Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фаласифа иногда называют – восточный перепатеизм, за приверженность учению Аристотеля




Арабо-исламская философия

Термин «арабская» является условным, т.к. среди народов, которые породили эту философию, были и персы, и сирийцы и другие народы. Народы, которые были объединены при создании Халифата (от Индии до Испании, включая Северную Африку), и которые писали на арабском языке; поэтому и философия арабская.

Хотя среди философов было немало и христиан, философия считается исламской по основной культуре, которую составлял ислам.

При этом развивалось и нерелигиозное направление – «фаласифа», которое опиралось на греческую философии, имело нерелигиозные интересы и развивалось достаточно обособлено в рамках светских знаний и науки.

Развиваясь в рамках этого направления, помимо сохранения и развития философского «античного знания» арабы достигли больших успехов в химии, математике, астрономии, медицине.

Они, в частности, ввели в употребление понятие – sin; ввели, заимствованную в Индии, позиционную числовую систему; усовершенствовали процесс дистилляции, возгонки, перегонки и кристаллизации веществ, научились производить спирт; астроном аль-Батами точно вычислил прецессию земной оси и усовершенствовал тригонометрию, составив таблицу тангенсов через каждый градус; Абу-ль-ан-Найризи написал трактат об атмосферных явлениях; математик и астроном Омар Хайам осуществил реформу старого персидского календаря и первым в математике стал решать кубические уравнения, показав это с помощью сечений; математик аль-Хорезми далеко продвинул исследования по решению уравнений; математик и астроном Насирэддин ат-Туси написал трактат в котором описаны теоремы синусов для решения треугольника, а также изложены основы сферической геометрии; хорезмийский ученый-энциклопедист аль-Беруни широко применял математический анализ, вычислил угол наклона эклиптики к экватору и исследовал исторический ход его изменения, впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов; химик Джабир Ибн Хаян впервые выдвинул мысль о том, что превращение металлов возможно (по сути создал алхимию); ученый аль-Хайсам /Альгазен/ рассматривал различные типы зеркал, законы преломления света, увеличительное действие плоско-выпуклой линзы (по сути создал оптику), впервые упоминал камеру-обскуру; персидский ученый аль-Харави опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил целебные свойства различных природных и химических веществ; «Канон врачебной науки» написанный медиком Авиценной /Ибн Синна/ использовался в качестве прямого пособия вплоть до 1650 года.

Одним из первых идеологов фаласифы был Ибн Рушт, проживавший в Испании и даже писавший по латыни под именем Авероиз.

Он является автором учения о «двойственной истине», которое вошло как в исламскую, так и средневековую христианскую философии.

Есть истина, которую исповедует религия – это путь веры, а есть истина, которую она не исповедует – это путь разума, путь философии. В религии истина – Бог. В философии – Первое, Первоначала, Перводвигатель.

Такое допущение позволило философии выделить область своих собственных рассуждений, не претендуя на религиозный контекст.

Ибн Рушт концентрированно выразил основное философское кредо средневековых мыслителей, это – «Совечность мира и Бога», т.е. «мира и материи». Из этого делается вывод о том, что Бог не выступает абсолютным первоначалом, а картина творения скорее воспроизводит учение Аристотеля о «форме и материи».

Ибн Рушт сыграл огромную роль для европейской мысли, т.к. смог адекватно понять Аристотеля и воспроизвести его учение, перенеся его в средневековую Европу (Ф.Аквинский – теологизированный Аристотель).

Одним из важнейших элементов античной мысли воспринятой арабскими философами было также понятие о «деятельном разуме».

На Среднем Востоке получила хождение «Теология Аристотеля». Но автор не Аристотель – это было чисто неоплатонистическое сочинение.

В качестве школы (во главе с Плотиным) неоплатонизм возник в 3-м веке в Александрии. В Боге, каким его представляли неоплатоники, в отличие от ветхозаветного Яхве, разумное начало доминирует над мистическим, и в противоположность христианскому Богу-Отцу, божество представляется как безличное Единое, к тому же, не выносимое за пределы мироздания, а внутренне присущее ему, и даже боле того, само мироздание оказывается тем же самым божеством, только пребывающим в своих различных состояниях, образованных в результате «эманации» Бога в мир.

Плотин ввел понятие Единого начала, которое, истекая, порождает Мировой Разум, а далее во взаимодействии они образуют Мировую душу.

Согласно учении о «деятельном разум» существующая праматерия по благородной деятельности Разума приобретает форму, т.о. возникает мир вещей. Попав в арабский мир учение Плотина, нашло созвучие с программными интересами фаласифа, т.к. оно позволяло не религиозным языком изложить идею Творения Бога (Единого Бога).

Однако не светская фаласифа составляет основной контекст арабо–исламской философии.

Два века с момента образования Халифата в 622 году потребовались культуре ислама для появления в IX веке Аль Киндия – первого крупного философа.

