Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная западная философия в контексте мирового развития. Краткое обозрение




 

1. Становление современной западной философии

 

Понятие "современная западная философия" является условным, во-первых, в смысле относительности хронологических границ, и, во-вторых, в смысле неоднозначности понимания собственно ее "западности". Учитывая темпы ускорения духовного развития человечества века минувшего, следует признать "современной" западную философию, развивавшуюся под флагом победившей буржуазной идеологии последней четверти ХХ века. Западная философия в этот период однозначно обрела мировой характер, окончательно преодолев барьеры традиций восточной философии и укоренившегося диалектического материализма советской России и стран социалистического содружества.

С начала 80 г. ХХ в. западная философия меняет свою направленность и содержание. Начинается осознание того факта, что сама современная западная философия суть продукт взаимодействия с мировой и особенно с восточной и советской философией. Помимо этого, она выступает несомненным продолжением философских идей западных мыслителей всего ХХ столетия. Поэтому в историко-философском анализе современной западной философии необходимо считаться с многими унаследованными чертами популярных в прошлом философских идей.

Перечень философских школ, течений и направлений, имеющих явное влияние в прошлом и укоренившие свои идеи в современной западной философии, значителен: это марксистский диалектический материализм, распространивший свое влияние на весь мир; позитивизм – эмпириокритицизм – неопозитивизм – постпозитивизм как исторически основное сциентистское направление; прагматизм, инструментализм, натурализм, феноменология, аналитическая философия, лингвистический анализ, неокантианство, неогегельянство, философская антропология, персонализм, структурализм – постструктурализм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, философия постмодерна и многие другие течения философской мысли, участвующие в создании современной философской парадигмы.

На формирование современной философской духовности сказывается специфика сегодняшней общественно-политической и хозяйственной организации человечества, ее функционирование и развитие. Становление однополярного мира, формирование единых капиталистических экономических отношений, заметное изменение мирового информационного поля и способов его регулирования, ускорение темпов течения социального времени – вот далеко не полный перечень факторов, определяющих выбор и способ осмысления философской проблематики, идеологию современных философских систем.

Необычной особенностью современной истории человечества является заметное ускорение темпов течения социального времени[214], наблюдаемое в хозяйственной, технологической, информационной, политической и психологической сферах жизнедеятельности современного человека. Последний явно не успевает осмыслить происходящих изменений и предложить убедительный прогноз будущего. Отсюда в социальной психике утверждается боязнь перемен, страх перед будущим, неспособность к социальной адаптации значительной части граждан ведущих национальных обществ. Социальное ускорение связано с потребностью увеличения темпов изменения социальных организаций и порядков в них, а, следовательно, с изменением ценностного мира общества и индивида, что создает устрашающий образ мира в социальном и философском познании. Возрождается абсолютный скептицизм, иррационализм в гносеологии, номиналистический субъективный идеализм в онтологии и релятивизм в аксиологии.

В современной западной философии уже отсутствует столь явный классово-идеологический антагонизм, как нет и былого идеологического единства соперничающих философий. Не созрели еще основные противоречия нового мира. Поэтому невозможно не отметить тенденции к эклектичности новых философских идей современного Запада, равно как и России. Диалектическая методология марксистской философии уже не кажется всеотвергающим "монстром". Истолкованный "по-новому" марксизм потерял свою пугающую революционность. Противостояние материализма и идеализма уже рассматриваются как "снятое" и "преодоленное", а философское знание как исключительно релятивное. Особенности современной западной философии в тенденции становятся общими чертами мировой философии:

1) безграничное многообразие (плюрализм) направлений, течений и школ. При этом, такое множество философий осознается как естественное для любого вида человеческого познания: философского, научного, вненаучного. В большинстве философских систем не признается существование критериев выбора истинной (или более адекватной) философии среди множества конкурирующих;

2) наряду с классическими философскими системами современной западной философии, продолжает создавать неклассические их варианты. Идеи классиков – Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса, – как и их оппонирующих соперников – Конт, Шопенгауэр, Ницше, Къеркегор и другие – продолжают питать творчество современных западных философов. В многообразии школ, течений, направлений можно выделить: материализм – идеализм как главные направления, объективизм – субъективизм как принципы бытия и познания, номинализм – социальность как гносеологические подходы в социальной философии, рационализм – иррационализм как принципы гносеологии и онтологии, религиозные – атеистические философии как противоречивые учения о мире и его познании;

3) происходит актуализация философских проблем логики, диалектики, сознания и познания, переосмысление методологии научного познания. Материализм обретает убедительность и научную привлекательность;

4) выделяются не просто направления, а философские системы, претендующие на исследование всего комплекса существующих ныне проблем. Фундаментальные философские системы строятся на принципах, вытекающих из триединства отношений человека, природы, бога: отношение "человек – природа" характерно для современного сциентизма, "человек – человек" – для антисциентизма, "человек – бог" – для религиозных философий, "человек – природа – человек" – характерное отношение для принципов диалектического материализма.

