КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III.2. Основные методы и критерии разрешения педагогических конфликтов
Эффективность реализации учителем определенной стратегии и тактики поведения в процессе разрешения педагогического конфликта во многом зависит от адекватного выбора соответствующих методов. Поэтому учителя должны получить необходимые знания и умения о возможности применения различных методов разрешения педагогического конфликта. Под методом разрешения педагогического конфликта следует понимать способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью разрешения педагогического конфликта. Следовательно, метод является для учителя руководством к действию при разрешении педагогических конфликтов. Прием, являясь составной частью метода, конкретизирует способ педагогического взаимодействия субъектов в педагогическом конфликте, либо способ педагогического воздействия на конфликтующего субъекта с целью разрешения педагогического конфликта. Многообразие педагогических конфликтов обусловливает многообразие методов их разрешения. Конкретные обстоятельства требуют применять каждый метод с учетом особенностей конфликтной ситуации. Поэтому целесообразно говорить лишь о наиболее общих характеристиках методов, поскольку их конкретный выбор можно осуществить лишь на основе анализа результатов конкретных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Овладение учителями конфликтологическими знаниями и умениями по применению описанных методов является необходимым условием формирования грамотной индивидуальной тактики разрешения педагогических конфликтов. Таблица 2 Классификация методов разрешения педагогических конфликтов
Для того, чтобы учитель в реальной педагогической деятельности мог грамотно оценить эффективность разрешенного педагогического конфликта, ему необходимо иметь представление о критериях разрешения педагогических конфликтов.
Н.И. Леонов, исследуя проблему критериев разрешения конфликтов, считает, «что в настоящий момент трудно говорить о наличии какого-то универсального критерия, способного сразу установить, успешно или нет разрешен конфликт, так как характер и содержание критериев, на наш взгляд, зависят от типа самого конфликта, специального объединения, в котором он возник, состав участников и ряда других параметров, оказывающих существенное влияние на процесс развития конфликтов [167. С. 65-66]. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов считают основным критерием конструктивного разрешения конфликта «степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента» [17. С. 471]. Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс, а именно: время, участие третьей стороны, своевременность, равновесие сил, уровень общей культуры, единство ценностей, наличие опыта решения подобных проблем, характер сложившихся отношений [17]. Н.В. Гришина считает «рабочим» критерием разрешенности конфликта «удовлетворенность участников его исходом» [78. С.296] через «во-первых, устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны; во-вторых, достижения согласия между участниками» [78. С.296]. Систематизация критериев конструктивного разрешения конфликтов наиболее полно представлена в работе В.М. Афоньковой [19], которая выделяет следующие критерии: «прекращение реального противоборства (противодействия); устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон, в результате ее успешной стратегии и тактики поведения; изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности); наличие навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем [167. С. 65]. К основным критериям конструктивного разрешения педагогических конфликтов следует отнести: – снятие педагогической напряженности, прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами педагогического конфликта, совместное достижение ими цели разрешения педагогического конфликта; – преодоление педагогического противоречия между субъектами педагогического конфликта на основе взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них; – восстановление взаимосвязей организационно-деятельностного, нормативно-поведенческого характера, а также в сфере педагогических отношений между субъектами педагогического конфликта после его завершения; – согласованность позиции и демонстрация адекватных стилей поведения субъектами педагогического конфликта в процессе их педагогического взаимодействия после его завершения; – нормализация психофизиологического состояния субъектов педагогического конфликта и установление положительного социально-психологического микроклимата между ними после его завершения; – возобновление и дальнейшее развитие педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического конфликта после его завершения; – удовлетворенность конфликтующих сторон итоговым результатом разрешения педагогического конфликта. Контрольные вопросы и задания: 1. Дайте определение понятию «метод разрешения педагогического конфликта». 2. Перечислите и проанализируйте общие и специфические методы разрешения педагогических конфликтов. 3. Перечислите основные критерии разрешения педагогических конфликтов. Рекомендуемая литература: 1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с. 2. Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В.В. Базелюк. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 125 с. 3. Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса: учебное пособие / А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2002. – 126 с. 4. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 1995. – 171 с. 5. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 192 с. 6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования) / С.Ю. Темина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 144 с.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |