Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль о формах и способах бытия человека в мире




Деятельностное, практическое и творческое бытие человека.

Неоспоримым фактом является то, что человек – существо активнодействующее. Способы же интерпретации этого факта весьма многообразны, поскольку в самой человеческой активности заложена неопределенность возможной ее проявляемости.

Издавна философская мысль концентрировалась вокруг главного вопроса о человеке и его месте в мире – вопроса о предрасположенности Человека к самому себе: от утверждения своей самодостаточности до полной тождественности его «со всем иным». Поэтому вопрос о способах и формах бытия человека есть вопрос о том, в каком качестве он дан самому себе во всем многообразии своей активности, проявляемости и многомерной связи с Миром.

Этот вопрос для человека всегда проблематичен, ответ на него нельзя получить один раз и навсегда. Любая форма проявления активности ставит человека в ситуацию неопределенности, а, стало быть, и задавания вопроса. Если есть акт вопрошания, то есть и попытка ответить на вопрос, снимающий неопределенность. Осмысление этого комплекса проблем и рассмотрение существующих возможных вариантов их разрешения является главной задачей темы семинарских занятий.

В развитых формах западной философии рационалистического направления данный вопрос формулируется как вопрос о бытии человека в мире с подчеркнутой мыслью об отношении Человека к Миру, хотя возможные варианты взаимоотношения могут быть самыми разнообразными. Здесь предлагается обозначить, по крайней мере, три варианта связей Человека с Миром: 1. Человек и Мир (указать форму, тип или вид связей); 2. Пребывание Человека в Мире (указать форму связи); 3. Бытование Человека-в-Мире (указать на многомерность связей). Рассмотрение этих вариантов приводит нас к выводу о том, что философская проблематика о способах и формах бытия человека в мире состоит в осмыслении и описании многообразных, разнородных и многомерных связей Человека и Мира. В осмыслении и экспликации различных вариантов данного взаимоотношения и состоит философская проблематика о способах и формах бытия человека в мире.

На основе историко-философского анализа мировоззренческих, идеологических, научно-теоретических, культурологических, религиозно-мистических позиций по вопросу о способах и формах бытия человека в мире следует показать, что в любой из них имеют место:

а) поиск и утверждение универсалий человеческого бытия, фундаментальных экзистенциалов в жизни человека;

б) поиск и утверждение ценностных ориентиров человека;

в) утверждение способов реализации наличного, необходимого, возможного потенциала человека;

г) уяснение предпосылок, условий, содержания смыслообразующего характера жизнедеятельности человека.

В философиях различных эпох, культур и народов была и остается тема бытия человека в мире как главная. Проблематизация этой темы предполагала ответы на вопрос: «Как, каким образом быть?» Этот вопрос является выражением фундаментального экзистенциала человеческого существования – вопрошания, который в свою очередь, проистекает из достоверного для каждого человека факта его существования как некой данности самому себе через «все иное» так или иначе соотносящееся с человеком. «Все иное» для человека – это, прежде всего, подобное ему, то есть другой человек, другие люди. Вот это изначальное присутствие человека среди других людей становится фундаментальным и конституирующим обстоятельством факта его существования как существа общественного. Степень осмысленности, переживаемости и реализуемости данной изначально присущей человеческому существованию связи человека с человеком может быть различна, что может свидетельствовать о глубине философствования на тему: «Кто и как есть Человек?»

Здесь важно обратить внимание на следующий момент: за признанием общественного характера данной связи должно следовать осмысление статуса социального. Бытие человека изначально социально в том смысле, что оно обобществлено в форме сопринадлежности человека другим людям. Сфера собственно человеческих связей и отношений – это человеческий мир. Бытие человека в мире – это пребывание человека в человеческом мире, непосредственно данном ему в актах его переживания, в поступках и в действиях. В этом мире наличествуют свои экзистенциалы: общение, обобществление, обещания, активизация. Попытайтесь выделить, выявить важные с Вашей точки зрения и иные экзистенциалы человеческого существования.

Бытие человека невозможно осмыслить и понять вне его связи со сферой искусственно создаваемого, которая составляет технический мир. Техника оказывается в конечном счете способом конструирования мира (М. Хайдеггер). Технический элемент наряду и вместе с природно-органическим входит в культуру (Н. Бердяев). Создаваемая человеком техника выводит среду обитания в беспредельность (К. Ясперс). Трактовка техники как совокупности методов, рационально обработанных и эффективных в любой области человеческой деятельности (Ж. Эллюль), ведет к пониманию ее как средства всеобщей рационализации мира.

Осмысливая бытие человека в техническом мире, выделите функции техники, приобретающие решающее значение для цивилизационного способа существования человека и человечества. Здесь же следует подумать над последствиями, которые вызываются расширением сферы технического, как изменяется место человека в Мире, какие позитивные и негативные стороны жизнедеятельности людей при этом обнажаются.

1.3. Идея деятельностной сущности человека. Структура деятельности; деятельностный цикл.

Активность человека – предпосылка и способ выхода в иные миры: естественный и трансцендентный, которым соответствуют мыслимые человеком их предельные состояния как миры внешние: природный и божественный. Следует подумать над вопросом о том, что в активности человека позволяет ему признать эти миры и как они открываются ему.

При всем многообразии форм проявления активности человека доминирующей выступает деятельность, предпосылкой и существенным моментом которой оказывается целесообразность. Данная форма являет собой особый тип связей человека с миром физических процессов, в которые вписывается человек своей психофизической и духовной конституцией. Схемы мира физических процессов обретают характер матриц, по которым реализуется духовная жизнь человека. В результате этого духовный мир схематизируется, воспроизводя на своем «материале» черты схем физического мира: линейная пространственно-временная структуризация, формально-математическая геометризация, теоретико-методологическая систематизация, операционно-процедурная локализация. Эти черты структурированного таким образом сознания совершенно необходимы в целеполагающих и целереализующих видах деятельности. Однако кроме положительных моментов (например, их роль в повышении эффективности и результативности деятельности), они содержат и негативные моменты, к которым следует отнести прежде всего расколотость сознания и утрату им целостности. Подумайте, каким образом связаны негативные моменты и кризис в сфере экологии.

Анализируя структуру деятельности, необходимо обратить внимание на то, что в деятельности человек дан себе как бы трижды: на этапе замысла деятельности, в ее осуществлении и в ее результатах; причем, в последних, в свою очередь, еще дважды: в продукте, который направлен на удовлетворение потребности, вызвавшей деятельность, и в так называемых побочных эффектах деятельности. Ни в одном из указанных структурных элементов, взятых в отдельности, существо деятельности не выражено. Суть ее – в исполнении, в осуществлении. Осуществить – значит воплотить (облечь плотью) сущность «идейного замысла» и тем самым перевести (сущность) из идеальной формы существования (проекта, воображаемого действия, ожидаемого результата и т. д.) в предметно-вещественную или знаково-символическую (воплощенную) форму существования. Пространственно-временная атрибутика деятельности здесь обретает вполне осязаемую форму: рядорасположенности и последовательности структурных элементов деятельности и обеспечивающих ее факторов. Они-то и предопределяют собой схематизм мировосприятия и мировидения. Достигаемая тождественность между духовными состояниями, обеспечивающими деятельность (волевые усилия, интеллектуальная сосредоточенность, эмоциональный настрой), и осуществляющимся процессом деятельности превращает последнюю в весьма устойчивое образование, инварианты которого становятся основанием для разрабатываемых технологий, включая мыслительную «технику»: логику, методологию, теорию, понятийно-категориальный аппарат и т. д. Однако они не исчерпывают всех пространственно-временных форм осуществимости деятельности, поскольку она, во-первых, необходимым образом вписана в универсальную связь мироздания, а, во-вторых, в ней постоянно присутствует идеально-духовная реальность со своей пространственно-временной атрибутикой (См.: Тема VI, Пространство и время сознания). Осуществимость деятельности означает необходимую «состыкованность» различных форм, типов, видов, родов Пространственно-Временных связей мироздания.

Общую схематику деятельностного процесса на примере процесса труда выразил К. Маркс в первом томе «Капитала». Если анализ труда в его простых элементах дает возможность выявить схемы собственно технологического содержания деятельностного бытия человека, то теоретико-методологическая проработка схем соотношения различных типов, видов, родов деятельности позволяет выяснить социокультурное, цивилизационное, социологическое, историческое, этнографическое и т. д. содержание различных форм организации жизнедеятельности людей.

Проясняя этот круг вопросов, следует рассмотреть так называемый деятельностный цикл, включающий в себя необходимый и достаточный набор элементов, факторов и условий осуществимости того или иного вида деятельности в его связи с другими видами и типами деятельности. Деятельность в рассматриваемом аспекте становится тотальным и тотализирующим фактором человеческой жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.