Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Правовое обеспечение функционирования налоговой системы РФ




4. 1 Налоги, их понятие и функции.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в пе­риод перехода к рынку, потребовала проведения принци­пиально новой налоговой политики.

Одним из направлений реализации этой политики явля­ется введение на территории Российской Федерации новой системы налогообложения. Практически в конце 1991 г. с принятием пакета законов по налогам, в том числе осново­полагающего Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в России фактически началось прове­дение налоговой реформы. Отношение к налоговой реформе в настоящее время в России неоднозначно. Ряд экономис­тов и политиков считают, что недостатки существующей налоговой системы обостряют кризисную ситуацию, и что действующая налоговая система является наиболее уязвимым и слабым звеном экономической реформы. Вместе с тем истекший период функционирования новой налого­вой системы показал, что, несмотря на имеющиеся недо­статки, базовые ориентиры системы выбраны правильно, в целом они соответствуют переходному периоду к рыноч­ным отношениям и в обозримом будущем в принципиаль­ных чертах, видимо, будут сохраняться. Конечно, система будет постоянно развиваться, наполняться более емким со­держанием, более органично и полно приспосабливаться к задачам и целям происходящей реформы, потребностям практики. И уже сегодня достаточно ясны основные кон­туры предстоящих изменений. В настоящее время действуют общая и особенная части Налогового кодекса России, первого систематизированного свода норм, регулиру­ющих вопросы налогообложения в России. В нем учтены проблемы федерализма, просматривается усиление стимулирующей роли налогов в развитии произ­водства, сокращение количества налогов и налоговых льгот, расширение круга налогоплательщиков.

Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использо­вались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспече­ния возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они ис­пользуются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенной для удовлетворения интересов обще­ства и государства.

Под налогом понимается взнос в бюджет соответствую­щего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками.

Налоги — это область столкновения разнообразных ин­тересов, получающих отражение в различных формах по­литической борьбы. Налоги вводятся только с согласия нации — записано в “Великой хартии вольностей” Анг­лии 1215 г.

Налог как способ изъятия и перераспределения доходов возникает вместе с государством и представляет собой фор­му принудительного изъятия государством в свою соб­ственность части имущества (с развитием денежного обра­щения — в денежной форме), принадлежащего населению. В Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходит с середины XVIII века. Родоначаль­ником ее считается А. Смит, который в работе “О богат­стве народов” (1770) раскрыл понятие налога, определил место налогов в хозяйственной жизни, сформулировал ос­новные принципы их взимания. Его учение получило даль­нейшее развитие в трудах ученых экономистов XIX в. (А. Вагнера, Нитти и др.).

По А. Смиту, налог — это бремя, накладываемое госу­дарством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Право государства взимать налоги и обязанность насе­ления их платить вытекает из необходимости существова­ния государства и его учреждений в интересах всего обще­ства и отдельных лиц. При этом государство должно руко­водствоваться определенными принципами:

• всеобщности (каждый должен участвовать в поддер­жке государства соразмерно своей платежной способнос­ти, т. е. пропорционально доходу);

• определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа);

• дешевизны взимания (необходимо минимизировать издержки по взиманию налогов);

• справедливости обложения (освобождать от обложе­ния минимум для существования и облагать высокими ставками крупные имущества и доходы);

• законодательной формы учреждения налога.
Первоначально налоговое законодательство Российской Федерации не содержало определения налога. Это слово употреблялось в нем с одной стороны, в одном ряду с пошлинами, сборами (ст. 57, 71, 132 Конституции РФ; ст. 2, 19-21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”), а с другой — как понятие, включающее в себя и сборы, и пошлины, и дру­гие обязательные платежи. Это давало основание говорить о налоге в узком смысле, выделяя его из общего ряда соответствую­щих платежей, и о налоге в широком смысле, с признака­ми, общими для всех обязательных платежей.

В настоящее время определение налога закреплено НК РФ, как обязательный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК РФ ч.1. ст. 8 ч.1).

К общим признакам законодатель относит: законно ус­тановленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фон­дом; безэквивалентность платежа.

Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами:

• Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в опреде­ленный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответству­ющего уровня и обезличиваются в нем;

• Сборы и пошлины взимаются государственными и мес­тными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услу­ги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием.

Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога. Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступа­ет в отношения с соответствующими органами (учрежде­ниями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обя­зательность уплаты пошлин или сбора наступает в резуль­тате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности.

• Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

• Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необ­ходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимае­мый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления.

Налогу в его исконном смысле присущ особый меха­низм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог счи­тается установленным лишь в том случае, когда определе­ны элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, нало­говый период, льготы.

Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. От имени налогоплательщика налог может быть уплачен его представителем.

Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ)

Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК). Налоговая база является основой для исчисления суммы налога

Порядок исчисления налога - совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Единица измерения: 1 м2 земли, 1 рубль дохода и т.д. Ставка выражается в процентах и в твердой сумме.

Налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам (ст. 55 НК).

 

Порядок и сроки уплаты налога - способы и сроки внесения налогоплательщиком суммы налога в соответствующий бюджет, государственный внебюджетный фонд

Налоговые льготы - факторы уменьшения налогоплательщику суммы налога. Законодательством устанавливаются следующие льготы: необлагаемый минимум объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок и т. д.

Нужно учитывать, что налоговая льгота может и не устанавливаться, но в условиях рыночных преобразований все применяемые налоги имеют какие либо налоговые послабления для различных категорий налогоплательщиков, что позволяет трактовать налоговые льготы как элемент налогообложения.

Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы на­логообложения:

• всеобщность (каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);

• верховенство представительной власти в их установ­лении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции);

• прямое действие во времени законов, устанавливаю­щих новые налоги (ст. 57 Конституции);

• законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ);

• не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ);

• экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ);

• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ);

• определенность налогообложения (ст.3 НК РФ);

• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом.

Общественное предназначение налогов проявляется через функции, которые они выполняют.

Основная функция — фискальная, касающаяся инте­ресов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необхо­димую материальную базу для осуществления своих фун­кций и возложенных задач.

В период становления буржуазного государства (в ос­новном с “полицейскими” функциями) эта направленность налогов признавалась единственной.

Однако ближе к концу XIX в. в эпоху больших соци­альных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С сере­дины XX в. регулирующая функция налогов получает все­общее признание и широкое применение. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, государство оказывает стимулирующее воздействие на инвестиционный процесс, его структуру, рост производства в целом.

Еще одна функция налогов (контрольная) проявляется в том, что через систему налогообложения получают данные о темпах и тенденциях развития экономики о налоговой способности плательщиков, об уровне их исполнительности.

Мировой опыт свидетельствует, что функции налогов находятся в постоянном развитии и эволюционируют вме­сте с развитием государства.

Пополняя бюджет, налоги являются одним из основ­ных источников финансирования всех направлений дея­тельности государства и экономическим институтом реа­лизации государственных приоритетов.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, принципов, форм и методов их уплаты, специфические налоговые режимы, а также форм и методов налогового контроля.

В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее вносились и вносятся суще­ственные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения, либо они были ликвидированы.

Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обло­жение доходов, имущества и потребления и способствую­щей становлению рыночного хозяйства.

Вместе с тем она базировалась в основном на зарубеж­ном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государ­ственной экономики к рыночной не было.

“Обкатку” система проходила в сложных условиях спа­да производства, ослабления государственной власти, бы­строго расслоения населения и прочих факторов, в резуль­тате которых она уже не могла выполнить в полной мере фискальных и регулирующих функций в обществе.

Опыт функционирования налоговой сис­темы вскрыл существенные ее недостатки: многочислен­ность налогов, надуманность отдельных видов налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность и противоречивость налогового законодательства, что обусловило необходи­мость его серьезного преобразования.

С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены.

Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась так­же возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Нало­гового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В ко­дексе введено ограничение полномочий федеральных орга­нов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий пере­чень федеральных, региональных и местных налогов.

Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным ос­нованиям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 13-14) все налоги подраз­деляет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ):

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называ­ют региональными);

• местные налоги и сборы.

Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступле­ний и соотнести ее (через расходы) с объемом функций ор­ганов власти каждого уровня.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обяза­тельны к взиманию на территории всей страны. К федераль­ным налогам и сборам Налоговый кодекс относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг);

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

Региональными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие за­конами субъектов РФ и обязательные к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог;

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае­мые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым ко­дексом, нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным нало­гам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

Следует подчеркнуть, что в кодексе принципиально ре­шается вопрос о разграничении полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов в сфере урегулирования налоговых отношений. Введено ограничение полномочий названных органов — не могут устанавливаться региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Страхо­вые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу феде­ральных налогов. В какой-то мере это говорит о снижении значимости федеральных и региональных внебюджетных фондов в происходящих финансово-экономических процессах. И, как следствие, о стремлении государства осуществлять социальное финансирование из сугубо централизованных фондов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим осно­ваниям. Налоги могут быть классифицированы по объектам (с доходов или прибыли), по субъектам (с физических и с юридических лиц), по механизму формирования (прямые и косвенные) и по источникам уплаты (относимые на себестоимость, уплачиваемые из выручки от реализации, уплачиваемые за счёт прибыли). Рассмотрим подробнее перечисленные критерии классификации.

