Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В настоящее время самым 1 страница




I. МЕТАФИЛОСОФИЯ

Хабаровск 2003

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И ЕЕ ИСТОРИЮ

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов вузов региона

 

ББК Ю

Х 12

 

Фокин Е.И. Введение в философию и ее историю: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 288 с.

 

Рецензенты: кафедра философии и культурологии ДВЮИ

(завкафедрой д-р.филос.наук, проф. Л.Е.Бляхер)

 

д-р.филос.наук, проф. В.П.Дурин (ДВГУПС)

 

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебное пособие, проблемно ограниченное рамками государственного образовательного стандарта, является вводной частью курса философии. В пособии представлен концептуально единый взгляд философии на свой предмет, историю и историографию (I раздел) и краткий курс истории философии в лицах, школах, проблемах (II раздел). Речь идет о философском введении в мир философии изначально заинтересованного читателя, начинающего знакомство с философией. Вводная метафилософская тематика и проблемы истории философии в настоящем пособии выступают генератором познавательного интереса к философскому знанию, его творческому освоению.

Успешная работа с текстами учебного пособия предполагает комплексный подход. Это и интенсивная работа на лекциях и семинарах, и чтение и осмысление рекомендованных первоисточников, и обязательная работа с философским словарем, и непременное критическое осмысление любых усвоенных знаний как философских и научных, так и обыденных и ненаучных. Жить в постоянном поиске – судьба философа, его "крест" и радость, присущие истинно счастливому человеку.

Людям, жаждущим творческого беспокойства в непрестанном поиске истины, напомним слова замечательного античного философа-жизнелюба Эпикура (III в. до н.э.): "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься ею: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души"[1].

Учебное пособие не претендует на бесспорность и, несомненно, требует совершенствования. Автор с благодарностью примет замечания и советы.

Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей.

 

важным вопросом в философии

является вопрос "что такое

философия сама по себе".

 

Д. Дьюи (1859 – 1952)

 

Предметное определение философии, вопросы о сущности, границах и специфике ее знаний являются сегодня ареной ожесточенных споров самих философов. Для того чтобы исследовать и понять философию и ее историю как особую целостную систему знаний, следовало бы выйти за рамки собственных концепций философии в общую для них надфилософскую область – в метафилософию [2]. Метафилософия – область предельно общего знания философии о самой себе и своей истории:

– о предмете, сущности, особенностях и многих других аспектах собственно философского знания, названного нами "философией философии";

– о диалектике и логике историко-философского процесса – раздел знаний, обычно именуемый "философией истории философии".

Философия философии затрагивает проблемы возникновения, исторического генезиса, природы философского знания, его структуры, целей, задач и социальных функций, плюрализма и единства философий, основного вопроса философии. Философия философии выступает основанием формирования любой конкретной философской концепции (теории), логически обосновывает предпосылочные ее элементы (принципы[3], методологию[4], системную целостность[5]). Одной из основных тем философии философии является философская методология (единая система принципов, методов, приемов и процедур философского познания). Обобщающим философским учением об универсальном методе (философском, метанаучном) является диалектика[6].

Философия истории философии основной целью исследования объявляет поиск принципов и законов историко-философского процесса. Речь идет об источниках, факторах, диалектике и логике историко-философской мысли. Не менее важной задачей философии истории философии является исследование методологии историко-философского познания и изучение его историографических и источниковедческих проблем.

Метафилософские исследования являются обязательными для любой философской системы. Шеллинг, к примеру, подчеркивал, что "идея философии сама является результатом философии, которая как бесконечная наука есть одновременно и наука о самой себе"[7].

 

 

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Все науки более необходимы,

нежели философия,

но лучше ее нет ни одной.

