто всеобщее не существует отдельно, поми- мо единичных вещей». Невозможно существовать вне единичных предметов для дома или сосуда. В этом проявилось стремление Аристотеля уйти от платонов- ского допущения самостоятельного бытия идей (форм) вне вещей. «Смешно искать общее понятие, которое не было бы свойственно существующим вещам», — писал он. Но вместе с тем он боялся впасть в нелепость про- тивоположного свойства: совместить две сущности. До- пустим, будет небо помимо нашего неба, но не отдель- но, а в том же самом месте. Вообще-то в этом вопросе у Аристотеля было много колебаний. По его мнению, трудно решить вопрос о сверхчувственных сущностях. Особенно это касается математических объектов. С од- ной стороны, существует только тело. Но с другой — тело-сущность в меньшей мере, чем поверхность; по- верхность — чем линия; линия — чем точка; так как ими определяется тело, они существуют без него, а тело без них существовать не может.
Другая сторона бытия вещи представлена ее мате- рией. Если говорить об аристотелевском понятии ма- терии в самом широком смысле, то материей будет все то, что может, способно принимать и носить на себе форму; всякий субстрат, «подлежащее» (ΰποκείμενον), субстанция, принимающая на себя те или иные свой- ства (атрибуты). Сколь разнообразные и неожиданные объекты играют у Аристотеля роль материи, покажут нам следующие примеры: медь — причина статуи; месячные выделения — причина человека в смысле материи; материя дома — кирпичи, камни, бревна; плоскость (поверхность) — материя круга, род — ма-
терия для вида. Кроме того, Аристотель выделяет виды -материи по гносеологическому основанию: есть ма- терия непознаваемая (вещество как таковое), воспри- нимаемая чувствами (конкретный материал) и пости- гаемая умом (абстрактные объекты). Следовательно, материя в самом общем виде — это возможность чем- то стать (быть). Это будет ее категориальная (метафи- зическая) характеристика, из которой вытекает, что материя, в отличие от формы, не совпадает с бытием вещи. Существование материи еще не означает ее бытия в качестве определенной вещи. Поэтому, срав- нивая материю с формой в их отношении к вещи, сле- дует сказать, что материя является потенциальным бытием вещи, потенцией, а не актом. Именно это об- стоятельство, как нам кажется, выражает Аристотель, когда он пишет, что материя в действительности не является отдельной вещью и что в материи не следует видеть причину бытия и сущность.
Сопоставление материи (возможности) с возника- ющей на ее основе вещью и, тем самым, с противопо- ложной ей формой (действительностью) ведет к тому, что мы должны рассматривать материю в любых ее проявлениях как отсутствие данной, принимаемой ею формы, как лишенность. Впрочем, как уже известно, лишенность — тоже некоторого рода определенность (отрицательная или противоположная), о чем у Арис- тотеля сказано: материя способна получить определен- ность как через форму, так и отсутствие формы. Но как бы там ни было, материя — в принципе, неопределен- ный субстрат, лишенность по отношению к вещи (фор- ме). Когда изъемлют сущность, тогда только говорят о материи, пишет Аристотель.
Противоречивость материи — она принципиаль- ная неопределенность и вместе с тем возможность принять форму (определиться) — Аристотель снимает положением о том, что в ней в возможности заключе- ны формы, у нее есть способность их воспринимать или проявлять. Медь имеет в себе форму статуи, тело имеет в себе болезнь. Еще он рассуждает так. Направ- ляем искание на материю, почему она образует нечто определенное, почему кирпичи образуют дом? Потому что в ней находится суть бытия.
Как уже было отмечено, материя может быть оп- ределена как через форму, так и через ее отсутствие, т. е. обладает способностью принимать противопо- ложные формы. В связи с этим Аристотель ставит вопрос об отношении материи к противоположным формам. В общем виде он решается так: в возможно- сти одно и то же может быть противоположными вещами, но в реальном осуществлении — нет. Напри- мер, вода является в возможности вином и уксусом. Но когда одна возможность осуществляется, возни- кает новая проблема: является ли вино уксусом в возможности? Чтобы избежать совмещения противо- положностей и непосредственного перехода одной противоположности в другую, — а логика Аристоте- ля запрещала подобное, — он делает материю посред- ником между противоположностями, противополож- ными формами. Так, вино становится водой, а вода затем становится уксусом.
Принятие материей формы есть ее изменение в соответствии с последней. Человек «вносит форму в этот вот материал, и в результате получается медный шар». В этом процессе оформления материи форма (в нашем примере — шар) выступает как нечто неиз- менное, раз и навсегда данное как образец (модель) для изменения материи. Материя же, напротив, под- вергается изменению, является его носителем (суб- стратом). Где материя, там изменение. Аристотель вы- деляет два вида естественного бытия: подверженное возникновению и вечное, в котором сущности не имеют материи. Например, лунное затмение не имеет материи.
Тут Аристотель, как и в других случаях, идет по стопам Платона, противополагая форму и материю как неизменное и изменяющееся. Материя затем передает свойство изменчивости вещи. Каждая из вещей спо- собна быть и не быть, и в этом состоит материя у каж- дой вещи, замечает Аристотель. Иное дело форма. Поэтому он продолжает: не возникает бытие дома, но возникает бытие этим домом. В общем виде принятие материей формы представляет собой изменение из существующего в возможности в существующее в дей- ствительности, переход возможности в действитель-
ность. Аристотель описывает этот процесс в терминах энергия (сила в действии) и энтелехия (предельность, достижение цели). Энтелехия — это движение суще- ствующего в возможности, например, домостроение, поясняет Аристотель. Вещь имеет имя, когда имеется энтелехиально, а не в потенции.
Мы описали общие черты материи, присущие всем ее разновидностям, сказали о всех ее видах суммарно. Но среди них есть такой вид материи, который надо признать основным, первичным. Это — вещество, веще- ственный состав вещи. Именно о нем, скорее всего, сказаны следующие слова: материя — первое подлежа- щее каждой вещи, из которого возникает какая-нибудь вещь. Рассмотрим этот фундаментальный вид материи.
На самом глубинном первичном уровне материя предстает в качестве вещества как такового, первич- ной материи, абсолютно неопределенной. По этой причине ее даже нельзя назвать действительно суще- ствующей и познаваемой: ведь все действительно су- ществующее должно быть определенно, оформлено. На этом уровне, уровне неопределенного и непознавае- мого вещества, материю можно считать существующей только в возможности, иначе говоря, лишь способной принять форму и стать определенной материей. Не- трудно заметить, что аристотелевское понимание сущ- ности материи сходно с платоновским.
Действительное бытие материи, именуемой «вто- ричной», в отличие от первоматерии, ее оформление представлено на трех уровнях. Во-первых, на уровне традиционных четырех стихий, когда оформляется вещество как таковое. Например, материя, имеющая свойства «редкое» и «плавкое», становится водой. Если вода («редкое») получит свойство «плотное», то возни- кает лед (уплотнившаяся вода). Во-вторых, на уровне природного материала, когда оформляется какая-либо из четырех стихий. Так, вода, получая соответствую- щие дополнительные свойства, превращается в медь. Медь, как все плавкое, состоит из воды, пишет Аристо- тель. Здесь мы имеем дело с конкретной материей, из которой состоят отдельные вещи. Медь — причина статуи, дерево — материя ящика. В-третьих, на уровне вещи, когда природный материал получает форму пред-
мета. Например, статуя — это медь, принимающая «очертание образа». Можно считать, что оформление материи завершается, когда появляется вещь. А вещь можно определить как оформленную материю, един- ство материи и формы. И в дальнейшем оформлению в качестве материи подлежит теперь сама вещь, о чем уже было сказано в начале. Все возникает из подлежа- щего и формы, написано у Аристотеля. А конкретно он поясняет: образованный человек слагается из челове- ка и образованного.
Оформление материи осуществляется движущей (производящей) причиной. Согласно Аристотелю, есть две производящие причины: природа и искусство (ре- месло). Природа — источник возникновения и первого движения естественных тел. Она — способность, вы- зывающая движение в себе самой. Особенность ее действия в том, что начало возникновения содержится в самой вещи (в материи). Ведь человек рождает чело- века; для ребенка причина — отец или семя, сказано у Аристотеля. Вещи возникают из материи тогда, когда она способна к движению, и внешний действователь не нужен. Это можно понять так, что природа является силой, которая проявляет формы, скрытые в материи (в вещи). Например, здоровье создается телом, возни- кает само собой, значит, дано от природы — самодви- жущейся материи. Так, семя создает растение, живот- ное, человека. В связи с этим надо отметить, что, по мнению Аристотеля, от природы существует то, что состоит из материи и формы (например, люди), т. е. для человека природные тела и он сам — это уже готовое, как бы изначальное единство материи и формы. При- родные тела (земля, огонь, животные) сами по себе обладают движением.
