Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм. Постмодернизм как идейное и культурное направление отказывается от веры модернизма в прогресс, абсолютную истину и разумное планирование идеальных




Постмодернизм как идейное и культурное направление отказывается от веры модернизма в прогресс, абсолютную истину и разумное планирование идеальных общественных порядков, критикует культ разума и пафос ничем не ограниченной субъективности. Такая ориентация приводит к пересмотру классических позиций в философствовании: а именно, к отрицанию метафизики и, в первую очередь, онтологии как ее базиса. Среди «теоретиков» постмодернизма, принято выделять такие фигуры, как Р. Барт, Ж. Бодрийар, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Лакан, М. Фуко.

Постмодернисты констатируют «смерть философии» и категорически отказываются от любых попыток создания какой бы то ни было «модели мира», т.е. философской системы. Западная философия со своей ориентациейна панлогизм, рационализм, объективизм и историзм, по мнению Ж.Деррида (1930-2004), всегда были связаны с насилием и подавлением. Постмодернисты пытаются преодолеть эту ориентацию, порожденную гегелевской философией, а также переосмыслить отношение «субъект - познание – мир». Современная этому периоду «философия субъекта» (феноменология, экзистенциализм) полагала субъекта в качестве единственно возможной формы существования. Представитель постструктурализма Мишель Фуко (1926-1984) и ряд авторов постмодернизма задаются вопросом: Возможно ли устранение субъекта? В постмодернистской картине мира размывается не только субъект, но и объект. Так, если феноменологи взывали: «К самим вещам!», то постмодернисты наоборот избавляются от мира вещей. Особенности постмодернистской философии можно выразить в следующих тезисах:

1. Постмодернизм задает видение реальности как семиотического, то есть знакового (от др.-греч. σημεῖον - «знак, признак»), пространства. Язык рассматривается как некая реальность, онтологически независимая от говорящих людей и даже базисная. Категория «бытие» интерпретируется как «трансцендентальное означаемое» (понятие введено Деррида в контексте диалога постмодернизма с классической философской традицией), и не может быть осмыслено как обладающее онтологическим статусом. «Система категорий - это система способов конструирования бытия» (Ж.Деррида).

2. Постмодернизм отказывается от логоцентризма традиционной метафизики – т.е. от идеи пронизанности мироздания универсальным и единым разумом – логосом.

3. Единственной формой артикуляции бытия в постмодерне оказывается нарратив (от лат. narrare - «языковой акт») - понятие, фиксирующее процесс и способ бытия повествовательного текста. Нарратив не описывает реальность, а скорее конструирует ее, он «творит реальность», и нет бытия, кроме актуальной в данный момент нарратива. Мир культуры оказывается пространством дискурса (от фр. discours – беседа, разговор) т.е. практикой «говорения», а объекты, населяющие его, в том числе и человек — порождениями дискурса.

4. Человек не существует вне текста. В этой связи постмодернистами объявляется смерть субъекта (Фуко) – ситуация, когда субъект традиционной философии устраняется из картины мира, выносится «за скобки». Человек в этой схеме не есть творец и субъект культуры, наоборот — он - «случайный носитель» дискурса, место «пересечения его связей», продукт дискурса, его порождение Разрушение классической структуры субъекта влечет за собой и исчезновение объекта.

5. Отсутствие субъекта, «автора», ответственного за создание реальности, и образа единого бытия приводит к тому, что реальность перестает пониматься как единственная. Постмодернизм говорит о множестве равноправных с онтологической точки зрения реальностей. Постулируется «невозможность единого зеркала мира».Место реальности занимает, так называемая гиперреальность – фрагментированная сверхреальность, имеющая виртуальный характер.

6. Отказ от идеи целостности, иерархичной структурности, центрированности и гармоничной упорядоченности мира приводит к рождению так называемой «постмодернистской чувствительности» (Ж.Лиотар) - установки на восприятие мира в качестве хаоса, «руин». Хаотичность пронизывает все уровни бытия, сознание оказывается в этой ситуации результатом «осмысления разбитого мира».

Литература

1. Бохенский Ю. Современная европейская философия. М.: Научный мир, 2000.Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб./ А.Ф. Зотов. – М.: Высш.шк., 2005.- 781с.

2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. Гл.20. – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997.

3. Суворова Н.А. Введение в современную философию. – М., 2005. – 72с.

4. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М., 1990.

Источники:

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М., 1988;

3. Гуссерль Э.Феноменология // Логос. – 1991. – № 1.

4. Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб.: Академический проект, 2000.

5. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

6. Сартр Ю.П. «Экзистенциализм это гуманизм» // Сумерки богов. Сборник переводов.– М.,1989.

7. Хайдеггер М. Бытие и время. §7.– М.: Ad marginem, 1997.

8. Ясперс К. Духовная ситуация времени. – М., 1990.

Дополнительная литература:

1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. – М.: Республика,1991. – 495с.

2. Кузьмина Т.А. Жан-Поль Сартр // Философы XX века: Сб. ст. – М., 1999. – 263 с.

3. Найман Е.А.Деконструктивная методология Ж. Деррида. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. – 100 с.

4. Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

5. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. – Томск: Водолей, 1999.

6. Проблема человека в западной философии / сост. П. С. Гуревич.– М., 1988.

Интернет ресурсы:

1. http://lebenswelt.narod.ru

2. http://www.humanities.edu.ru

3. www.sedmitza.ru

4. http://philosophy.wideworld.ru/books/newintroduction /

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.