Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи,.права.и.обязанности.субъектов.медицинского права




В процессе осуществления деятельности в сфере охраны здоровья учреждения здравоохранения, их обособленные (структурные) подразделения, граждане-предприниматели, органы управления здравоохранением выполняют определенные задачи. Например: лечебные учреждения осуществляют деятельность по предоставлению медицинской помощи и оказанию медицинских услуг; фармацевтические предприятия – по производству лекарственных средств; аптечные учреждения – по торговле лекарственными средствами; органы управления здравоохранением – по обеспечению реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, санитарного и эпидемического благополучия населения, по разработке, координации и контролю за выполнением государственных программ развития охраны здоровья, в частности, профилактики заболеваний, предоставления медицинской помощи, развития медицинской и микробиологической промышленности и др.

Правовой формой, определяющей задачи вышеуказанных субъектов медицинского права, являются их локальные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся уставы государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, учредительные документы негосударственных учреждений здравоохранения (учредительные договоры, уставы), положения (МОЗ Украины, управления и отдела здравоохранения, обособленного подразделения). Исходя из задач, указанные акты определяют цель и предмет деятельности учреждения здравоохранения, обособленного подразделения, функции органов управления в сфере здравоохранения. Право определять цели и предмет деятельности этих субъектов принадлежит их учредителям. Юридическим средством достижения такими субъектами медицинского права указанных целей и задач выступают общие и специальные права, защиту которых гарантирует государство.

Общие права учреждений здравоохранения, обособленных подразделений, граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, а также органов управления можно классифицировать в соответствии с их содержанием. Это позволяет выделить учредительские и имущественные права, права в сфере управления, которые характерны всем организациям, гражданам - предпринимателям, независимо от того, в какой отрасли экономики они осуществляют свою деятельность, что соответственно не требует детального рассмотрения.

Кроме общих прав вышеуказанные субъекты наделены специальными правами, которые обусловлены специальной правосубъектностью организаций, обособленных подразделений (структурных единиц) и граждан-предпринимателей, как субъектов медицинского права. Так, согласно законодательству Украины учреждения здравоохранения, обособленные подразделения, граждане-предприниматели имеют право

- осуществлять любые виды деятельности в сфере здравоохранения, в частности, лечебно-профилактическую, научно-исследовательскую, производство лекарственных средств, оптовую и розничную торговлю такими средствами, переработку донорской крови, физкультурно-оздоровительную, санаторно-курортную и др.;

- использовать для повышения качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного органа устанавливать плату за услуги в области здравоохранения;

- самостоятельно решать вопросы своего материально-технического обеспечения;

- пользоваться налоговыми, ценовыми, таможенными и иными льготами, предусмотренными законодательством;

- самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами о любых формах сотрудничества;

- принимать участие в деятельности соответствующих международных организаций и осуществлять внешнеэкономическую деятельность в сфере здравоохранения.

Также специальными правами наделены органы управления здравоохранением. Так, согласно законодательству МОЗ Украины имеет право:

- представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;

- получать в установленном законодательстве порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также от предприятий, учреждений и организаций информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Министерство здравоохранения задач;

- привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении;

- прекращать деятельность любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства об охране здоровья, невыполнении государственных требований в отношении качества медицинской помощи и иной деятельности в этой сфере или совершении действий, противоречащих уставу.

Также управления охраны здоровья местных государственных администраций наделены правом

- давать в соответствии с законодательством обязательные для исполнения распоряжения руководителям предприятий, учреждений и организаций, их филиалов, отделений независимо от формы собственности и гражданам по вопросам, относящимся к их компетенции, поднимать вопросы об их ответственности в порядке, установленном законом;

- привлекать специалистов других структурных подразделений соответствующей государственной администрации, предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;

- получать в установленном законодательстве порядке от других структурных подразделений соответствующей государственной администрации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию, документы и материалы, а от местных органов государственной статистики бесплатно статистические данные, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;

- созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;

- использовать в установленном законодательством порядке средства, добровольно переданные предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами, для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- содействовать предоставлению на договорных основах медико-санитарной помощи работникам предприятий, учреждений и организаций и др.