Самодвижущееся заключает в себе неподвижный двигатель. Скажем, душа — источник движения живо- го существа, который оно носит в себе. Это положение применимо и к вселенной в целом. Так как одно дви- жущееся приводится в движение другим, то необходи- мо признать существование первого двигателя, а не идти в бесконечность (в бесконечном нет ничего пер- вого, отмечает Аристотель в «Физике»). По поводу его слов «Если бы не было человека, палка не могла бы
двигать камень», иллюстрирующих последователь- ность причин, английский исследователь К.Дж.Ф. Ви- льяме указывает на антропоморфизм представления об извечных причинах: понятие причины происходит от нас самих как двигателей. Движение вечно, поэтому перводвигатель должен быть вечным, должен вечно двигать. Этот вечный перводвигатель сам неподвижен, иначе пришлось бы объяснять причину его движения и идти в бесконечность, что недопустимо, согласно логике Аристотеля. Неподвижный первый двигатель движет подобно тому, как движет предмет стремления (благо), сам будучи неподвижным. Приводится и такой пример (вернее, аналогия) неподвижного двигателя: обу- чающий сам не научается. В конце концов Аристотель отождествлял движущее начало мира с мыслящим себя Умом-богом в духе Платона. Диоген Лаэртский так комментировал это. Провидение бога простирается на небесные тела, сам же он неподвижен; а все наземное устрояется по взаимострастию небесными телами.
Вторая производящая причина — искусство (фак- тически — обученный ремеслу человек). Искусство — причина «искусственных тел» (предметов материаль- ной культуры), как определяет Аристотель. Действие искусства, приводящее к созданию вещи, существенно отлично от действия природы. Когда действует искус- ство, начало находится в другом, указывает Аристотель. Искусственные предметы (ложе, плащ) не имеют врож- денного движения и изменения, не носят в себе начал своего производства. Причина движения — вне их. Как, например, причина здоровья — врач, причина статуи — ваятель. (Здесь надо заметить, что в отдель- ных случаях (в случае здоровья) искусство заменяет природу, соперничает с ней.)
Искусство имеет место тогда, когда материя не может двигать сама себя. Искусственные предметы могут изменяться сами собой лишь постольку, посколь- ку состоят из природных тел (земли, камня и т. п.). Неподвижную материю (материал) приводит в движе- ние строительное или плотничье искусство, пишет Аристотель. Дом возникает только действием искусст- ва. Здесь имеет место акт создавания вещи. Через искусство возникают те вещи, форма (понятие) кото-
рых находится в душе их творца. Здоровье — понятие, находящееся в душе врача, которое он посредством действия превращает в здоровое тело.
Наконец, мы подошли к тому, что вещь создается и существует, по мнению Аристотеля, для некоторой цели, т. е. детерминирована целевой причиной: «то, ради чего, и благо». Цель является мотивом действия движущей причины, что зафиксировано в термине «энтелехия», обозначающем осуществление действия. Корень этого слова — τέλος — цель. Целью руковод- ствуется не только искусство, что естественно (пример Аристотеля: здоровье — цель гуляния), но и природа.
Природа производит «ради чего» и потому, что «так лучше» (благо), а не в силу необходимости. Необходи- мость и цель он различает следующим образом: необ- ходимость заключена в материи, а «ради чего» — в понятии (форме). Например, если не будет железа, то не будет и пилы. Исходя из целесообразной деятельно- сти природы, Аристотель объясняет естественный от- бор в мире животных. Сохраняются те животные, в которых части совпадают так, как если бы они образо- вались ввиду определенной цели. Природа творит ра- стения на пользу животных и т. д., а в итоге творит все ради людей. Таким образом, «природная» телеология Аристотеля завершается антропоцентризмом. Знанию целевой причины Аристотель придавал большое зна- чение. Мудростью — он часто пользуется словом σοφία вместо φιλοσοφία — будет наука о цели и благе, ибо ради этого последнего существует все остальное.
Учение Аристотеля о четырех причинах является в сущности все тем же техноморфизмом. Уже давно за- мечено, что его моделью послужила целеполагающая деятельность человека, труд. Да и сам Аристотель сви- детельствует об этом, когда пишет: у дома началом дви- жения являются строительное искусство и строитель, целью — продукт, материей — земля и камни, фор- мою — понятие.
Гносеологическая тематика в творчестве Аристо- теля еще не выделилась в четко очерченную область философии. Вопросов познания он касается в связи с изучением души (психологией) и разработкой логики. Гносеология Аристотеля может быть изложена на ос-
нове его представлений о познавательных способнос- тях души, формах и уровнях познания.
Все существующее представляет собой либо пред- меты чувственно постигаемые, либо умопостигаемые. Знание начинается с ощущений. Ощущение — одна из способностей души. Оно осуществляется при посред- стве органов чувств, когда на них воздействуют пред- меты внешнего мира. Поэтому ощущение — страда- тельное состояние.
Из этого, во-первых, следует, что ощущающая спо- собность души тесно связана с телом. Во-вторых, что ощущение не во власти ощущающего существа, как пишет Аристотель, ибо необходимо, чтобы был налицо ощущаемый предмет. И, в третьих, объект восприятия не зависит от субъекта: «С уничтожением животного прекращается чувственное восприятие, но восприни- маемое чувствами будет продолжать существовать, например, тело, теплое, сладкое, горькое».
Аристотель предложил свою концепцию ощущений. Мы испытываем воздействие от предмета, поскольку он обладает определенными качествами (цветом, вку- сом или звуком), а не потому, что он представляет со- бой материальную вещь. Это означает, что на органы чувств и затем на душу действует не материя, а неве- щественная форма (свойства предмета). Как говорит сам Аристотель, ощущение есть то, что способно при- нимать формы предметов без их материи, подобно тому, как воск принимает оттиск печатки без железа и без золота.
Из сказанного следует: 1) Ощущение идеально, так как является восприятием нематериальной фор- мы (ср. с атомарными, т. е. вещественными, «идола- ми» Демокрита). Аристотель твердо придерживался мнения об идеальности ощущения, чувственного об- раза. Ощущение — это не сам предмет, а его образ (форма без материи). Камень в душе не находится, а только форма его, подчеркивал он. Аристотель, пожа- луй, впервые в истории философии ясно высказал мнение об идеальности чувственного образа и зало- жил основу классического понимания противополож- ности материального и идеального (как бестелесно- го), принятое и последующими философами. Так, И.
Кант говорил, что' материальное и идеальное разли- чаются, как сто талеров в кошельке и сто талеров в голове. Но если у К. Маркса идеальное — это пере- саженное в голову материальное, то идеальное Ари- стотеля — это пересаженное в душу идеальное же, существующее в действительности. 2) Ощущение как образ точно соответствует воспринимаемым каче- ствам (формам), как оттиск соответствует печати. Ведь ощущение, повторим, та же самая форма предмета, только запечатленная в душе. Как пишет Аристотель, ощущение тождественно качествам. Он не сомнева- ется в объективности и истинности ощущений.
Ощущение отдельных предметов всегда истинно, сказано в трактате «О душе». Здесь уже проглядыва- ет аристотелевское гносеологическое понимание ис- тины как соответствия знания действительности. Ощущения сохраняются в душе, и благодаря памяти появляется опыт (эмпирия). Опыт — основа деятель- ности, так как знающий отдельную вещь достигает в действии большего успеха, чем обладающий общим понятием. Врач лечит не человека вообще, а Каллия или Сократа. Опыт создает искусство и науку. Ис- кусство (τέχνη) — умение, навыки — нечто промежу- точное между опытом и наукой, например, врачева- ние, архитектура и т. п. Наука (επιστήμη) — это уже рациональное познание, теория. Ее орудием (органо- ном) служит диалектика (в платоновском смысле) и, главным образом, созданная Аристотелем логика (точ- нее, аналитика или силлогистика), так как мы науча- емся, пишет он, через наведение, либо посредством доказательств. Отсюда понятно, почему началом на- уки Аристотель объявляет ум.
Ум, подобно ощущению, — способность души вос- принимать предметы мысли (это так называемый «стра- дательный ум»). Она реализуется благодаря мышле- нию, «деятельному уму». Ум— это то, определяет Аристотель, чем душа мыслит и постигает. В трактате «О душе» есть известное сравнение души с рукой, быв- шее довольно популярным в античной философии. Душа представляет собой словно руку. Рука есть ору- дие орудий, а ум — форма форм, ощущение же — фор- ма чувственно воспринимаемых качеств. В этом мно-
гозначительном сравнении можно найти указание на ум как восприятие (рука) и на ум как действие (орудие); мысль об универсальности познавательных возможно- стей ума (орудие орудий и форма форм); положение о дальнейшем преобразовании чувственно воспринима- емых форм в уме (форме форм).
Универсализм ума приводит Аристотеля к тому, что он отказывается от органической связи ума с телом: для ума нет никакого органа. Свой взгляд он объясняет так: поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным (в частности, с телом). Так, в отличие от ощущений, ум не связан с телом (но это не значит, что он существует вне тела).