 

Аристотель

 

§ 1. Возникновение и исторический генезис философии, общие

тенденции ее развития

 

Метафилософский вопрос – "что такое философия?" – имеет, по крайней мере, три смысла: семантический[8], предметный и самоидентичности (подлинной самоопределенности). Семантический смысл выражается вопросом: "что означает термин – "философия"? Он не существует отдельно и независимо от предметного смысла: "что изучает философия". Смысл самоидентичности философии заключается в утверждении собственно философской специфики знания, отличного от нефилософского (мифологического, религиозного, мистического, художественного, конкретно-научного, обыденного и др.). Самоидентификация философии, как и обретение ею предметного и семантического смыслов, является исторически и логически единым процессом формирования специфики философского мышления и его самоопределения.

Термин "философия" (греч. philosophia – любовь к мудрости, знанию; любознательность) изначально имел более глубокий, аутентичный (подлинный) смысл, чем просто обожание мудрости. Платоновское[9] понимание "софии" (мудрости) точнее и определеннее: это "...нечто великое и приличествующее лишь божеству". "София" – атрибут Бога, имеющий продолжение в философском "логосе" Мира, целеполагающего его возникновение, функционирование и развитие. Человеку же, в отличие от Бога, позволено лишь любить мудрость, но не обладать ею. Греческий менталитет[10] не позволял человеку возвыситься до Бога. Тем не менее мудрость в античном мире истолковывалась как всякая осмысленная деятельность, умение, сноровка, практичность, хитроумие, в противоположность неучености и глупости.

Мудрость открывается человеку в качестве дара божьего как истина, ценность которой становится базовой для философии. "Платон мне друг, но истина дороже", – эти слова Аристотеля стали основополагающим принципом, выражающим познавательное кредо философии как науки[11]. "Верно также и то, что философия называется знанием об истине"[12]. Иными словами, философия, по Аристотелю, будучи истинным знанием, сама делает предметом своего исследования истины: т.е. является знанием о знании, а по аристотелевской терминологии – метазнанием. Раздел философии, называемый сегодня гносеологией (теорией познания), представляется областью метазнания.

У Аристотеля понятие "философия" (φiλоδоφia) – в единственном числе – означает науку о сущности бытия, умопостигаемых и неизменных началах, как "первая мудрость". Для обозначения наук вообще – "общей мудрости" – он использовал термин "философии" (φiλоδоφiai) – во множественном числе. "Есть, – говорит Аристотель, – некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука, не тождественная ни одной из так называемых частных наук..., все они, отделяя себе какую-то часть его (сущего как такового), исследуют то, что присуще этой части"[13].

Последователь Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н.э.) объединил труды по "первой философии под общим названием "метафизика" (греч. meta ta phisika – буквально: то, что над(после) физики). Эта часть трудов включала в себя фундаментальные философские исследования Аристотеля о сущности бытия и его познания. Метафизика и есть собственно философия, "воспаряющая" над "физикой" (наукой о природе) и становящаяся наукой о первых началах и причинах бытия. В западной сциентистской[14] философии и сегодня под термином "метафизика" понимают философию, философию спекулятивную (умозрительную), лишенную опытного основания.

По мнению многих исследователей истории философии, термин "философия" уже использовался Пифагором (акмэ[15] 500 до н.э.) как общепринятый. Геродот (470 – 425 до н.э.) называл Солона (638 – 559 до н.э.) философом, имея в виду его мудрость и богатство философского знания (последний был одним из семи мудрецов древней Греции). У всех европейских народов термин "философия" остался неизменным до наших дней, хотя его содержание претерпело существенное изменение. В России понятие "философия" имеет византийские корни. Оно приобрело права гражданства с момента зарождения философской культуры. Правда, предпринимались попытки придать термину русское звучание – "любомудрие", но они не увенчались успехом.

Еще в предыстории цивилизаций человека интересуют вопросы, которые впоследствии названы философскими: откуда, почему и как возникает мир, каков он, каково отношение человека к миру, что есть душа и ее отношение к телу и миру, какова судьба души после смерти тела, управляет ли кто-либо человеком и миром, какова их судьба и многие другие. Эти и подобные вопросы были продуктами практического сознания, делающего первые попытки выйти за пределы опыта и мифологического мировоззрения. Зачатки философской проблематики зарождаются еще в мифологии и религии, являющимися донаучными формами знания о мире. Став господствующей формой духовного освоения мира, философия длительный период развивалась параллельно и во взаимосвязи с мифологией и религией. Последние теперь успешно пользовались средствами разума, равно как и философия. Это, однако, не значит, что философию следует признать мифологией, сменившей свою форму духовности. Философия критически преодолевает мифологию как исторически изживший себя образ мира.

Мифология, религия, древнее искусство и зачатки научного знания несут в себе "материнское" начало философии. Необходимо, однако, указать и на ее "отцовство" – материальные и социальные условия жизни людей в эпоху сформировавшегося единого хозяйства, общества и государства. Если родоплеменные социально-хозяйственные отношения делали субъектом духовного творчества род (индивид всецело подчинялся стихии мысли рода), то классовые хозяйственные, социальные и политические отношения включили в процесс духовного производства заинтересованного индивида, освобожденного от гнета повседневного труда, за счет труда других. Глубинные истоки выделения философии из мифологии и религии, становление ее как самостоятельной формы знания, заключаются в общественной востребованности наукосообразного, практически значимого знания в хозяйстве, политике и общественной жизни.

Специфика первофилософского знания заключается в слитности и нерасчлененности его с самими источниками (мифологией и религией). Однако первые отличались от вторых критичностью, рационализмом и значительной долей скептицизма в отношении традиционных знаний о мире. Обнаруживается преимущество философских знаний в практической жизнедеятельности людей, в их адекватности и познавательной продуктивности в сравнении с мифологией, религией и обыденным сознанием. Признанию преимущества философии над своими истоками способствовала нарождающаяся наука, ставшая составной частью философии и интегрировавшая с ней наиболее плодотворные методы (например, математика – логику, физика – связь с практикой, опытом и т.п.). Философия не устраняет мифологию, религию и искусство как специфическую духовность и образ мира, а критически преодолевает их, сохраняя философскую проблематику и образный стиль изложения мысли. Все первые цивилизации пришли к философии от мифа, но различно их философское отношение к нему. В античном мире философия становится явно оппозиционным мифологии способом мышления, а в Древнем Востоке – лояльным, дополняющим.

Народившаяся философская ментальность еще зависит от мифологии и религии; там, где философия пасует перед трудностями разумного объяснения мира, мифология и религия с готовностью предоставляют ей свою помощь. Современные философии явно или неявно, часто не осознавая этого, пользуются мифологическими и религиозными гипотезами[16], составляющими фундамент обыденного знания. И хотя Homo sapiens становится Homo pfilosophicus в силу естественного развития практического духа, следует все же отвергнуть претензии обыденного сознания на то, что философия, в конечном счете, сводится к практическому житейскому знанию. Философия начинается с удивления, а следовательно, представляет знание, противоположное обыденному и, по словам Аристотеля, недоступное ему.

Философия возникает и становится в VIII – VI вв. до н.э. как результат развития духовности великих культур древнего мира (Египет, Двуречье, Индия, Китай, Античность). Существование собственно философского типа духовности в культуре древнего мира можно отнести к VI в. до н.э. "Осевым" называет время (V в. до н.э.) К.Ясперс время господства философской ментальности (духовности) как период поворота в движении локальных культур к единой культуре человечества[17] (рис.1). Удивительным, не получившим пока убедительного объяснения представляется сам факт одновременного возникновения философии во всех древних цивилизациях, разделенных географически, слабо связанных хозяйственно и уникальных по культуре[18]. На наш взгляд, несомненным остается вывод, что в становлении, функционировании и развитии духовной культуры всех существовавших тогда цивилизаций имеются общие истоки, общая, подчиняющаяся единым законам доистория и общее начало истории.