По аналогичной схеме можно систематизировать обязанности учреждений здравоохранения, обособленных подразделений, граждан-предпринимателей и органов управления здравоохранением. Общие обязанности этих субъектов заключаются в соблюдении порядка их создания и легитимации, обеспечении необходимого качества услуг, товаров и работ медицинского характера, предоставлении необходимой финансовой, статистической и иной информации, уплате налогов (платежей) и др.

Специальные обязанности учреждений здравоохранения, обособленных подразделений, граждан-предпринимателей и органов управления здравоохранением указывают на особенности осуществляемой ими деятельности и требуют детального рассмотрения.

Согласно Основам все субъекты медицинского права независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, непосредственно осуществляющие деятельность в здравоохранении, обязаны

- соблюдать государственные стандарты, критерии и требования, направленные на обеспечение здоровой окружающей природной среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативы профессиональной деятельности в здравоохранении, требования Государственной Фармакопеи, стандарты медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий;

- применять методы профилактики, диагностики, лечения и лекарственные средства, разрешенные МОЗ Украины;

-.осуществлять специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, лепра, наркомания и др.), а также карантинных заболеваний;

-.отпускать лишь такие лекарственные средства и иммунобиологические препараты, которые разрешены к применению МОЗ Украины, а также обеспечить надлежащий режим их хранения, реализации и поддержание обязательного ассортимента таких средств и препаратов, в том числе и необходимого запаса на случай эпидемических заболеваний, стихийных бедствий и катастроф;

- производить новые лекарственные средства и иммунобиологические препараты для медицинских целей только с разрешения МОЗ Украины после установления их лечебной или профилактической эффективности;

- осуществлять медико-социальную, военно-врачебную, судебно-медицинскую и судебно-профилактическую экспертизы, в порядке, предусмотренном законодательством;

- обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников;

- обеспечивать реализацию профессиональных прав медицинских и фармацевтических работников, а также выполнение ими своих профессиональных обязанностей и др.

Согласно Основам органы управления здравоохранением обязаны:

- обеспечивать приоритетность здравоохранения в собственной деятельности;

- организовывать в пределах своей компетенции предоставление помощи больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев;

- способствовать работникам и учреждениям здравоохранения в их деятельности;

- создавать разветвленную сеть учреждений здравоохранения всех форм собственности;

- организовывать и проводить систему государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья;

- обеспечивать реализацию государственной политики здравоохранения;

- обеспечивать финансирование государственных и коммунальных учреждений здравоохранения за счет соответствующих бюджетов;

- обеспечивать создание и функционирование системы медицинского страхования населения;

- содействовать развитию научных исследований в сфере охраны здоровья и внедрению их результатов в деятельность учреждений и работников здравоохранения;

- осуществлять комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов, вредно влияющих на генетический аппарат человека и организовывать медико-генетическую помощь населению, содействовать обогащению и распространению научных знаний в области генетики и демографии;

-.активно содействовать осуществлению противоэпидемических мероприятий;

- организовывать обязательную предварительную научную экспертизу государственных программ в области здравоохранения;

- содействовать распространению научных знаний по вопросам здравоохранения, организации медицинского, экологического и физического воспитания;

- осуществлять меры, направленные на повышение гигиенической культуры населения, создавать необходимые условия для занятия физической культурой, спортом и туризмом, развития сети профилакториев, баз отдыха;

- содействовать выезду граждан Украины на лечение за границу;

- оказывать санаторно-курортным учреждениям научно-методическую и консультативную помощь и др.

