Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Философия, ее предмет и роль жизни




Основная

Литература

Человека и общества

Философия, ее предмет и роль жизни

Модуль 1

Вы будете изучать;

предмет философии, понятия и содержание;

♦ философию как мировоззрение;

♦ специфику философского знания и его функции в обществе;

♦ структуру философского знания и методы философских исследований;

♦ генезис философии.

Цели модуля:

дать представления о предмете философии и значении философии в жизни общества;

♦ познакомить с основными понятиями и структурой курса;

♦ дать представления о научной и философской картине мира;

♦ выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения;

♦ дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования;

♦ помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.

После изучения модуля Вы сможете:

иметь представление о предмете философии и ее социокультурной ценности;

♦ знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рассуждений;

♦ выявлять различия между мифологическим, религиозным и научным мировоззрением;

♦ уметь пользоваться философскими методами исследования;

♦ ориентироваться в огромном множестве мнений/верований и ценностей.

1. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002.

2. Толпыкин В.Е. Введение в философию. Учебное пособие. – М. – Воронеж, 2002.

3. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

4. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

 

1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. – М., 1993.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.

4. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. – СПб., 2003.

5. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.

6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. – М., 2003.

7. Немировская Л.3. Философия: Курс лекций. – M., 1998.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1999.

9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1998.

10. Радугин А.А. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

11. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

12. Современный философский словарь. – М., 1998.

13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д, 1995.

14. Философия. Конспект лекций / Под ред. В.В. Трушкова. – М., 2001.

15. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Яковлев В.П. Философия: конспект лекций. Ростов н/Д, 2002. – 192 с.

1.2. Зачем человеку философия? Социокультурная ценность философского знания

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К.Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...»1

Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с момента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»2.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действительности. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo –люблю и sophia –мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в VII–V вв. до н. э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период проходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии.

 

ФИЛОСОФИЯ является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.