Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы описания сознания




Основное внимание при раскрытии второго пункта плана необходимо обратить на связь способа и результата (концепции) описания сознания. Формально-логический способ ориентирован на создание понятия сознания на основе процедуры родовидового отличия. В результате вырабатывается эмпирическая абстракция сущности сознания, за которую принимается то общее, что имеется в психических явлениях – невещественность. Тем самым сознание отождествляется с психикой, а его функция сводится к производству образов с помощью «механизма» отражения, а затем выведения из этих образов общих представлений опять-таки средствами формальной логики. Этот способ лежит в основе направления (исследовательской программы) в изучении сознания, получившего название психологизма. В рамках данной программы возникает ряд неразрешимых вопросов, к числу которых относятся: а) каковы критерии различения психики высокоорганизованных животных и человека? б) как возможно и в чем суть творчества?

Задание 3. Какие еще вопросы Вы можете сформулировать? Диалектико-логический способ определения сознания заключается в выведении его характеристик из единой субстанции. В зависимости от мировоззренческой установки субстанция может пониматься либо как невещественное образование, что приводит к различным диалектико-идеалистическим исследовательским программам сознания (Гегель, Тейяр де Шарден, Бергсон), либо как материальное образование, что представлено диалектико-материалистической концепцией сознания Маркса и его последователей. Однако оба эти варианта конструируют такое понимание сознания, в котором оно представлено только в виде процесса, тем самым сознание сводится к мышлению как операционально-технологической деятельности, которая представлена субъектно-объектной схемой (см. Тема II)

Задание 4. Определите область философии, в рамках которой исследуется сознание указанным способом, и приведите термины языка, на котором оно описывается.

Достоинство диалектико-логического способа заключается в том, что в нем снимается психофизиологическая проблема. В рамках диалектико-материалистической исследовательской программы получает решение вопрос о принципиальном различии психики высокоорганизованных животных и сознания человека.

Это различие детерминировано в первую очередь принципиально разными способами жизнедеятельности человека и поведения животных. Отсюда становятся ясными роль и значение труда в антропосоциогенезе. Чтобы выяснить данное различие, следует произвести сравнительный анализ труда и поведенческой деятельности животных по следующим направлениям:

а) характер связи человека и природы, животного и природы;

б) изготовление и использование орудий труда человеком и использование предметов природы животными;

в) содержание и характер труда и характер поведения животных;

г) последствия воздействия человека и животных на природу.

В результате обсуждения этих проблем студенты должны уяснить принципиальное различие трактовки сознания материализмом диалектическим и материализмом метафизическим.

Проведенный анализ совместно с теми знаниями, которые получены на семинаре по теме IV «Способы и формы бытия человека в мире» раскрывает специфику сознания, которая заключается в его социальной обусловленности. Для конкретизации этой специфики и выявления места сознания в общественной жизнедеятельности переходим к исследованию идеальности.

3. Идеальное как структура общественной жизни. Критика вульгарного материализма.

Главной задачей при рассмотрении третьего пункта плана является осмысление идеального как специфически человеческого вида отношения. Рассмотрение идеального следует вести в контексте концепции практики (См. Тема IV, особенно пункт 2 первого занятия).

Главная проблема, которая должна быть раскрыта – это исследование процесса перехода предмета из естественной (природной) формы существования в неестественную (общественную) форму существования. Идеальное – это и есть форма функционирования физической вещи в процессе общественной жизнедеятельности. Такое понимание идеального возможно только при условии признания опредмечивания и распредмечивания деятельности в актах труда, то есть перехода деятельности и условий ее реализации – материальных общественных отношений – из актуального состояния в потенциальное и обратно. Идеальное, таким образом, оказывается неким «пространством», зазором между а) человеком и его деятельностью; б) деятельностью и ее продуктом; в) вещью и социальным отношением, в котором она функционирует, обеспечивающим их неслияние и одновременно целостное единство.

Задание 1. На конкретных примерах продемонстрируйте «жизнь» идеального в качестве структуры общественной практики.

Понимание идеального в качестве объективного отношения деятельности и ее продукта, возникающего только в социальной системе, должно стать основой для исследования такого общественного явления, как фетишизм в самых различных его вариантах. Студент должен уметь объяснить механизм данного явления и способ его возникновения, то есть абсолютизацию чувственного момента познания.

