Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 2. Четвертый модуль: Сознание




ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МОДУЛЬ 4: СОЗНАНИЕ.ПОЗНАНИЕ.НАУКА

Четвертый модуль: Сознание. Познание. Наука

Приступая к рассмотрению данного модуля следует иметь в виду, что сознание есть коренная структура человека. Сознание есть способ стать и быть человеком в развере своего бытия. Человек есть мир человека, который заключен в его сознании. Сознание безусловно – системно и оно структурировано, хотя все его компоненты образуют единство, что подчеркивает влияние этих компонентов друг на друга при наличии их самостоятельной роли. Само сознание имеет свою организованность и свою линию генезиса, свою природу. Поэтому для изучения этого феномена важно иметь в виду следующие вопросы:

Какова основа и причина человеческого, сознания.

Каким образом достигается единство сознания.

Каковы элементы структуры сознания.

В чем состоит причина человеческого сознания

 

Возникновение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

Человек рассматривает и оценивает любую ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения, осознавать себя в качестве такового.

Сознание представляет собой единство трех моментов: ощущения человеком своего существования, ощущение присутствия в данном месте и в данный момент и идентификации себя в мире (различения себя и мира). Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов расценивается как разрушение сознания.

Общественная природа сознания многообразна, так как содержит множество разных мыслей. Это связано с тем, что у каждого человека своя мысль. Применяя общественную природу сознания на практике мы выделяем самое основное в данном разнообразии мыслей.

Осознаваемые и неосознаваемые элементы, факторы являются внутренними причинами или побудительными мотивами деятельности людей, внешние же причины и факторы связаны с социокультурными и материальными условиями. Все в целом составляет систему факторов, определяющих жизнь человека.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Поэтому сознание зависело напрямую от эпохи в которой оно формировалось.

Сознание – особая сущность и феномен, в зависимости от того как понимать его природу, можно по-разному строить, процесс образования. Обращаться к логическим основам, мышлению, к наглядным формам переработки информации – чувствам, интуитивным механизмам, и конечно, к тому, что сознание культурно нагружено и индивидуализировано (имеет способности и интересы).

 

Что же такое мышление? По каким основаниям можно отличить сознание и мышление?

Мышление - активный процесс логически организованного отражения объективного мира в понятиях, сужде­ниях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и спосо­бами опосредствованного познания действительности; один и фундаментальных уровней работы сознания человека. Мышление связано с особенностями человеческого мозга, на уровне биологических предпосылок его коры больших полушарий. Мышление - не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку сложно организованная форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный все­общими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание системно и включает разные уровни и особенности реагирования на окружающий мир.

Следует обратить внимание на ошибочность отождествления сознания с мышлением. Такой подход не может быть признан правильным как с конкретно-научной, так и с философской точки зрения, так как делает невозможным выявления специфики человеческого сознания и особенностей философского отношения к нему. Сознание связано с мышлением, но его социальная сущность не может быть объяснена с точки зрения физиологических особенностей человеческой психики.

· сознание – это единство сознательное и неосознанного разума и чувств.

Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Целью познания является практика. Основной формой проявления жизни человека является деятельность - чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Человек активно воздействует на окружающие его вещи, придаёт им форму и свойства, необходимые для удовлетворения исторически сложившихся общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придаёт определённость своему бытию

 

Рассматривая сознание, философия говорит и чувственных формах сознания и об их гносеологических особенностях. К ним она относит Ощущения, восприятия, представления. Эти формы несут чувственно запечатлевают познаваемые объекты. Ощущение дает отдельное, восприятие дает целостный образ объекта, представления, дополняет объект субъективными «красками», чувственной дополнительностью.

Надо иметь в виду и формы мышления, которые обладают своими возможностями. Мышление логизирует объекты, создает при помощи механизма абстрагирования свой набор форм – понятие, суждение, умозаключение. Они опираются на чувственный формы, их материал, но и имеют свою самостоятельность. Мышление занимается логическим движением, связыванием своих форм.

Кроме этих выраженных форм чувственного и рационального (логического познания), которые участвуют и обеспечивают процесс познания в нем важное место и роль занимает интуиция (интуитивный механизм и форма познания). Интуиция имеет свои формы выражения и присутствия: инсайт (внезапное видение истинных особенностей при познавательных ситуациях), прямое усмотрение искомых данных. Интуиция – это ответ, бессознательное перерабатывание проблемных, сложных тем.

 

 

Каждый познавательный процесс начинается с того, что выбирается субъект познания, который стоит в основе всех дальнейших рассуждений. Первоначально субъект познавательного процесса вызывает у объекта какие-то ощущения. На основе ощущений от органов чувств и т.п. и личного опыта формируется наше восприятие данного объекта.

 

Познание различно. Есть разные виды познания.. Наиболее значимым и важным выступает научное познание. Научное познание имеет свою специфику.