У своих истоков философия тяготеет к единственной концептуально (теоретически) оформленной системе знаний о мире и его фрагментах. Философия становится единой и единственной наукой, энциклопедией всех имеющихся на тот период универсально-философских и конкретно-научных знаний. Однако говорить о единстве и единственности философии уже в тот период можно только условно. Уже первые философские школы обнаружили плюрализм философских систем, который объяснялся ими (школами) простым незнанием истины или непреднамеренным заблуждением оппонентов. Основная тематика исследования первых философских школ – фундаментальные, "вечные проблемы" бытия и познания – дополняются проблемами конкретно-научных знаний (естественнонаучных: математических, физических, биологических; гуманитарных: логических, политологических, экономических, этики и эстетики, риторики и других; практических (прикладных): медицины, землепользования, астрономии и многих др.).

Философия как единое знание о мире и его фрагментах (о самом широком спектре бытия и познания) просуществовала вплоть до эпохи Ренессанса. Лишь к XIV – XVI вв. можно отнести становление и самостоятельное предметное развитие собственно науки. От философии постепенно "отпочковываются" и выделяются в самостоятельные отрасли знания конкретные науки (математика, механика, астрономия, логика и др.). Наука даже в этом случае не освобождается от влияния философии. Наряду с позитивным содержанием науки той эпохи несут на себе груз схоластики (умозрительности) и философских заблуждений. Науки обретают предметную, гносеологическую и методологическую самостоятельность, требующую исключительно профессионального подхода. Внефилософская выделенность конкретно-научного знания вовсе не означает его разрыв с философией. Скорее наоборот: узы философии и науки становятся продуктивнее и прочнее.

 
 

 


 

Рис.1. От локальных культур к единому человечеству

 

Процесс отпочкования наук от философии явился результатом научно-технического прогресса европейского общества ренессансной эпохи. Вплоть до ХХ века философия постепенно и непрерывно теряет свое конкретно-научное содержание, утверждаясь в плодотворности такого процесса как для науки, так и для философии. Науки обретают свой предмет и собственные методы познания, а философия получает возможность уделять основное внимание центральной философской проблематике – универсальным закономерностям бытия и познания. Но даже в начале ХХ века в лоне философии продолжали оставаться так называемые "философские науки": логика, психология, этика и эстетика. Они и сегодня, будучи самостоятельными научными и учебными дисциплинами, однозначно определяют свой предмет, методологию и логику исследования из теоретических предпосылок той или иной философии.

ХХ век не только возродил по преимуществу особую позитивно-философскую ментальность, но и показал необходимость устойчивой связи философии со всем многообразием видов и сфер знаний даже тогда, когда некоторые из них находятся к ним в явной оппозиции (например, религия, обыденное знание, мистицизм и др.). Философия вообще не может претендовать на какую-либо позитивную значимость в общей системе знаний, если она отказывает этим знаниям в соучастии в изучении, постановке и решении философских проблем. С другой стороны, нельзя саму философию ограничивать в предметном многообразии, определяя области бытия или познания, запретные для философии[19]. Таких областей нет и быть не может в принципе.

Итоги и выводы

1. Возникновение философии как особой формы общественного сознания народов древнего мира в VIII – VI вв. до н.э. является естественным процессом развития духа цивилизаций в результате их хозяйственного и социального прогресса (интенсификации хозяйственной жизни и классовой, социально-групповой дифференциации общества). Духовными истоками становления философии являются мифология, религия, искусство и нарождающаяся наука.

2. Факторами, способствующими возникновению и развитию философии, являются:

1) востребованность развивающимся государством (его учреждениями, организациями, институтами) образованных государственных деятелей, чиновников, судей, грамотных полководцев для совершенствования всех сфер государственной деятельности и хозяйствоведения;

2) потребности публичной деятельности в руководстве общественными институтами и организации их деятельности, в способности воспитывать, обучать, агитировать, убеждать;

3) нужды общества в реорганизации и совершенствовании религиозных институтов, в обновлении сферы литературы и искусства.

3. Философия возникает как единое, целостное системное знание, имеющее основание в нарождающейся науке, мифологии, религии, искусстве, в обыденном сознании, в практических (прикладных) и опытных знаниях. Абсолютный универсализм ("философия может знать все"), системность (сам мир и знание о нем представляют собой целостное и взаимосвязанное единство) и истинность (соответствие знаний о мире самому этому миру) стали признанными атрибутами[20] философии вплоть до ренессансной эпохи (XIV – XV вв.).

4. Время становления и развития конкретных наук, когда от философии стали "отпочковываться" естественнонаучные и гуманитарные знания (XIV – XX вв.), является также и временем становления собственно философии и ее предмета. Философ уже не в силах охватить все богатство нефилософских знаний и вынужден удовлетвориться лишь некоторыми, значимыми для него (например, философией физики, истории, религии, искусства и т.п.). Для создания единой систематической философии требуются школы, а не одиночки. Поэтому наиболее значимыми течениями являются мировые философии позитивизма, неотомизма, диалектического материализма, феноменологии как результаты коллективных философских поисков.

5. Философия ХХ века не ограничивается лишь научно ориентированной традицией в философии, называемой " сциентизмом ", но и создает альтернативные, антисциентические направления (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм и др.). Отношение последних к науке варьируется от абсолютной враждебности до полного безразличия. Существуют религиозные и мистические философии, считающие науку и научную философию недостаточными, не способными охватить значительный пласт бытия. Следует, однако, оговориться, что значительная часть современных философий мировых религий пытаются найти общие с наукой темы исследования и не имеют антисциентистскую направленность.

6. Основные тенденции развития современной сциентистской философии обращены на становление гармоничного синтеза философии как науки об общем (универсальном) с философскими знаниями конкретно-научных сфер бытия и познания. В философии будущего будут формироваться как интегративные тенденции, направленные на обнаружение общих для философии и других сфер знания объективных законов, так и общая направленность философии на дифференциацию собственных знаний по предмету исследования (философия неорганической природы, живой материи, социального бытия и т.п.).

7. История философии полна триумфов и падений, надежд и разочарований, убеждений в безграничных возможностях философии и откровенный скептицизм в ее познавательной и практической значимости в жизни людей. Нам остается лишь вместе с К.Ясперсом выразить уверенность в непреходящей ценности философии для всего человечества сегодня и завтра. "Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди"[21].

 

§ 2. Природа философского знания: предмет, структура, специфика

и современные дефиниции

 

Предметное самоопределение философии в историко-философской

ретроспективе

 

Историческое становление философии и ее теоретический генезис происходят в единстве с процессом самоопределения ею своего предмета. История философии, по существу, становится ключом к исходному пониманию предмета и специфики философского знания. Предмет философии в историко-философской ретроспективе свидетельствует о большем единстве философских школ, чем можно было представить исходя из современного состояния философского знания. Предмет единого философского интереса и его выражение в многообразии концепций высвечивается наиболее ярко в истории философии. Последняя, по существу, становится ключом к исходному пониманию предмета и специфики философского знания.

Под понятием "предмет философии" мы имеем в виду не объект исследования конкретной философской теории, а то, что является общим для всех исторических и современных школ, течений, направлений: внеиндивидуальный, единый для всех времен и народов объект[22] философствования. Существование такого предмета утверждает нас во мнении о единстве и своеобразии самого философского знания по отношению к иным его видам (религиозно-мифологическим, обыденным, научным)[23].

Философия древнего мира (Индии, Китая, Античности) основным предметом познания явно или неявно определяла бытие[24] как общее (мир как целое) и как единичное (мир конкретных вещей). Так, элейцы[25] считали истинное бытие единым, целым (без частей), неподвижным, неизменным, вечным, познаваемым только мыслью, но не чувствами. Схожей позиции придерживался Платон, утверждая единственную реальность мира идей как устойчивое истинное бытие, в отличие от изменчивого иллюзорного мира вещей. Аристотель первый выделил собственно философию как особый вид знаний, предметно отграничив его от конкретных наук и ненаучных знаний. Предметом философии становятся умопостигаемые принципы и начала бытия. Однако Аристотель не отделял и не противопоставлял общее (умопостигаемое) и единичное (чувственно воспринимаемое). Пока наука включалась в философию в качестве обязательного элемента знания, речь могла идти лишь о бытии общего и единичного как единого предмета философии.