Из всего многообразия сциентистских, антисцентистских и религиозных течений современной западной философии мы можем выделить наиболее известные в современной учебной литературе[215]: неопозитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм и неотомизм. Помимо названных течений современной западной философии в российской литературе анализируются как современные: прагматизм, феноменология, неофрейдизм, постструктурализм, герменевтика, философия постмодерна[216].

 

Постпозитивизм – сциентистская традиция в современной

западной философии

 

Постпозитивизм – система современных концепций философии науки, возникшая как результат исторического развития позитивизма XIX – первой половины ХХ вв. История позитивизма этого периода делится на три самостоятельных этапа:

1) первый позитивизм 30-х – 60-х годов XIX века (О.Конт, Э.Литтре (Франция); Дж.С.Милль, Г.Спенсер, Дж.Льюис (Англия); Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский (Россия); К.Каттанио, Д.Феррари, Р.Ардиго (Италия));

2) второй позитивизм, именующий себя "эмпириокритицизмом", существовал в период 70-х годов XIX века – 20-х годов ХХ века (Э.Мах, Р.Авенариус, К.Пирсон, П.Дюгем, А.Пуанкаре (Германия, Франция); В.М.Чернов, П.С.Юшкевич, В.А.Базаров, А.А.Богданов (Россия));

3) третий позитивизм, обретший наименование "неопозитивизм", возникает в 20-х годах ХХ века и оформляется в единое философское течение в работах М.Шлика, Р.Карнапа, Л.Витгенштейна, Б.Рассела, О.Нейрата и многих др.

Родоначальником "позитивной" философии является французский философ Огюст Конт[217], обосновавший программу становления и развития научной философии, якобы коренным образом отличающейся от всей предшествующей. Программа создания научной философии обрела в странах Западной Европы и России невиданную популярность. Позитивисты полагали несостоятельными философские знания, имеющие исключительно умозрительную основу (внеопытное знание, мировоззренческую и ценностную интерпретацию). Философия позитивизма "возвышается" над идеализмом и материализмом, имеет некий нейтральный в отношении последних статус, выполняя конструктивную, организующую, методологическую и истолковывающую функцию. Позитивная философия и научные знания рассматривались первыми философами-позитивистами как окончательные, вечные истины.

Позитивизм явился естественным порождением повсеместной интенсивно развивающейся науки и техники буржуазной Европы. Поэтому основополагающей чертой философии позитивизма "первой волны" выступает приоритет научной методологии в философском познании. Все многообразие наук обретает единые законы, а философия становится интегративной наукой, обладающей общим научным методом. Позитивизм "работает" успешно в естествознании, социологии и гуманитарных науках. Распространение позитивизма в этот период отмечено небывалым философским оптимизмом относительно перспектив научного познания во всех странах Европы. Наука и позитивная философия становятся панацеей от всех бед социальной жизни и главным надежным ориентиром будущего развития общества.

Наряду с общими чертами становящаяся философия позитивизма обретает в разных странах национальную специфику. В Англии, где утверждавшийся капитализм в середине XIX века уже обрел свою идеологию, появляются попытки ее научного обоснования в форме традиций эмпиризма, утилитаризма и эволюционизма. Во Франции он вплетается в традиции картезианского рационализма. В Германии позитивизм обретает тенденции вульгарного материализма и сциентизма. В России позитивизм становится формой философского просветительского протеста против идеологии самодержавия и религиозного обскурантизма.

Утилитаристское[218] истолкование буржуазных социально-экономических отношений и морали, предпринятое Дж.С.Миллем в книге "Утилитаризм (1861), является продолжением традиций первоначального позитивизма. Так, утилитаризм Т.Р.Мальтуса (1766 – 1834), представленный в книге "Опыт о законе народонаселения" (1798), призван определить нищету и пороки индивида буржуазного общества в качестве естественного регулятора роста численности народонаселения. Утилитаризм является важнейшим принципом английской классической политической экономии Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Рикардо (1772 – 1823). А.Смит в "Исследованиях о природе и причинах богатства народов" (1776) утверждает, что индивид предпочитает род занятий, выгодный как для него, так и для общества. "Невидимая рука" естественной необходимости ведет индивида к общественной выгоде, "естественной гармонии" с обществом. Д.Рикардо более критичен в отношении "естественной гармонии" индивида и буржуазного общества.

Не всегда естественное стремление индивида к получению наибольшей выгоды от труда удовлетворяет его ожидания. Трудящийся оказывается весьма часто в проигрыше, а владелец собственности в выигрыше. Это хорошо осознал Роберт Оуэн (1771 – 1858), инженер, предприниматель, создатель предприятий на основе идей социализма. Утилитаризм здесь трансформировался в утопический социализм. Утилитаризм социальной философии позитивизма изначально был подчинен универсальному принципу эволюционизма. Эволюционистский позитивизм окончательно овладел ученой Европой после выхода в свет книг Г.Спенсера "Гипотеза развития" (1852) и "Основания психологии" (1855), а также эпохального труда "Происхождение видов" (1859) Чарльза Дарвина.