К. Поппер отмечал, что всякий ученый в своих исследованиях стремится к истине, но с достоверностью обнаруживает только свои заблуждения. Таким образом, все наше научное знание — это только более или менее вероятные предположения. Что же побуждает ученого стремиться якобы к недостижи­мому?

Цель науки состоит в отыскании причин явлений, в поисках и раскрытии их внутренней необходимости, а не в бесцельном (неорганизованном, случайном) собирании и описании фактов. Опыт является исходным пунктом познания природы, началом науки. Но мир настолько богат, что мы не в состоянии знать о нем все. Количество познанного человеком ничтожно по сравнению с неизмеримым богатством природы, которое остается неизвестным. Поэтому все наше научное знание - это только более или менее вероятные предположения. Истина рассматривается нами как свойство наших мыслей, высказываний, теорий, т.е. всего того, что может быть названо знанием в широком смысле этого слова, под стремлением ученого к недостижимому является проблема постижения истины. Обнаружить эту истину гораздо труднее, чем понять свои ошибки, ведь со временем истина для каждого ученого меняется.

3. Наука оперирует «идеальными объектами» (идеальный газ, материальная точка и др.). В природе нет таких объектов. Не подрывает ли это претензий науки на объективное знание?

Дело в том, что в природе существует множество таких объектов, без идеализации которых они практически не поддаются их осознанию. Вводя «идеальные объекты», наука дает отражение в сознании понятие об этих объектах, что существенно облегчает изучение той или иной области в целом. Обратите внимание на следующие вопросы:

Актуальность изучаемой темы.

Сущность знания. Знание и сознание.

Проблема многообразия знания.

Познание и его формы.

Наука и ее познавательная специфика.

Введение в изучение содержания модуля № 4.

 

В модуле раскрываются основные понятия и проблемы темы. Что такое сознание, его отношение к знанию, многообразие знания, различная природа знания. Что есть истина, какие критерии представлены. Что есть научное познание, его природа и особенности.

 

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТАМ ПЕРВОИСТОЧНИКАМ МОДУЛЯ.

ЗАДАНИЯ ДАЕТ ТЬЮТЕР ПО ТЕКСТАМ ХРЕСТОМАТИИ.

СХЕМА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

 

А.Предварительная работа с текстом:

 

1. Охватите общий смысл текста.

2. Определите (найдите) основные понятия текста:

3. Обозначьте проблемы, поставленные (раскрытые) автором в тексте.
4. Оцените актуальность основных положений текста.

 

Б.Основная работа:

 

Ответьте на поставленный к тексту вопрос (вопросы) (ключевой пункт анализа).

Правила оформления работы:

Студент выписывает номер задания, полную формулировку вопроса (вопросов) и последовательно отвечает на заданный к тексту вопрос (вопросы).

 

Вопросы-задания по текстам: (делаются письменно и сдаются тьютеру):

 

Задания по тексту:

Задание 1

Августин А. Сочинения // Антология мировой философии:
В 4-х т. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 2. – С. 584–605.

 

Вопрос: В чем ценность авторитета, а чем ценность разума?

Кузанский Н. Об ученом незнании
// Соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 53–54.

Вопрос: В чем Кузанский видит сложность определения истины?

Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах
// Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949. –
С. 311–312, 361, 365–366, 441
.

Вопрос: Какие важные смелые для того времени представления выдвигает Д.Бруно, говоря об устройстве мира?

 

 

Задание №2

 

Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – С. 55–56, 63, 95, 115–116.

 

Вопрос: Какую важную проблему поднимает К.Поппер?

 

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. –
М., 1985. – Т. 1. – С. 183–186, 212–213, 469.

Вопрос: Чем важны идеи, рассуждения Локка об первичных и вторичных качествах?

 

Декарт Р. Метафизические размышления/ Избр. произведения. – М., 1950. – С. 344–345, 349–351.

Декарт Р. Первоначала философии
// Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 306–307.

Вопрос: Из чего можно вывести устройство мира?

 

Задание №3

Декарт Р. Рассуждение о методе…
// Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 260–262.

Вопрос: В ценность правил, которые формулирует Декарт?

Спиноза Б. Этика // Избр. произведения: В 2 т. –
М., 1957. – Т. 1. – С. 424–425, 437–439.

Вопрос: Что открывает и на что обращает внимание Спиноза в своей работе?

Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г. Монадология // Соч.: В 4 т. – М., 1982–1989. Т. 2. – С. 374).

Вопрос: Чем важно уточнение Лейбницем положения Декарта – «я мыслю»?

 

 

Задание №4

Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4 т. – М., 1983. – Т. 2. – С. 110, 113,120,144

Вопрос:Какую проблему затрагивает Лейбниц в своей работе?

 

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 8 т. – М., 1994. –
Т. 3. – С. 112–113
.

Вопрос: Какую проблему поднимает Кант в своей работе?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.