Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия духа. Сфера Духа – завершающая стадия развития Абсолюта




Сфера Духа – завершающая стадия развития Абсолюта. Абсолют, приобретший природное содержание, реализует себя в форме высшего продукта жизни – мыслящего человека. Появление человека предопределено Абсолютом уже в сфере Логики, ибо никто, кроме человека, не способен к познанию и самопознанию. Он – единственное орудие самоопределения Абсолюта. Философия духа – философия человека и социального мира, который он сам создает и по законам которого живет и творит, включая и самого себя. «Только человек есть мыслящий дух»[56].

Сфера Духа распадается на три глобальных формы существования Духа: 1- Субъективный дух, 2- Объективный дух и 3-Абсолютный дух.

Субъективный дух – это сфера индивидуального сознания людей, этапы становления человеческой души вплоть до появления сознания, разума и свободы как ее высшей ценности. «В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия»[57]. Развитие Субъективного духа изучается такими науками, как 1- Антропология (исследует природные качества души), 2- Феноменология (исследует развитие сознания от чувственной до рациональной ступени, а в последней развитие от рассудка до разума, связанного с трудовой деятельностью и социальной борьбой) и 3- Психология (исследует развитие души)

Объективный дух – сфера объективного бытия людей, порождаемый духом мир, выражается в «Философии права». Объективный дух включает в себя всевозможные социальные отношения (в том числе, юридические, правовые, моральные). К ним приходит Субъективный дух через свою практическую деятельность. Система права – это царство реализованной свободы, некая вторая природа, порожденная духом. Исходный пункт этой системы – свободная воля, развитие которой осуществляется через следующую триаду: 1) ступень - абстрактная воля - (воля отдельной личности) или формальное право, имеющее своей заповедью «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Чтобы человек мог реализовать свое формальное право, он должен обладать собственностью, Гегель дает философское обоснование частной собственности. «Лишь в собственности лицо есть как разум». Равномерное распределение собственности – неразумно и несправедливо. Лишь буржуазная форма частной собственности правомерна и справедлива, обладающая возможностью дарить, обменивать на основе договорных отношений. 2) ступень – мораль и моральные отношения. На этой ступени возникают З формы развития нравственного духа: семья, гражданское общество и государство. Получив собственность, человек получил свое внешнее наличное бытие. Но теперь он должен получить и внутреннее бытие в виде морали. При оценке моральности поступка следует соотносить его мотив с объективными последствиями. Гегель выступает как против лицемерия (выдающего зло за добро), так и против романтизма (считающего, что добрые намерения делают поступок ценным). Должно быть единство субъективности и объективности, что только и может быть нравственностью. 3) ступень – развитие нравственного духа воплощается в семье, гражданском обществе и государстве.

Абсолютный дух – сфера синтеза Субъективного и Объективного духа. Развитие истории постепенно раскрывает разумность Абсолюта. «Мыслящий дух всемирной истории… возвышается до знания абсолютного духа». Такое знание выступает в виде «вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история служат только к его раскрытию»[58].

Завершающие самопознание Абсолюта этапы – 1- искусство, 2-религии и 3 - философия. 1) В искусстве Абсолют открывает себя в непосредственной форме как идеал, как форма красоты. Гегеля интересует прежде всего теоцентрическое искусство (выражение богов в иконах, их антропоморфность). Но для искусства характерна «чувственная внешность», она не позволяет абсолютному духу адекватно выразиться. Поэтому необходима следующая ступень развития Абсолюта – религия. 2) В религии (христианской) он познает себя как Бога. Истинная религия – это религия откровения. Источником откровении является сам Бог. Христианство – высшая и абсолютная религия. Но религиозная вера и религиозный культ – относятся к сфере субъективного знания, которое есть только форма и потому Абсолютный дух нуждается в адекватном просветлении со стороны философии. 3) Философия (гегелевская) – высшая ступень развития Абсолюта - полное раскрытие всех истин, содержащихся в искусстве и религии, это познание посредством мышления. Философия есть духовная квинтэссенция эпохи, в которой она получила свое развитие. Взлеты философской мысли наблюдаются в эпохи радикальных преобразований, когда дух народа находится на пороге принятия нового облика. Понятия философии есть «мыслящая себя идея», т.е. наука возводится к своему началу, и логическое оказывается результатом духовного. Так завершается философское знание.

Философия Гегеля завершает последний круг развития Абсолюта. Благодаря ей открыты все истины, выявлены и синтезированы все смыслы Абсолюта. Философия Гегеля – самое точное воспроизведение движения Абсолюта к открытию самого себя как Абсолютной истины и тем самым завершению умственного развития человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.