В "Системе синтетической философии" (1862 – 1896) Г.Спенсер исходит из идеи универсального закона эволюции Вселенной и всех ее частей. Всеобъемлющая картина развития мира представлена как оптимистическая теория процесса непрерывного совершенствования всех сфер бытия: природы, общества, нравственности и научного знания. Определение эволюции, данное Г.Спенсером, не выходит за рамки механического представления эволюционного процесса. "Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения"[219].

"Первый позитивизм подготовил почву для критического анализа классической физики Ньютона. Философия глубоко проникает в исходные принципы физических знаний и фундаментальных основ природного бытия (например, пространства и времени, причинности, необходимости и случайности и многого др.). Критика классической физики стала, по существу, главным истоком возникновения "второго позитивизма" – эмпириокритицизма (махизма). Именно последний стал запалом революции в естествознании, приведшей к созданию релятивистской физики и квантовой механики. Родоначальником эмпириокритицизма является физик Эрнст Мах (1838 – 1919), длительное время преподававший и заведовавший кафедрой индуктивных наук в Венском университете.

В работах Маха "Анализ ощущений и отношение физического к психическому" (М., 1908), "Познание и заблуждение" (М., 1909), "Популярные научные очерки" (Спб., 1909) дан субъективно-идеалистический анализ процесса научного познания. Автор приходит к релятивизму в гносеологии, к негативистской онтологии, отрицающей объективный мир – материю как предмет познания. Ощущения для Маха не являются формой связи сознания с внешним миром. Они суть "единственно сущее". Ощущения являются "элементами мира", помимо которых нет иного бытия.

Термин "эмпириокритицизм" (критика опыта) введен в обиход Рихардом Авенариусом, философом Цюрихского университета. В работах Авенариуса "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил" (1876), "Критика чистого опыта" (1888 – 1890), "Человеческое понятие о мире" (1891) мы находим попытку увязать субъективный идеализм берклианского толка с естественным материализмом науки. Предметом философского и научного познания должен стать "чистый опыт", отвлеченный от содержательного различия физического и психического. Такого различия между вещью и мыслью о ней, материей и духом в принципе не существует. Для обозначения неразрывной связи субъекта – "Я" и "Среды", существование которой определяется этой связью, Авенариус вводит понятие "принципиальной координации". Он критикует материализм естествоиспытателей за "интроекцию" (внесение внутрь) в сознание индивида "духовного образа объекта", предполагающего его материальное существование вне субъекта. Это, якобы, приводит к дуализму (удвоению мира). Философские идеи Авенариуса стали предметом критики философов почти всех направлений и течений, в том числе и его единомышленника по сути – Э.Маха.

Одним из выдающихся философов-эмпириокритиков был известный французский ученый математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912). В работах "Наука и гипотеза" (1902) и "Ценность науки" (1905) Пуанкаре обосновывал концепцию конвенциализма, которая, несомненно, плодотворно повлияла на становление новых идей в естествознании ХХ века. Пуанкаре считал, что в естествознании допустимо существование равноценных эмпирически эквивалентных гипотез и теорий. Как и в случае эвклидовой и неэвклидовой геометрий "… одна геометрия не может быть более истинной, чем другая; более удобной – да, может", – подчеркивает Пуанкаре. В современном естествознании наличие конкурирующих эквивалентных гипотез и теорий – явление обычное. Спорят лишь о философской интерпретации эквивалентности их и критериях выбора предпочтительной среди конкурирующих.

А.Пуанкаре был одним из первых философов-физиков, кто признавал правомерность неклассического истолкования физики Ньютона и полагал обоснованным релятивистский подход к ней. Утверждающая себя в ХХ веке новая революционная научная парадигма требовала нетривиального подхода к философскому обоснованию научного знания, его методологии и мировоззрения. Так появился неопозитивизм – философия науки ХХ века.

Неопозитивизм (третий позитивизм) возникает в 20-х годах ХХ века. Общие идеи сформировались в рамках работы философского семинара ("Венский кружок") под руководством Морица Шлика (1882 – 1936), сменившего Э.Маха на посту заведующего кафедрой индуктивных наук. Для неопозитивизма является несомненной преемственность основных идей махизма: субъективного идеализма и антиметафизической (читай: антифилософской) направленности. К идеям философов "Венского кружка" присоединились представители аналитической философии Б.Рассел (1872 – 1970) и Л.Витгенштейн (1889 – 1951), основным предметом исследования которых становится логико-философский анализ научного знания. К ним примкнули польские философы К.Айдукевич (1890 – 1963) и А.Тарский (1902 – 1983), разделявшие идеи логического исследования науки. Так возник логический позитивизм – одно из направлений неопозитивизма.

Другим направлением неопозитивистского исследования науки становится языковая функция значения (семантика языка). Философский анализ семантики научного языка (академическая семантика), обыденного и других видов языка (общая семантика) обычно именуется семантическим позитивизмом (А.Тарский, Ч.Моррис, Р.Карнап, С.Чейз, А.Рапопорт и др.). В неопозитивизме также выделяют как особое направление лингвистический анализ, исследующий языковую реальность как особый вид бытия. Основы философии лингвистического анализа заложил английский философ Д.Мур (1873 – 1958). Идеи лингвистического анализа характерны для позднего Витгенштейна. Он пытается обосновать источник порочности философских знаний и неправомерного доверия к ним неправильным использованием языка. "Цель философии – логическое прояснение мыслей… Философская работа, по существу, состоит из разъяснений"[220].

Отношение неопозитивизма к философии неоднозначно. Общим для него, пожалуй, является убеждение во вспомогательной роли философии в отношении к науке. Философия выступает "служанкой науки" и не имеет независимого от нее статуса. Как утверждал Б.Рассел, "философия не может быть плодотворной, если она отделена от науки". Она выступает в качестве метанауки, т.е. обосновывающим, анализирующим, синтезирующим и интегрирующим знанием. Ее предметом выступает содержание, структура, системность теории и эмпирии, научная методология, логический и лингвистический анализ языка науки. Недостаток неопозитивизма в отношении к философии заключается в приписывании ей лишь одной или нескольких из множества предметных функций. "Науку следует определять как "поиск истины", а философию – как "поиск смысла"[221]. Так незамысловато определяет роль философии один из родоначальников неопозитивизма М.Шлик.

Принцип верификации[222], как он сформулирован М.Шликом, служит следующим целям:

1) проверке истинности предложений путем сопоставления их с опытом;

2) наделению и уточнению смысла этих предложений;

3) разграничению научных и философских знаний.

Верифицируемыми могут быть лишь научные предложения. Универсальные философские утверждения не могут быть верифицируемы в принципе. К примеру, положение об универсальности движения материи, сообразно позитивизму, не может быть верифицировано в силу бесконечности Вселенной.

Предложения и понятия, которые нельзя верифицировать должны быть изъяты из языка науки (например: энтелехия, субстанция, бог и многое другое). Реальное бытие мира ставится неопозитивизмом в зависимость от субъекта, его языка, логики и методологии познания. Неопозитивизм не признает себя субъективным идеализмом, как и отрицает свою принадлежность к материализму. Споры между материализмом и идеализмом считаются беспредметными. Они суть результат неумелого оперирования языком.

Споры ученых и философов часто возникают из-за неверного употребления слов, их многозначности или противоречивости, из-за подмены реальности мыслительными абстракциями. Необходимо упорядочить язык по типу искусственных, чтобы успешно им пользоваться в науках и философии.

Принцип верификации оказался недостаточным для истинностной оценки не только философских, но и научных положений. Многие из них подтверждаются лишь опосредовано (например, бытие виртуальных частиц в квантовой механике). С другой стороны, подтвержденные сегодня некоторые утверждения теории, завтра могут оказаться опровергнутыми новым опытом. Принцип верификации неопозитивизма дополнен К.Поппером принципом фальсификации[223]. Все научные теории принципиально фальсифицируемы, поскольку всегда найдется опыт, который станет опровергающим для некоторых элементов теории. Философские теории принципиально неопровержимы, поскольку в них речь идет об универсальных положениях. Таким образом, философские знания оказываются принципиально не верифицируемы и не фальсифицируемы, т.е. не имеющими эмпирической связи с внешним миром.

Неопозитивизм как философия науки все же сыграл свою положительную роль: во-первых, в исследовании самих философских оснований науки; во-вторых, в становлении и развитии новых направлений в науке и, в-третьих, в реальной помощи философии в решении возникающих в естествознании проблем. Все наиболее известные творцы современного естествознания (А.Эйнштейн, Н.Бор, М.Борн, В.Гейзенберг, М.Планк, Луи де Бройль) были приверженцами неопозитивизма. Под знаком неопозитивистской философии произошло революционное развитие логики, математики, информатики, кибернетики, семиотики и лингвистики.

Постепенный отход от реальных проблем науки, сужение рамок предмета философии до логики и языкознания, зацикленность на антиметафизической риторике привели к тому, что ученые стали отходить от неопозитивизма. Конфликт неопозитивистской философии с реальным развитием науки стал в 60 – 70-е годы источником возникновения критической линии в философии науки – постпозитивизма.

Постпозитивизм – наименование современного этапа в развитии философии позитивизма, пришедшего на смену неопозитивистской философии науки. Его основатели К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, С.Тулмин, М.Полани, Д.Агасси, У.Селларс и другие не представляют единого философского учения. Общими для постпозитивизма являются следующие основные черты:

– основной проблемой постпозитивистской философии науки становится критическое преодоление догм неопозитивизма в области гносеологии, научной методологии, логики, языкознания, социальных наук, в отношении к философии (метафизике);

– постпозитивизм сдвигает философский интерес с проблем структуры научного знания на проблемы методологии его развития. Работа Т.Куна "Структура научных революций" (1963) ставит и решает проблему прогрессивного развития науки, смены научной парадигмы, методологических норм и мировоззренческих установок. Происходит отказ от кумулятивизма[224] в развитии знаний;

– меняется направленность методологии. Методология процесса научного познания, его структуры замещается методологией развития науки и воспроизводства научного знания;

– постпозитивизм более реалистично (с элементами диалектики) подходит к противопоставлению эмпирии и теории, фактов и теоретического базиса. Отмечается, что факты всегда теоретически нагружены, а теории – эмпирически содержательны. В разных теориях факты обретают различное содержание. Поэтому Кун считает несоизмеримыми конкурирующие научные теории;

– постпозитивизм отказывается от жесткого разграничения научных и философских знаний, характерного для неопозитивизма. Философия отличается от науки, но неустранима из нее;

– в философии науки постпозитивизм видел прежде всего философию, а не науку. Философия должна быть научной, чтобы иметь связь с наукой. Постпозитивизм неизбежно приходит к плюрализму научных теорий, философских концепций, картин мира, исследовательских программ, конкурирующих друг с другом;

– абсолютизация относительной истинности научного познания (отрицание абсолютной истины) приводит постпозитивизм к фаллибилизму – тезису о научном познании как движении его от одной ошибки к другой.

 

Экзистенциализм – современная западная философия антисциентизма

 

Наиболее распространенной антисциентистской, иррационалистической философией современного Запада является экзистенциализм – "философия существования". Предшественниками идей экзистенциализма называют С.Къеркегора[225], представителя "философии жизни" В.Дильтея (1833 – 1911), основателя "феноменологии" Э.Гуссерля (1859 – 1938), последователя волюнтаризма и иррационализма Ф.Ницше (1844 – 1900). В России возникновение экзистенциальных идей связывают с именами Ф.М.Достоевского, Л.И.Шестова, Н.А.Бердяева. С 20-х годов ХХ века экзистенциализм развивается известными немецкими философами К.Ясперсом (1883 – 1969) и М.Хайдеггером (1889 – 1976). После Второй мировой войны центром экзистенциализма становится Франция (Г.Марсель (1889 – 1973), Ж.-П. Сартр (1905-1980), А.Камю (1903 – 1960)).

Экзистенциализм – философия кризиса социально-культурных ценностей, крайней степени отчуждения личности от общества в периоды его социально-экономической нестабильности. Поэтому в центре философии экзистенциализма находится индивид, противостоящий обществу, одинокий человек.

Экзистенциализм не является академически единой системой философских идей. Общими для него идеями являются лишь принципиальные, определяемые спецификой предмета философского исследования. Выделим эти фундаментальные положения философии экзистенциализма:

– центральной категорией философии экзистенциализма выступает экзистенция (от лат. exsistentia – существование, бытие) – сущность субъективно переживаемого сознанием индивида своего "бытия в мире". Если у позитивизма бытие определяется ощущениями, являющимися "элементами мира", то экзистенциализм считает источником бытия чувственно-эмоциональное переживание – индивидуальную субъективную духовность (внутренний субъективный мир индивида). Онтологической основой экзистенции выступает не рациональная, а иррациональная компонента сознания индивида. Чувственность и эмоции – основа экзистенции. Интуиция представляется единственно истинной формой постижения подлинного бытия;

– многие экзистенциалисты полагают, что существование (бытие) предшествует сущности. Известно, что традиционная философия, напротив, исходит из предпосылки, что сущность либо предшествует существованию (объективный идеализм и богословская философия), либо сущность и существование находятся в одновременном единстве (позиция материализма и рационалистического субъективного идеализма)[226]. Экзистенциализм утверждает, что человек обретает сущность после того, как уже существует. "И поскольку он (человек) представляет себя уже после того, как начинает существовать, проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого прорыва к существованию, он есть лишь то, что сам себя делает"[227]. Несомненно, это положение верно. Неправомерно, однако, отождествлять бытие субъективного мира индивида с бытием вообще;

– активность индивида, его атрибутивная способность выбора поведения – условие становления сущности экзистенции. Человек делает себя сам (правда, по существу, не опираясь на разум). Экзистенция как "бытие в мире" индивидуальной духовности опирается на деятельность индивида. "Мы хотим лишь сказать, – пишет Сартр, – что человек есть не что иное, как ряд поступков, что он есть сумма, организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки"[228]. Необходимость активного выбора естественно вытекает из логики становления сущности экзистенции. "Поскольку я выбираю, я существую, если я не выбираю, я не существую" (Ясперс);

– экзистенциалисты уделяют понятию "время" важное значение как атрибуту экзистенции. Недаром работы К.Ясперса "Время и бытие", Ж.-П.Сартра "Бытие и ничто" посвящены анализу экзистенции как преходящей сущности. Экзистенция – это неподвластный сознанию индивида временной поток переживаний "бытия в мире". Существование суть вечное будущее, устремленное к тому, что еще не существует. Это придает самой экзистенции свойство устремленности "вперед к смерти". По Хайдеггеру явление "бытия к смерти" переживается как "непрерывная отсрочка от смерти". Сартр "бытие к смерти" превращает в судьбу. Экзистенциалисты связывают временность экзистенции с понятиями "смерти", "страха", "обреченности", "тревоги";

– важное место в философии экзистенциализма занимает проблема свободы. Сущность экзистенции, как уже сказано, детерминирована поступками. Свобода совершать поступки – основа человеческого существования. Для индивида существовать и быть свободным – одно и то же. "Человек осужден быть свободным" (Сартр). Утверждение свободы (подлинного бытия индивида) является тяжким бременем, сопровождаемым риском для будущего. Отказ от свободы освобождает от страха, беспокойства, тревоги. Индивиду легче подчиниться обстоятельствам, чем выбрать свободу. Однако отказ от свободы суть отказ от себя как личности. Понятие свободы в экзистенциализме несет антиобщественное начало. Свобода как атрибут экзистенции не требует борьбы, а, следовательно, рассматривается как подчинение обстоятельствам.

Возможность в экстремальных ситуациях поступать свободно связана у личности со способностью достойно умереть. "Учиться жить и уметь умирать, это одно и то же" (К.Ясперс). "Этот мир не имеет значения, – говорит А.Камю, – и кто понимает это, обретает свободу". Ему же принадлежат слова: "Стоит ли жизнь того, чтобы жить, или она не стоит этого, судить об этом, значит ответить на основной вопрос философии";

– наибольшие споры в философии экзистенциализма вызывают проблемы гносеологии и отношение к философии и науке. Гносеология экзистенциализма призвана обосновать познание экзистенции как процесса нерасчлененного непосредственного созерцания и переживания целостности субъекта и объекта. В противоположность рационалистической традиции экзистенциализм использует феноменологические методы познания для непосредственно интуитивного постижения бытия. Познание здесь выступает одновременно как иррациональное созерцание и переживание экзистенции.

В экзистенциальной гносеологии сама истина означает не отношение соответствия знаний действительности, а саму действительность. Познание становится "онтологическим" творчеством индивида. С "экзистенциальным опытом", а не с разумом связано познание истины. Рациональное познание абстрактно, лишено созерцательности и чувственного переживания, которые только и наполняют истину подлинным экзистенциальным содержанием.

Экзистенциализм придает именно философии статус истинного познания бытия. "Философия требует иного мышления, которое в знании обнаруживает меня, меня побуждает, ведет ко мне самому, изменяет меня", (К.Ясперс). Внутренний мир индивида недоступен науке, а лишь одной философии – философии экзистенциализма. Негативное отношение экзистенциализма к науке и ее гуманистическим возможностям сказывается на отношении его к современной эпохе – эпохе НТР;

– не убедительными и противоречивыми являются социальные, исторические и этические взгляды экзистенциалистов. Называя подлинным предметом философского исследования индивида им весьма затруднительно признать реальное бытие социальных, хозяйственных и исторических отношений, участвующих в формировании сущности экзистенции. Все социальные движения выводятся из глубин экзистенции индивида. Антагонизм, борьба в обществе, проповедь деятельности и бунта не выводит человека за рамки индивидуального сознания. Называя современность эпохой "господства масс" экзистенциалисты уповают на нравственное совершенствование индивида как фактора гуманизации общества, оставаясь при этом на позициях этического релятивизма.

В заключение отметим, что взгляды экзистенциалистов со временем претерпевали серьезные изменения. Экзистенциалисты увлекались даже марксизмом и его ранней философией. Но основная проблематика экзистенциализма остается неизменной и привлекательной по существу и по сей день.

Неотомизм – философия католицизма

 

Религиозная философская мысль сопутствует не только христианскому вероучению. Каждая мировая религия и ее ветви имеют собственную философию как обязательную сопутствующую компоненту. Современная религиозная западная философия, эпохальное наследие средневековья, имеет христианские корни. Она включает в себя католический персонализм (М.Бубер, Э.Менье, М.Шелер и другие), христианский эволюционизм Теяра де Шардена, неопротестантскую философию (Э.Трельч, П.Тиллих, А.Хорнак и другие), философию томизма (Ш.Маритен, Э.Жильсон, Ю.Бохенский, К.Войтыла-папа Иоанн Павел II и др.).

Наиболее распространенным и влиятельным среди современных школ христианской философии является неотомизм. Родоначальником томизма[229] – схоластической философии Средневековья был Фома Аквинский (1225 – 1274), работавший над систематизацией христианской философии в содружестве со своим учителем А.Великим (1193 – 1280)[230].

В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII было провозглашено духовное движение неосхоластики, центральной частью которой была философия Фомы, обретшая статус официальной философии католицизма и получившая наименование "неотомизма". Энциклика определила необходимый динамизм развития в области философии, науки, культуры, что восстанавливало утраченное ранее равновесие между церковью и светской властью, верой и разумом. Второй Ватиканский собор (1962 – 1965) провозгласил политику диалога со всеми направлениями философии. "Христиане должны уметь гармонизировать данные новых наук, теорий и открытий с христианской моралью и мыслью".

Иоанн Павел II в 1979 году в речи к столетию энциклики папы Льва XIII подтвердил политику приоритета неотомизма для всей католической церкви. Практической целью идеологии неотомизма является привлечение в лоно церкви как можно больше людей. Для этого и следует сделать философию неотомизма понятной и привлекательной для самого широкого круга почитателей католицизма.