Вопрос об отношении ума и тела словно бы продол- жается в следующем важнейшем вопросе гносеоло- гии — вопросе об отношении рационального и эмпири- ческого компонентов знания, мышления и ощущений (опыта), которые Аристотель, как и ум, считает одним из оснований науки.
С одной стороны, ум независимо от опыта содер- жит в себе научные аксиомы и законы логики, которые имеют характер интуиции и не нуждаются ни в каком обосновании. Это свидетельствует о склонности Арис- тотеля к рационализму. Начала, из которых исходят при доказательствах, например, такие: возможно ли одновре- менно утверждать и отрицать одно и то же или нет.
Но, с другой стороны, Аристотель полагал, что в познании ум должен опираться на ощущения. Не име- ющий чувственных восприятий человек, считает Арис- тотель, ничему не научится и ничего разумом не постиг- нет. Сказанное свидетельствует о мотивах сенсуализма и эмпиризма в его гносеологии. Дело в том, что предме- ты мысли («отвлечения», свойства, общее) находятся в чувственно постигаемых формах. Поэтому деятельность ума заключается в преобразовании форм чувственно воспринятых качеств, именно в отвлечении от их пред- метного содержания, в создании абстрактных объектов и понятий, в познании общего. Ум мыслит то, что не связано с материей. Мы мыслим кривизну без тела, которому кривизна присуща. Ум, мысля математичес- кие предметы, берет их в отвлечении, хотя они и неот- делимы от тела. Естествоиспытатель (физик) выявляет
материю явления (например, гнев — кипение крови), а диалектик (философ) — форму и понятие (гнев — стрем- ление отомстить). Философ-метафизик занимается поня- тием, отмежеванным от всего телесного.
Отсюда следует своеобразие научного познания в сравнении с опытом. Опыт имеет дело с единичным, а наука, отмечает Аристотель, имеет один общий взгляд на сходные предметы; имеет дело с тем, что есть общего в них. Чувственное восприятие дает зна- ние отдельных вещей. Однако последних — беспре- дельное множество, указывает Аристотель, а достичь знания беспредельного невозможно. Выход из этого затруднения он видит в том, что вещи мы знаем по- стольку, поскольку они некоторым образом представ- ляют одно и то же (тождественны), т. е. ощущаем мы различное, а мыслим (знаем) тождественное. Отсюда и его слова: мудрый знает все, не имея знания об отдельных предметах. Иначе говоря, мы познаем еди- ничное в форме общего: первичное «необходимо по- знавать посредством наведения, ибо именно таким образом восприятие порождает общее». Положение Аристотеля о познании единичного посредством об- щего разделяют и современные философы (логики). Приведем слова одного из них (Г.Д. Левина): «Отра- зить это множество методом, характерным для чув- ственного познания, — когда каждому реально суще- ствующему объекту соответствует отдельный образ, — невозможно. Необходимо перейти от такого однознач- ного соответствия к одно-многозначному, когда один образ соответствует многим... предметам. Эту задачу и решают общие понятия».
Созданные деятельным умом понятия, абстракции воспринимаются затем страдательным умом. Так как ум сам созидает предметы мысли (общее) и сам же их вос- принимает, т. е. общее пребывает в самой душе, Аристо- тель заключает, что мышление находится в распоряже- нии самого мыслящего существа (не то — ощущение).
Наука превосходит опыт, кроме того, потому что люди науки знают причину. По замечанию Аристоте- ля, в чувственных восприятиях нет мудрости. Они дают факт («огонь горяч»), но не говорят почему (горяч). Мудрость — это наука о первых началах и Причинах,
наиболее удаленных от чувственных восприятий. Кро- ме того, мудростью следует признать науку о сущнос- ти. Ведь различные вещи, отмечает Аристотель, вели- чина и сущность величины, вода и сущность воды. Знание сущности выше других родов знания: важнее знать, что есть вещь, чем какая она. С помощью же чувственной способности человек различает, напри- мер, тепло и холод и то, сочетанием чего является мясо (т. е. огонь и землю), но не сущность мяса, которую субъект различает иною способностью.
Очень ценным для будущего философии было по- ложение Аристотеля о том, что наука — результат кол- лективного творчества ученых: «Никто не может дос- тичь ее (истину) подобающим образом, но и не терпит полную неудачу: каждый говорит о природе что-нибудь и в отдельности ничего или почти ничего не вносит, тогда как из всего вместе получается заметная величина». Эта мысль Аристотеля свидетельствует о зарождении идеи историзма в гносеологии, которую он пытался реализо- вать в своих сочинениях. Аристотель — первый исто- рик науки и философии, основатель доксографии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление