Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия природы. В отличие от традиционной аристотелевской логики, понимаемой как наука о законах и формах человеческого мышления




Логика

В отличие от традиционной аристотелевской логики, понимаемой как наука о законах и формах человеческого мышления, Гегель создает новую, диалектическую логику, понимаемую им как науку о сущности всех вещей, о законах развития Абсолюта, исходя из принципа тождества бытия и мышления. Таким образом, совпадают по содержанию логика (наука о законах мышления), онтология (наука о бытии) и гносеология (наука о познании бытия).

Чтобы начать творить, Абсолют должен сначала просто быть. Это объясняет, почему Бытие – первая глобальная сфера развития Абсолюта. Бытие само по себе есть дурная бесконечность несвязанных друг с другом единичностей, которая преодолевается посредством обоснования их единства в некоторой сущности. Сущность как основание Бытия – вторая глобальная сфера развития Абсолюта. Синтез Бытия и Сущности открывает третью глобальную сферу развития Абсолюта – как Понятия. В сфере Понятия, в которой бытие становится существенным, а сущность получает существование, Абсолют превращается в саморазвивающийся Разум.

Абсолют противоречив. Разрешение противоречий совершается в форме тройственного ритма (тезис-антитезис-синтез) и открывает для Абсолюта после завершения очередного круга возможность подняться на более высокий уровень.

Развитие Абсолюта не объясняется обычной формальной логикой, созданной Аристотелем, по двум важнейшим причинам:

Во-первых, ее законы распространяются только на мышление, тогда как Абсолют охватывает мышление, природу и общество;

Во-вторых, она запрещает противоречия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»[50].

Для объяснения развития Абсолюта Гегель и создает новую, диалектическую логику. Ее главный тезис: «Нет вообще абсолютно ничего, в чем мы не могли бы и не были вынуждены обнаружить противоречие»[51].

Все существующее противоречиво; благодаря противоречиям все развивается. «Противоречие - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить»[52].

 

 

В сфере Логики Абсолют достигает максимальной всеобщности и действительности, но лишь как Абсолютная идея, как система чистых категорий. Ему не хватает доказательства, что он – разумная и деятельная основа всего, что существует предметно. Такое доказательство Абсолют может получить, лишь наполнив свои категории природным содержанием, или, что то же, связав все факты естественных наук систематической связью с Абсолютом. Природа должна раскрыться как иная форма бытия Абсолюта. «Природа есть идея [Абсолют как Понятие] в форме инобытия»[53]. Не опыт, а Абсолют обеспечивает единство органической и неорганической природы. «Особенное содержание находится в физике вне всеобщего [вне связи с Абсолютом] и, следовательно, раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи»[54].

Взгляд на природу как череду метаморфоз (модификаций какого-либо одного начала, основания) Абсолюта позволяет понять ее как последовательно развивающуюся систему – от низших ступеней неорганической природы к человеку как высшей ступени органической природы.

Механика – первая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Пространство, время, движение и материя – главные смыслы Абсолюта на этой ступени. Здесь господствует механическая всеобщность и безразличие природных объектов к существованию друг друга.

Физика – вторая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. На этой ступени тела обретают индивидуальность (особенные свойства) и между ними, помимо механических сил притяжения и отталкивания, возникают специфические взаимодействия – химические, электрические, магнитные, тепловые и тому подобные.

Органика (органическая физика) – третья крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Здесь Абсолют познает себя последовательно в виде расширяющегося круга различных организмов – «геологического», «растительного», «животного». Последний – вершина природы.

Природа развивается ради осуществления своей априорной цели – возникновения жизни и все этапы ее развития суть ступени движения к этой цели. Ничто не появляется постепенно, эволюционно. Каждое видоизменение организмов есть «сразу и целиком то, что оно есть»[55].

Высшие формы возникают из низших и включают их в себя в преобразованном виде, но никогда к ним не сводимы: целое не равно сумме своих частей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.