Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль практики в процессе познания




Данное понимание субъекта познания было достигнуто благодаря введению в теорию познания практики как базисного принципа. Диалектико-материалистическая философия признает в качестве первичного отношения человека к миру практическое отношение, а познавательное отношение рассматривает как вторичное. Структура практики тем самым обусловливает, задает структуру, степень развитости познавательного отношения.

Исходя из понимания практики как материальной деятельности людей, направленной на преобразование предметного мира с целью удовлетворения потребностей человека, выявите следующие аспекты практики: а) практика – это материальная деятельность людей; б) практика – это изменение предметного мира; в) практика предполагает наличие общественно организованного индивида; г) развитие практики предстает как основная компонента общественной жизни.

Опираясь на понимание практики, рассмотрите функции практики в процессе познания:

а) практика – исходный пункт познания;

б) практика – источник и движущая сила познания;

в) практика – основа познания.

Рассмотрите, каким образом практика влияет на образ мира, посредством которого человек объясняет явления мира, объединяет их в классы; каким образом характер практики влияет на характер методологии анализа объектов реальности. Раскройте связь практики Нового времени, оперирующей механическими орудиями труда механической природы, и развитой в это время методологии анализа механических систем;

г) практикакритерий истины.

Уясните, что делает практику всеобщим и объективным критерием истины; выявите абсолютность и относительность практики в роли критерия истины.

3.3. Проблема истины: основные подходы к решению.

Рассмотрение вопроса следует завершить анализом основных подходов к проблеме истины. Диалектико-материалистическая философия продолжает традиции классической концепции (теория корреспонденции), для которой истина есть соответствие знания (образа) объекту. К неклассическим концепциям истины относятся: прагматистская концепция истины как полезности; богдановская концепция истины как идеологической формы организации социального (коллективного) опыта; конвенционалистская концепция истины как согласования одних положений и фрагментов знания с другими.

Выявите основные пункты расхождения неклассических концепций с классической концепцией истины.

Диалектико-материалистическая теория истины доводит учение об истине до понимания ее как процесса. Объективная истина как адекватное отражение объектов и процессов реальности раскрывается через диалектику абсолютной и относительной истины.

Раскройте многомерность понимания абсолютной истины: абсолютная истина как «вечная истина» (знание – факт); абсолютная истина как содержание знаний о фундаментальных законах природы; абсолютная истина как сумма относительных истин, как асимптотическое приближение к полному постижению объектов, но никогда не сливающееся с ним.

Проиллюстрируйте диалектику абсолютной и относительной истины через обращение к принципу конкретности истины.

 

Таким образом, познавательный процесс во всем многообразии его форм предстает как направленный на постижение объективной истины, представляющей собой эффективный инструмент ориентации человека в мире и его преобразования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Можно ли по характеру познания определенной эпохи: основные ценности и оценки, используемые в познании; методологические принципы и установки; тип отношений с вненаучными формами духовного творчества – судить о духовной зрелости человека?

2. Могут ли скептицизм и агностицизм использоваться для обоснования права человека на выбор своей линии судьбы, для отведения претензий государства на навязывание гражданам единых ценностей и жизненных стандартов, для обоснования позиции свободомыслия?

3. В повести русского писателя Л. Андреева «Дневник сатаны» дьявол приходит в мир, принимает облик человека и хочет рассказать людям, что такое ад. Удается ли ему сделать это?

4. Стихотворение Ф. Тютчева «Silentium» содержит загадочную формулу: «Мысль изреченная есть ложь». Дайте интерпретацию этого тезиса и объясните, к какой стороне (моменту) познавательного процесса он относится.

5. Объясните, каким образом введение в структуру сознания априорных форм созерцания и рассудка приводит Канта к агностицизму?

6. В каких формах осуществляется воздействие рациональных предпосылок на познавательную деятельность ученого, творчество писателя, конструктора, выбор решения политика?

7. Решите парадокс индукции: она по своей природе способна обеспечивать (за исключением случаев «полной индукции») лишь вероятностное знание, и вместе с тем существуют ситуации, когда индуктивный вывод является абсолютно достоверным (например, вывод о смертности людей на основании наблюдения нескольких случаев смерти).

8. Видели ли древние греки мир в том же многообразии цветов, что и современный человек?

9. Почему индивидуальный опыт даже гениального человека не может выступать в роли критерия истины?

10. Диалектико-материалистическая философия признает практику абсолютным (всеобщим) критерием истины. Не противоречит ли этому факту то обстоятельство, что в процессе познания исследователи нередко для обоснования знания, их проверки на отношение к истине прибегают к логическим процедурам, математическому моделированию?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.