Если элейцы и Платон характеризуют бытие (сущность предмета философии) как неизменно сущее, вечное, то Гераклит Эфесский (ок. 544 – 483 до н.э.) и его последователи рассматривают сущее [26] как процесс (становление и развитие). Но уже и первым, и вторым становится очевидным, что наше видение бытия (сущего) зависит от вида познания и его методологии. Элейцы и Платон абсолютизируют рациональный [27] метод познания, в котором бытие обретает черты общего. Сенсуализм [28] Протагора, Эпикура и стоиков преувеличивает роль чувственного познания бытия единичного. Поэтому любая философская теория неявно включает в свой предмет и сам механизм познания – бытие сознания (субъективное бытие). Всеобъемлющий образ бытия (панонтологизм)[29] становится для философии древнего мира универсальным предметом в основном удовлетворяющим все школы эпохи.

Средневековая философия с первых шагов своего становления (периода отцов церкви – патристики) опиралась на панонтологизм предметного определения философии античности. Средневековая философия обоготворила бытие как основной предмет исследования, Ренессанс "мистифицировал" [30]его, новое время его "заземлило", представило бытие предметом как философского, так и научного (опытного) познания. Но уже английский субъективный идеализм (Дж.Беркли (1685 – 1753), Д.Юм (1711 – 1776)) делает предметом философского исследования сам процесс познания (пангносеологизм)[31]. Познание, по существу, определяет как само существование (esse est percipi – "существовать, значит быть воспринимаемым"), так и качество сущего ("вещь есть совокупность ощущений"). Пангносеологизм характерен для И.Канта и всей философии позитивизма (позитивизма О.Конта, Г.Спенсера и Д.Милля, эмпириокритицизма Э.Маха и Авенариуса, неопозитивизма и современного постпозитивизма). Позитивизм не может и сегодня похвастать определенностью понимания предмета философии.

Наибольшей ясностью и однозначностью определения предмета философии отличается материализм. Он всегда полагал предметом философского познания не только "бытие как таковое", но и "познание вообще". Любой вид бытия и познания, любая их сторона, аспект могут быть предметом философии, в том числе и материализма. Современная материалистическая философия (и не только она), имея самостоятельный предмет исследования по отношению к науке, охватывает и общую для них область – метанаучные исследования (общенаучные принципы и законы бытия и познания) (рис. 2).

Однако возникает правомерный вопрос: может ли собственный предмет науки стать предметом исследования философии? Материализм и другие сциентистстские философии не сомневаются, по существу, в утвердительном ответе. Различие философского и конкретно-научного знания общего предмета заключается в особенностях его отражения философией и наукой. Философия исследует единичное в качестве собственного предмета с позиций особенного (метанаучного) и общефилософского (всеобщего, универсального) знания. Философское познание единичного заключается в поиске закономерных связей общефилософской теории (через метанаучную сферу знаний) с предметной областью науки.

Наиболее спорными, на наш взгляд, являются утверждения некоторых философов о нефилософичности предметов ненаучного знания (мифологии, религии, мистического, эмпирического и обыденного типа знаний). Реальная философская практика сегодня не в состоянии указать границы предметного исследования философии. Сам предмет философии не может быть определен иначе, как в единстве с особенностью философской теории. Плюрализм философских теорий порождает безбрежное предметное поле философствования, а предметов познания – столько же, сколько философов. Уникализм философий и их предметов сегодня оправдывается свободой познания личности философа и индивидуальной природой философского знания. Хотя очевидна наша неразрывная связь с историческим и современным опытом философствования, ставшего общественным достоянием, философское творчество имеет и личностный аспект. Истина, однако, заключается в том, что нельзя абсолютизировать личностный характер философии и противопоставлять его предметно обусловленному, следовательно, объективно определяемому философскому знанию[32].

 

 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.