Согласно ст. 49 Конституции Украины каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья является личным неимущественным правом, поскольку его объект представлен как нематериальное благо, которое не имеет экономической ценности. Это право неотделимо от его носителя и вне носителя существовать не может. В силу этого право на охрану здоровья неотчуждаемо и является абсолютным. В то же время этому праву сопутствуют имущественные элементы. Например, предоставление платных медицинских услуг, оказание скорой медицинской помощи в значительной своей части связано с использованием лекарственных средств, лечение в стационаре лечебного учреждения включает в себя различного рода бытовые услуги и питание. Все эти имущественные элементы не имеют самостоятельного значения, поскольку, по существу, они выступают в этих отношениях средством лечения.

Праву гражданина на охрану здоровья корреспондирует юридическая обязанность других лиц не препятствовать осуществлению этого права, не совершать действия, которые могли бы его нарушить.

С социальной позиции любой гражданин может пользоваться медицинской помощью. Конкретизируя требования ст. 49 Конституции Украины, Основы в ст. 6 указывают, что каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, предусматривающее

- жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, необходимый для поддержания здоровья человека;

- безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

- санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного пункта, где он проживает;

- безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта и отдыха;

- квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача и учреждения здравоохранения;

- достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

- участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесение предложений по формированию государственной политики в сфере охраны здоровья;

- участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

- возможность объединения в общественные организации в целях содействия здравоохранению;

- правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

- возмещение причиненного здоровью ущерба;

- обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

- возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с заключениями государственной медицинской экспертизы, применения к нему мер принудительного лечения и в других случаях, когда действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина.

Осуществление отдельных полномочий права на охрану здоровья возможно лишь путем вступления управомоченного субъекта в правоотношения. Так, например, право на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь предусмотрено конституционной нормой и входит в правовой статус личности. В норме права запрограммирована реальная возможность гражданина пользоваться такой помощью в условиях свободной его самореализации. Субъективное право представляет собой проявление свободы личности, ее автономной активности, вызванной личными потребностями и интересами. Вступая в правоотношения с лечебными учреждениями по своей воле и желанию, гражданин создает субъективное право для себя, для удовлетворения своих потребностей в охране здоровья 23.

Реализовать свое право на охрану здоровья граждане могут в порядке, установленном законом. Согласно ст. 43 Основ для применения методов диагностики, профилактики и лечения необходимо согласие объективно проинформированного дееспособного пациента. Если последний не достиг пятнадцатилетнего возраста или был признан судом недееспособным либо по физическому состоянию не может сообщить о своем решении, медицинское вмешательство возможно с согласия родителей или других законных представителей пациента. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет либо признанных судом ограничено дееспособными такое вмешательство проводится с их согласия и согласия их родителей или законных представителей.

В неотложных случаях, когда имеется реальная угроза жизни больного, согласие больного или его законных представителей на медицинское вмешательство не требуется.

В отдельных случаях, где медицинское вмешательство связано с высокой степенью риска для больного, закон специально оговаривает необходимость согласия больного или его законных представителей на этот вид медицинского вмешательства (ст. 42 Основ).

Однако реализация гражданами права на охрану здоровья не всегда возможна только в добровольном порядке. Законодатель устанавливает случаи, когда лечение является обязательным. Так, ст. 53 Основ предусматривает, что в целях охраны здоровья населения органы здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, наркомания и др.).

Наряду с рассмотренными субъективными правами граждане являются носителями юридических обязанностей, подчиненных удовлетворению потребностей в охране здоровья с помощью медицинского вмешательства. Данные обязанности могут носить различный юридический характер. В значительной своей части они определены в Основах, согласно которым каждый граждан Украины обязан:

- заботиться о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;

- в предусмотренных законом случаях проходить профилактические медицинские осмотры и делать прививки;

- оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в угрожающем для их жизни и здоровья состоянии;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении (ст. 10 Основ).

Одновременно на больного также возлагаются обязанности, имеющие административно-правовой характер. Так, каждое учреждение здравоохранения имеет правила внутреннего распорядка для больных, внутрибольничный распорядок дня, которым должны подчиняться все больные с целью обеспечения необходимых условий для выполнения учреждением своей основной обязанности, а также тем самым на осуществление больным своего субъективного права. Согласно этим правилам больные обязаны соблюдать чистоту и порядок, тишину, им запрещается хождение из одного отделения в другое и т.д.

