Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иррационализм. Провозвестником рождения критической «антиклассической» философии явился немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788–1860)




Провозвестником рождения критической «антиклассической» философии явился немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788–1860). Наиболее полно Шопенгауэр изложил свои взгляды в работе «Мир как воля и представление» (1818 г. – 1 том, 1844 г. – 2 том). В основе мирового процесса, по его убеждению, лежит не разум, а некая слепая, бессознательная сила – воля к жизни. Поскольку эта сила бессмысленна и неразумна, постольку и вся человеческая жизнь бессмысленна. Ведь каждый из нас обречен на старость, многие – на болезни и страдания, и в конце этого пути всех ждет смерть. Отсюда вывод: жизнь бессмысленна, поскольку исход ее всегда один – смерть.

Однако люди продолжают рождаться, цепляться за эту жизнь любыми способами. Почему? Суть ответа, данного Шопенгауэром, заключается в том, что есть некая не зависящая от людей сила, которая заставляет их жить, гоняясь за призрачными удовольствиями и стремясь к бессмысленным целям. Эта сила – «воля к жизни». Насколько воля сильнее интеллекта – об этом каждый человек может судить по собственным поступкам, которые в массе своей продиктованы не доводами разума, а инстинктом и желаниями. Так, сильнейший инстинкт жизни – половое влечение и продолжение рода, которое с точки зрения разума есть лишь производство новых поколений для страданий и неминуемой гибели. Человек оказывается в плену у этой силы и единственный путь к освобождению из этого плена – погасить в себе волю к жизни, пресечь свое стремление к достижению земных целей и приготовиться к свободному выбору небытия.

В этом отношении Шопенгауэр многое заимствовал из буддизма, ведь буддистский символ-понятие «нирвана» – это и есть очищенное от всяких земных желаний состояние, которое, с точки зрения рационально мыслящего человека, равно небытию. Как видите, критический период начинается с выражения глубоко пессимистичного взгляда на мир и место в нем человека. Недаром Шопенгауэра называли «философом мировой скорби». Космический пессимизм этого мыслителя не заслоняет его несомненной заслуги: он открывает неведомый ранее для науки и философии мир – мир бессознательного. В дальнейшем же созерцательный пессимизм преобразуется в разрушительную критику, именуемую «переоценкой ценностей». Именно так оценивает свою философию немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844–1900).

 

Среди них следует обратить особое внимание на иррационализм и позитивизм.

Иррационализм (Х1Х – нач. ХХ вв.) - направление в философии, которое ограничивает или отрицает возможности и роль разума в познании мира, поскольку сам этот мир алогичен, иррационален и даже абсурден. Такова была реакция на рационализм и логику немецкой классической философии.

Иррационалистическое направление нашло свое отражение в философии жизни, феноменологии, психоаналитической философии, экзистенциализме, постструктурализме и постмодернизме.

Основные идеи иррационализма разрабатывали представители философии жизни: Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900).

В философии продолжается конкуренция двух основных методологий развития науки: рационализма и иррационализма. Причинами, усиливающими значение иррационалистических тенденций были: крушение механистической картины мира, дальнейшая математизация, дифференциация и специализация наук, разграничение методологий наук о природе и социально-гуманитарных наук, неудовлетворенность голым сциентизмом, не учитывающем феномены человеческой психологии и одновременно порождающем угрожающие эколого-экономические последствия.

 

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, видный оппонент философии Гегеля, иррационалист и пессимист. Основное произведение – «Мир как воля и представление» (1819).

Следует различать мир как представление (явление) и мир как волю (сущность, вещь в себе, по Канту).

Мир как представление – мир видимого, но ложного разделения на индивидуальность, множественность, пространство и время, субъекта и объекта, причину и следствие, необходимость и случайность. Все это существует только относительно воспринимающего субъекта. Имеет общее и независимое основание, называемое мировой волей. Служит проявлением и объективацией мировой воли.

Мир как воля – логическая, эмпирическая, математическая и моральная сущность и причина всех явлений, вечный порыв воли к жизни и самоутверждению: абсолютно свободна и непознаваема; бессознательна, иррациональна и неудержима; бессмертна, существует вне времени, пространства, множественности, причинности и необходимости; источник жизни и непрерывных страданий в мире явлений, т.к. не имеет цели и никогда не удовлетворяется достигнутым результатом.

Мировая воля нуждается в мире явлений для объективации и индивидуации в разнообразных формах жизни: 1- всеобщие силы природы – тяжесть, непроницаемость, магнетизм, электричество, … (в мире неживой природы); 2- раздражимость (в мире растений); 3- инстинкты, чувствительность (в мире животных); 3- характер, индивидуальные моральные мотивы (в мире людей).

Мировая воля проявляет себя в раздвоении на две части (сущность и явление), их постоянной борьбе друг с другом и бесконечном страдании.

«Так мы повсюду видим в природе соперничество, борьбу, непостоянство победы, и… в этом заключается свойственное воле раздвоение в себе самой. Каждая ступень объективации воли оспаривает у другой материю, пространство, время» - Мир как воля и представление

Жизнь – это обман, страдание, суета и борьба с лишениями, коротка и уныла. Наш мир – худший из возможных. Причина страданий – раболепное служение воле. Нужно пересмотреть отношение к жизни: счастье – освобождение от воли к жизни. Ступени освобождения: 1- эстетическое созерцание [свойственно гениям искусства]; 2- ограничение естественным и необходимым [свойственно подлинным философы]; 3- аскетизм [свойственно святым]. Не следует бояться смерти. Идеал жизни – жизнь отшельника, странника, созерцателя.

Философия должна довольствоваться выводом: «нет воли - нет представления, нет мира». После упразднения воли мир превращается в «ничто».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.