Эмпиризм, в основе которого лежит наивная вера, что «на самом деле» существуют только единичные вещи, воспринимаемые органами чувств, исключил из круга своих исследований идеальное как особый вид бытия, а тем самым и проблему специфики психических процессов и сознания, сведя второе к первым. Место проблемы связи нематериальных (невещественных) объективных структур человеческой жизнедеятельности и сознания заняла психофизиологическая проблема. Это выступило основой для вульгарно-материалистической интерпретации сознания. В ходе критического анализа вульгарного материализма необходимо показать различие философского и специально-научного подходов к решению проблемы сознания при изучении естественного (физического, химического, кибернетического и т. д.) бытия предмета принципиально не может раскрыть суть сознания, которое появляется потому, что возникает особое идеальное отношение, требующее неприродного социального способа его фиксации, представления и оформления.

Раскрывая гносеологические корни вульгарного материализма, следует обратить внимание на его современные варианты, связанные с достижениями и проблемами современного естество- и техникознания.

Анализ идеального далее следует осуществлять через выделение двух типов идеального: I. идеального как непсихической и внесознательной реалии, опосредующего звена между актуально текущей деятельностью и ее потенциальным продуктом и наоборот, то есть идеального как атрибутивного свойства предметно-практической деятельности; II. идеального-нормы как представления и выражения идеального первого типа в объектной форме в виде нормативных стандартов, схем, правил и т. п., обязательных для всех людей при реализации ими своей жизни. Именно для обозначения всего многообразия этого типа идеального используется теоретическая абстракция – «общественное сознание». При рассмотрении идеального-нормы постоянно надо иметь в виду, что, возникнув в системе общественных связей, оно само становится неотъемлемой составляющей социального пространства и тем самым фактом общественного бытия. Конкретизация данного положения может быть осуществлена по следующим пунктам:

1) взаимозависимость общественного бытия и общественного сознания (соответствие в уровнях развития, общая направленность и коррелятивность развития и др.);

2) многообразность конкретно-исторических видов («элементов») идеального-нормы;

3) взаимовлияние этих видов;

4) феноменальный характер каждого вида и общественного сознания в целом.

Если понимание трех первых пунктов не представляет особой сложности, то пункт четвертый требует определенных усилий. Разрешение этой трудности возможно при выполнении следующих требований: а) каждый вид должен быть понят как самостоятельное, сложное и устойчивое образование; б) каждый вид должен исследоваться как постоянно воспроизводящееся образование; в) каждый вид должен рассматриваться как динамичное образование; г) любые изменения данного вида коррелируют с другими видами и наоборот; д) функционирование любого вида возможно только в соотнесенности с другими. Это и означает, что идеальное -норма есть целостное, устойчиво-динамичное образование.

СЛОВАРЬ

 

Витализм – учение о качественном отличии живой природы от неживой, невыводимости «живого» из «неживого», следовательно, необъяснимости жизни законами неорганичного мира.

Гилозоизм – отрицание границ между «живым» и «неживым». Во всем материальном (вещественном) присутствует жизнь в виде источника изменений. В гилозоистических представлениях мир (природа) мыслится как организм.

Душа – активное, самостоятельное начало; особая сила, обитающая в теле. С развитием философии меняются представления о конкретном содержании души и характере ее связи с телом.

Дух – всеобщее нематериальное формирующее начало; целостность, включающая в себя все проявления активности человека и мира.

Идеальное – специфически человеческая форма отношений, в основе которых лежат репрезентативные связи.

Идея – целостная умопостигаемая форма; лишенная материальности суть и образец вещи; условие упорядоченности и неизменности бытия.

Репрезентативность – представленность чего-либо одного в чем-либо другом.

Субстанция – основание, заключающее в себе причины изменений. В гносеологическом языке – сущность понятия.

Психофизиологическая проблема – вопрос о соотношении психологических и физиологических процессов в человеческом организме. Существует два варианта ответа на данный вопрос – психофизическое взаимодействие (Декарт) и психофизический параллелизм (Лейбниц).

Психика – свойство души, выражающее чувственную активность и выполняющее функцию связи тела с миром. В некоторых философских концепциях отождествляется с сознанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.