Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия сущего




Среди идей, которые христианская философия восприняла от античной, следует особо выделить представление об иерархии сущего. В свете этого понятия значительно проясняется духовный мир средневекового человека. Согласно неоплатоникам [11], всё существующее занимает строго определённое место в системе целого и включено в некий порядок. Порядок есть закон, под который подпадает всякая вещь. Очевидно, что и современная научная картина мира исходит из той же идеи порядка, выразителем которой является закон (физический, химический или биологический). Однако на этом сходство заканчивается, потому что подчинённость элементов системы закону современный исследователь понимает исключительно гносеологически, то есть как факт познания, а не факт бытия. Иными словами, закон есть всего лишь факт сознания и вне сознания не существует. Для неоплатоника же и традиции, которую он завершает, тот факт, что закон упорядочивает материальное сущее, свидетельствует о нём как о принадлежащем более высокому уровню бытия. Платон учил, что идеи существуют не только в уме, но и вне ума, в «небесном месте» – метафора, которую он использует, чтобы показать более высокий статус бытия идеальных объектов. Таким образом, всё сущее упорядочено по разным уровням бытия, выше всего будет первопричина сущего (для неоплатоников – Бог-Единое), ниже – сфера Ума (идеи-принципы), далее – сфера мировой Души (источник движения) и, наконец, в самом низу – уровень материального существования. Мы видим, что бытие представленно здесь в виде вертикальной иерархии сущего.

Христианская мысль глубоко усвоила идею такой иерархии, дав, однако, иные имена её членам. Выше всего – Бог-Творец, ниже располагаются различные духовные сущности, а ещё ниже – люди, животные, растения и т.д., опять же в строгом иерархическом порядке. Такой порядок можно ещё назвать иерархией мест: выше тот, кто ближе к Богу, соответственно и место, которое он занимает, будет «лучше». Мы видим, что при таком понимании не работает современная идея однородного и бесконечного пространства. Во-первых, невозможна бесконечность пространства, ибо всё обнимается первопричиной, Творцом; во-вторых, места не равноценны: одни, – как мы говорили, – ближе к Богу и потому лучше, священнее. Достаточно привести в пример церковь: находясь среди других строений города, она – для верующего человека – отлична от них и представляет собой освященное место, причём степень этой освященности увеличивается по мере того как мы проходим вглубь церкви; есть в ней место, куда не может пройти мирянин и где может быть только священник, наконец самым «высоким» местом является алтарь, где совершается священнодействие. То же самое справедливо в отношении времени, которое также неоднородно: есть «лучшие» времена и «худшие», например, день «лучше», потому что согласно Библии: «Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы». В современной науке такое представление о времени и пространстве закреплено в понятии неоднородного хронотопа. [12]

Учитывая представление об иерархии сущего, мы лучше поймём внутренний мир средневекового человека. Задача христианской культуры – воспитать человека, стремящегося ввысь, к Богу, его должны привлекать только самые высокие ценности, и наоборот, всё нижнее, материальное должно быть отвергнуто. Вообще, материальный мир рассматривается им как временное пристанище, наказание за однажды совершенный грех (история Адама), и задача в том, чтобы сделать себя достойным иного существования – в горнем мире у Бога. Ценности этого мира – богатство, власть, физическая сила и т.п., – должны уступить место духовным – скромности, смирению, аскетичности существования.

Средневековая культура восхваляет человека, чуждого экономическим интересам, и ростовщик, например, есть всегда отрицательный тип. Искусство одобряется только в том случае, если оно пронизано религиозными мотивами; средневековый живописец старательно избегает выражения физической красоты, скорее, он ищет способ изобразить красоту духовную. Русская иконопись достигает в этом направлении выдающихся успехов и будет названа позднее «умозрением в красках». Средневековый мир равнодушен к театру, спорту и всему, в чём на первый план выступает материальная составляющая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.