Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неопозитивизм (с середины 20х гг. XX в.) – Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел




Собственно позитивизм (30-70 гг. XIX в.) – Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Во второй половине XIX века позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Он объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философии как особую науку. Под метафизикой они понимали умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию).

Позитивизм – это философия позитивного знания, отвергающая умозрения и теоретические спекуляции как средства получения знания.

Позитивисты говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой, судить о мире в целом.

Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла.

Позитивисты предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания.

Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание.

Причем сами категории позитивизма – отрицание умозрения, феноменализм – оказались слишком уморительными, метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

2. Эмпириокритицизм (конец XIX в.) – Мах, Авенариус.

Общие плюсы позитивизма – философия не имеет исключительные права на истину, логико-математические исследования имеют большое значение, при исследовании необходимо удерживаться от оценочной стороны вопроса, быть беспристрастным.

Проблематика позитивизма – научная методология в рамках логики развития науки, описание и анализ этапов научного исследования, язык науки, исследование принципов, рамок и сфер применимости отдельных процедур и методов.

Основатель позитивизмаО.Конт (1798-1857).

Основной итог работы «Курс позитивной философии» – это три закона: трех стадий; постоянного подчинения воображения наблюдению; энциклопедический закон, классификация наук.

1) Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, логическое производит историческое. Низшая ступень – наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика – социология). Главная роль отводится математике как основе количественных методов исследования. Логики нет совсем.

2) Пытался определить науку по ее предмету. Однако исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метафизика должна быть отвергнута.

3) Предполагает, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответственных типов мировоззрения.

a. Теологическое – когда поведение человека определяется буйством фантазии, верой в богов... – традиционное общество

b. Метафизическое – бог становится субстанцией. Абстрактные метафизические сущности, идеи абсолютного знания – доиндустриальное общество.

c. Позитивная стадия – это стадия становления научного взгляда на вещи, позитивизм – индустриальное общество. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии – человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество результат, но не предпосылка исторического процесса.

Развитие науки Конт представлял как накопление полученных знаний и законов, знания – описательные.

Джон Стюарт Милль (1806-1883). Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: «Система логики силлогистической и индуктивной». Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теорию знания, чтобы знания были бы научными (как в естественных науках). Существует контраст между состоянием естествознания и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором – топтание на месте, одни системы сменяются другими. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стороны естествознания. Надо методы естествознания применить в социологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.