В рамках интеллектуальной ситуации ХХ века неотомизм является универсальной философской концепцией. Универсализм выражается в способности концептуально объединить все философские отрасли знаний: онтологию, гносеологию, аксиологию, логику, философию науки, культуры, философскую антропологию, социальную философию и многое др. Неотомизм пытается диалектически объединить вечно враждующие течения научной и философской мысли: рационализм – иррационализм, сенсуализм – рационализм, эмпирию – спекуляцию, индивидуализм – коллективизм и т.п.

Кратко об основных философских идеях неотомизма:

– неотомизм противостоит материализму и субъективному идеализму. Он претендует на "третью линию" в философии и называет свое учение "философией реализма". На самом деле неотомизм является разновидностью объективного идеализма. В отношении связи философии и теологии неотомизм рекомендует начинать с философии, ее вопросов. Однако философия остается "служанкой богословия";

– онтология неотомизма основана на идеях креационизма (философско-теологическое учение о творении мира Богом). В полном согласии с философией Аристотеля неотомизм находит в бытии две субстанции: форму и материю. Материя – это пассивная бесформенная масса, которая формируется в реальные вещи с помощью формы – творческой активности божественного духа;

– бытие имеет два вида: несотворенное (абсолютное бытие бога) и сотворенное (творное, произведенное Богом бытие мира и человека). Бог – "непостижимая, неизменная духовная субстанция, отличная от мира" – источник формирования вещей творного бытия;

– в Боге находит место единство сущности и существования. В области творного бытия сущность предшествует существованию. Экзистенциальная концепция бытия, разработанная Ж.Маритеном (1882 – 1973) и Э.Жильсоном (1884 – 1978) и сегодня является общепринятой в неотомизме;

– неотомизм выделяет в бытии следующие уровни:

1) бесформенная материя – изначальная инертная субстанция;

2) неорганическая природа – начальный результат творчества Бога;

3) живая природа – растения и животные;

4) человек находится на вершине природного бытия – он господин природы;

5) над человеком находятся ангелы и Бог – "высшая форма", чистый дух, "создатель и хранитель мира", сущность творного бытия.

– человек есть единство формы и материи, духа и тела. Соединение в целое души и тела – благо, ниспосланное богом. Такое единство есть полная субстанция. Душа без тела – неполная субстанция. Единство формы и материи истолковывается в неотомизме с помощью принципа гилеморфизма (творное бытие мира как субстанции состоит из материи и духовной формы);

– в гносеологии неотомизма имеются разногласия и по предмету познания, и по проблематике познаваемости. Некоторые философы склонны разделить точку зрения И.Канта по вопросу признания объективного бытия вещей (с этим согласно большинство) и спорят по проблеме непознаваемости "вещей в себе" (агностицизма);

– существует три рода познания: эмпирическое (чувственное, опытное), рациональное и познание по аналогии. Чувственное познание является основополагающим. Оно формирует чувственные образы, которые становятся предметом мышления (разума). Познание по аналогии – это форма умозаключения, когда на основании сходства двух явлений, предметов в одних отношениях делается вывод о сходстве в других отношениях. Целью неотомистского познания является постижение божественного в материальном;

– теология черпает знания из "откровений", представленных библией, из интуиции божественного. Наука и философия в познании пользуются разумом. Теология строится на иррациональном восприятии божественной истины. Неотомизм указывает на единство и взаимообусловленность рационального и мистического в познании;

– истина суть соответствие разума и веры. "Каждая вещь постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом". Существует два вида истины: логическая и онтологическая. Первая присуща человеческому разуму. Она относительна. Вторая, онтологическая истина, присуща вещам в их соответствии божественной сущности. Она является объективной, вечной, божественной и поэтому абсолютной;

– человек с помощью философии постигает возможность доказательства бытия бога. Однако ни философия, ни наука не способны познать каков есть Бог;

– в истории общества неотомизм исходит из учения о провиденциализме (от лат. providential – провидение), объясняющего ход истории божественным провидением;

– неотомизм объясняет наличие зла в мире при абсолютной доброте Бога тем обстоятельством, что в мире нет зла – есть недостаток добра. Эта доктрина богословия называется теодицеей. Сама история – это движение к гуманизму, который выходит за рамки реального капитализма и коммунизма в светлое будущее верующего человечества.

 

Вместо заключения

 

Для тех, кто завершил творческое осмысление мета- и историко-философской проблематики настоящего учебного пособия, оно становится серьезным заделом последующего освоения программных тем теоретического раздела философии. Усвоенное вами философское знание обретает методологический смысл (становится источником приемов и способов философского познания, предпосылкой знания структуры и целостности философской теории). Пособие вводит в мир философского языка (знакомит с философским терминологическим минимумом, учит языковой культуре и логике философского мышления). В нем раскрываются особенности, трудности и принципиальные закономерности развивающегося философского знания.

Поэтому, переворачивая последнюю страницу пособия, не считайте его окончательно отработанным материалом. Возвращайтесь к идеям пособия всякий раз, когда новый для Вас ракурс теоретической проблемы потребует более глубокого и точного знания философского языка, методологии и логики философского исследования. Драматизм философского познания заключается в непрерывном переосмыслении уже усвоенного. Философское творчество невозможно без постоянного обращения к тому, что уже стало достоянием прошлого. Истина – всегда процесс.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература: учебники, учебные пособия, хрестоматии

 

1. Антология мировой философии. – М., 1969 – 1972. – Т. 1 – 4.

2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. – М., 1991.

3. История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1995. – Кн. 1 – 4.

4. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах: Учебник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1996.

5. Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. – М., 1991.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. – М., 1991.

7. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. – Т. 1 – 2.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Спб., 1994 – 1997. – Т. 1 – 4.

9. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2 т. – Симферополь, 1997.

10. Тейчман Дж., Эванс К. Философия: руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1998.

11. Философия: Учебник для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1997.

12. Фокин Е.И., Кухтина Л.Ф. Философия: историко-философское введение. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1996.

13. Фокин Е.И., Кухтина Л.Ф., Варфалви Л.В. Философия: основные проблемы на пороге XXI века. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1998.

14. Хрестоматия по истории философии. – М., 1997. – Ч. 1 – 3.

 

Справочная литература

 

15. История философии: Энциклопедия. – Минск, Книжный дом, 2002. – 1376 с.

16. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1280 с.

17. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А.Маслина. – М., 1995.

18. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С.Малахов, В.Н.Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

19. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1995.

20. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов-на-Дону, 1997.

21. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева, П.К.Федосеева, С.М.Ковалева, В.Г.Панова. – М., 1983.

22. Философская энциклопедия: В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова. – М., 1960 – 1970.

 

Дополнительная литература

 

23. Акулин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьева до П.А.Флоренского. – Новосибирск, 1990.

24. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. – М., 1997. – Кн. 1 – 2.

25. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М., 1993.

26. Быховский Б.Э. Фейербах. – М., 1987.

27. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

28. Воронина Т.П. Современная западная философия. – М., 1997.

29. Вунд В. Введение в философию. – М., 1998.

30. Галактионова А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX – XIX веков. – Екатеринбург, 1994.

31. Гомперц Т. Греческие мыслители. – Спб, 1999.

32. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – Спб., 1991.

33. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

34. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. – М., 1993.

35. Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. – М., 1972 – 1973.

36. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

37. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Спб., 1991.

38. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1998.

39. Ильин В.В. Философия Нового времени. – Спб., 1998.

40. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – М., 1997.

41. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

42. Конфуций. Беседы и суждения. – Спб., 1993.

43. Кун Т.С. Объективность, ценностное суждение и выбор теории // Современная философия науки. – М., 1994.

44. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.

45. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья (Н.А.Бердяев, Б.И.Вышеславцев, В.В.Зеньковский и др.). – М., 1990.

46. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. – М., 1992.

47. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. – М., 1990.

48. Современная западная философия ХХ века. – М., 1995.

49. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

50. Философия русского космизма / Отв. ред. А.П.Огурцов, А.В.Фесенкова. – М., 1996.

51. Философия эпохи Возрождения и реформации. – Спб., 1996. – Кн. 2.

52. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – Ч. 1.

53. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

54. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………….  
I. МЕТАФИЛОСОФИЯ ………………………………………………  
Глава 1. Философия философии …………………………………….  
§ 1. Возникновение и исторический генезис философии, общие тенденции ее развития……………………………………………………..  
§ 2. Природа философского знания: предмет, структура, специфика и современные дефиниции………………………………………………  
§ 3. Философская культура и социальные функции философии……..  
§ 4. Плюрализм философий: концептуальное оправдание и проблема выбора……………………………………………………………………  
§ 5. Основной вопрос философии и ее современные типологии……..  
Глава 2. Философия истории философии………………………….  
§ 1. Историография философии в историко-философской ретроспективе………………………………………………………….  
§ 2. Современная западная историография философии………………  
II. КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В ЛИЦАХ, ШКОЛАХ И ПРОБЛЕМАХ…………………………………………..    
Глава 3. История философии Востока………………………………  
§ 1. Философия Индии: исторический генезис……………………….  
§ 2. Философия Китая: начала философского мышления, история и современность……………………………………………………………      
Глава 4. История западной философии…………………………….  
§ 1. Античная философия……………………………………………….  
§ 2. Средневековая философия…………………………………………  
§ 3. Философия Ренессанса (Возрождения)…………………………..  
§ 4. Философия Нового Времени………………………………………  
§ 5. Немецкая классическая философия, материализм и антиклассические тенденции в европейской философии XIX в...……………….  
§ 6. История российской философии XIX – начала ХХ в. ………….  
§ 7. Современная западная философия в контексте мирового развития. Краткое обозрение…………………………………………………    
Вместо заключения……………………………………………………  
Литература ……………………………………………………………..  

 

Евгений Иванович Фокин

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.