Кроме того, в правилах отдельных лечебных учреждений есть такое положение «Все назначения врачей и требования медицинского персонала обязательны для больных». Если такие требования вытекают из правил внутреннего распорядка для больных, то они носят в отношении последних характер властных велений. Что же касается назначений врача, связанных с лечением, то они не носят такого характера (исключения составляют лишь случаи обязательного и принудительного лечения), поэтому указание на их беспрекословное выполнение в правилах внутреннего распорядка для больных является неправомерным.

Лечение представляет собой выполнение учреждением здравоохранения обязанности по восстановлению здоровья или предупреждению заболеваний в отношении конкретного пациента, осуществляемой в рамках гражданско-правовых отношений, которым характерно исключительное равенство сторон, что обуславливает отсутствие у них каких-либо властных полномочий. А поэтому ни учреждение здравоохранения, ни медицинский работник, действующий от его имени, проводя лечение либо профилактику, не обладает властными полномочиями относительно пациента.

Обязанность больного по выполнению назначений медицинского работника имеет существенные особенности. Любая врачебная процедура связана с вторжением в человеческий организм и является небезразличной для него. Так, например, широко известны в медицине такие явления, как лекарственная болезнь, поскольку в связи с появлением все новых и новых лекарственных средств возрастает вероятность нежелательных побочных действий лекарственной терапии.

Сущность такого рода обязанности заключается в том, что для достижения основной цели, направленной на восстановление или поддержание здоровья, больной совершает ряд положительных действий, например, принимает соответствующие процедуры, соблюдает диету, режим принятия лекарств и др. Все эти действия представляют собой способы осуществления субъективного права на охрану здоровья. Несовершение того или иного действия может стать препятствием к выздоровлению.

В юридической литературе высказывалось мнение, согласно которому пациент обязан выполнять все назначения и предписания учреждения здравоохранения 24, а невыполнение их и нарушение установленного врачом режима могут служить основанием для прекращения отношений по лечению 25.

Такой подход к выполнению рассматриваемой обязанности не учитывает правоохранительного блага больного, а также сущности такой обязанности, выполнение которой представляет собой осуществление субъективного права. К тому же нельзя ставить знак равенства между невыполнением назначений врача и нарушением больничного режима. Поскольку невыполнение назначений врача не может быть основанием для выписки больного, в то время как грубое нарушение внутрибольничного режима, в соответствии с Правилами приема и выписки больных, может стать причиной его принудительной выписки, поскольку в этом случае больной не выполняет обязанности, вытекающие из административных отношений 26.

Следовательно, обязанность выполнения предписаний врача относится к гражданско-правовым обязанностям, выполнение которых зависит от желания и воли носителя этой обязанности и по существу представляет собой осуществление субъективного права на охрану здоровья. Невыполнение этой обязанности представляет собой неосуществление субъективного права, что не может рассматриваться как неправомерное поведение, в силу чего выполнение обязанности по применению того или иного способа лечения не должно обеспечиваться мерами государственного принуждения.

 

Вопросы для самоконтроля

1..Каковы особенности признаков субъектов медицинского права.

2..В чем состоит отличие правового статуса государственных (коммунальных) и негосударственных учреждений здравоохранения.

3..Охарактеризуйте правовой статус граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.

4..Определите понятие субъектов медицинского права. Перечислите виды субъектов медицинского права.

5..Охарактеризуйте специальные права и обязанности субъектов медицинского права, непосредственно осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья.

Практические задания

1..Подготовьте проект устава учреждения здравоохранения.

2..Подготовьте проект положения структурного подразделения учреждения здравоохранения.

3..Укажите организационные, имущественные, квалификационные и другие факторы, наличие которых должно учитываться при создании избранного субъекта медицинского права.

4..Составьте схему: «Порядок создания коммерческого учреждения здравоохранения».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.