Это было время, связанное с укоренением ислама у народов, населяющих территорию Халифата.

Учение Мухаммада было направлено на преодоление племенной разобщенности, что было бесспорно прогрессивным шагом.

Мухаммад был представителем городской – торговой культуры, а торговли нужен мир его он и добивался.

С детства Мухаммад впитывал идеи христианской и иудейской культуры, основываясь на них, он и начал исповедовать и пропагандировать монотеизм – веру в Единого Бога. Один Бог, один халиф – это тоже сплачивало народ.

Вторая важная идея, внесенная Мухаммадом (Кораном) это идея роли знания. Идея понимания ислама как знания, знания о Божественном предопределении и свободе человека.

216 мест в Коране говорится о предопределении Бога.

Более 100 мест о свободе человеческого выбора.

В исламе появляются понятия Возмездия и Воздаяния (загробной жизни), до этого не представленные нигде.

Проблема посмертного воздаяния ставит проблему ответственности за свое поведение, которая ложится на человека.

Это приводит к простой логике, согласно которой, человек должен сначала узнать о своей ответственности (из Корана), затем понять, принять и следовать, тогда будет вознаграждение после смерти.

Но учение о грехе и добродетели уже требует развития того, что такое знание. Сначала это то, что дает религия, далее оно развивается теологами и, получаются более серьезные концепции знания.

Идея ответственности за свое поведение связана с человеком как с индивидом. Есть два представления: слепая покорность и покорность по размышлению – это уже вера, но не слепая, а обретенная в рефлексии, это вера, которая позволяет тебе стоять один на один перед Аллахом, т.е. ты не обязан отчитываться за свои действия перед другими.

Ислам не просто религия подобная христианству. После переселения Махаммеда из Мекки в Медину и образования уммы – первой исламской общины, он приобретает социально-политическое значение.

Это требовало введения других форм организации общества и знаний, помимо того, что дал Мухаммад. Через суды шариата создается юриспруденция – наука о праве, которая значительно шире шариата и требует обоснования для нововведений, т.е. требует развития религиозного знания, что давало обоснование существования в Халифате различных религий. Был даже прагматический период, допускавший свободу мнений.

Основным врагом ислама был арабский политеизм.

Христианство считалось наиболее близкой религией, с признанием всех пророков включая Христа, но без признания троичности Бога.

Христос, правда, такой же пророк, как и Мухаммад, нет Божественной сущности, не признается непорочное зачатие и первородный грех.

Человек не греховен по своему рождению, а становится им по своей воле.

Основное отличие от иудаизма – божественная избранность еврейского народа, мессия собирает весь свой народ (евреи) в Иерусалиме и тогда будет царство Божье на Земле.

На фундаменте ислама и базе новых интересов в Халифате возникают разные направления философской мысли.

Первое направление – мутазилиты:

спекулятивное богословское (теоретическое) направление в каламе, опирающееся на теории античных философов, методологией была античная логика, большое место занимала диалектика.

Мутазилиты представители в основном устного творчества, осталось мало трудов. Были поставлены религиозно-философские проблемы:

Что такое монотеизм? Что такое Единый Бог?

В Коране Единый Бог это Совершенное на языке человеческих качеств –у Бога 99 качеств.

Мутазилиты сделали вывод, что сравнение с человеческими качествами это уподобление человеку. Они выступили против такого антропоморфизма.

Нельзя придавать Богу сотоварищей, не может он выражаться в этих качествах, это только наше допущение для описания. Мутазилиты оставили только такие качества – живой, всемогущий, всезнающий.

Следующая идея мутазилитов – сотворенность Корана (основная богословская – несотворенность Корана).

· Как может быть разночтима книга, которая не сотворена?

Для мутазилитов критерий истины – разум, его оружие логика, т.е. все должно быть проверено на языке разума, что давало возможность комментировать и толковать тексты.

Каждое разночтение приобретает идеологический характер. Начинается борьба за праведность. 73 секты, а только одна праведная.

Второе направление – исмаилиты: Основная идея – Бог выносится за рамки мира, т.е. он непонятно что, не обладает никакими качествами, он дает только первый толчок.

Аль Кермани: м.б. Бог существует, но мы о нем ничего сказать не можем

Основное направление исмаилитов – это сунниты. Они следуют сунне: Коран + предания о Мухаммаде. Халиф у суннитов – выбирается.

Другим направлением исмаилитов являются шииты.

После смерти халифа Али и его сыновей ими вводится институт святости, вводятся представления о чудесах, хотя изначально единственное чудо – это Коран, который был явлен.

Основная проблема шиизма – это проблема имамата. Шиизм вводит представление о власти как о Божественности (т.е. власть не выбирают), а божественность исходит от рода Али.

Третье направление – суфизм: возникает в среде христиан и приобретает свое влияние в XI – XII вв.

Суфизм выделяется свои пониманием Единобожия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.