В зависимости от плательщиков налоги можно класси­фицировать следующим образом:

а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физи­ческих лиц, налог на наследование и дарение и др.);

б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный счет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог и др.);

в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических и физических лиц (государственная пошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа на­логов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся ак­цизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной мас­сы товаров, услуг, работ), пошлины и др. Кос­венные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец.

В условиях рыночной экономики важно эф­фективно использовать возможности налогообложения для стимулирования производства, проведения региональ­ной политики, расширения доходной базы государства. При этом представляется целесообразным осуществить следующие мероприятия Придать незыблемость на длительную перспективу такому порядку взимания налога на прибыль, согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы (но не по­среднических структур) исключаются все средства, направ­ляемые на инвестиции. Широко применять прогрессивное налогообложение находящейся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физических или юридических лиц. Доходы от игорного бизнеса, лотерей и т. д. облагать по более высокой ставке. В случае невозможного учета до­
ходов установить налог в твердой сумме. Установить эффективный режим обеспечения испол­нения налоговых обязательств.

Принятие выдвинутых предложений позволит оздоро­вить денежную и финансовую систему страны, после чего отпадет необходимость эмиссионного финансирования гос­бюджета. Однако такое финансирование будет оставаться в качестве потенциального резерва на случай экстремаль­ных обстоятельств.

Говоря о налоговой системе в целом, нужно иметь в виду, что она как финансовая система государства суще­ствует не в абстрактном пространстве монетаристской кон­цепции, а в сложной российской действительности и при­звана служить национально-государственным интересам стимулирования отечественного товаропроизводителя в условиях построения социально ориентированной систе­мы хозяйствования.

4.2 Налоговые правоотношения.

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер. Но им присущи и свои особенности: они возникают в процессе налоговой деятельности
государства, т. е. деятельности по установлению и взима­нию налогов; они включают две группы правоотношений — так на­зываемые общие (общерегулятивные) и конкретные.

Основную массу налоговых правоотношений составля­ют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифици­рованных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих эле­ментов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.

Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его при­знак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уп­латить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредствен­но (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика на­лог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (НК РФ, гл. 4).

Полномочия представителя должны быть документаль­но подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным пред­ставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплатель­щиком представлять его интересы в отношениях с налого­выми органами и иными участниками налоговых право­отношений. Уполномоченными представителями налого­плательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, су­дьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Финансовые органы обязаны вести учет налогоплатель­щиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном поряд­ке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.

Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.

Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обяза­тельный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Следует различать понятия объект налогового право­отношения и объект налогообложения. Эти по­нятия не идентичны.

Объектом налоговых правоотношений является недви­жимое и движимое имущество (материальные и нематери­альные объекты). К объектам относятся доходы от хозяй­ственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природ­ными ресурсами и др.

Объектом налогообложения, в теории финансового пра­ва, являются те юридические факты, которые обуславли­вают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации то­вара и т. п.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие “объект налогообложения” так: “Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.

Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин “предмет налогового обложения” обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обя­занности субъектов правоотношения.

Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотрен­ные в налоговом законодательстве, перечень которых уточ­нен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогопла­тельщик имеет право: пользоваться льготами по уплате налогов на основани­ях и в порядке, установленных законодательными актами; представлять налоговым органам документы, под­тверждающие право на льготы по налогам; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; представлять налоговым органам пояснения по исчис­лению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; в установленном законом порядке обжаловать реше­ния налоговых органов и действия их должностных лиц.

Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физичес­ких лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — органи­заций и индивидуальных предпринимателей. (Схема 2)

К основным обязанностям налогоплательщиков первой группы относятся: обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги; вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их со­хранность не менее 4 лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; выполнять требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ):

1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

3. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

4. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

5. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных проверок;

6. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

7. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

8. требовать соблюдения налоговой тайны;

9. требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

10. иные права, установленные Налоговым кодексом РФ.

Обязанности налогоплательщиков:

1. обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги;

2. вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

3. вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово- хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 4 лет;

4. представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов документы и сведения;

5. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

6. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством.

Кроме этого предприниматели и юридические лица обязаны:

1. письменно сообщать по месту учета сведения об открытии или закрытии счета – в 10- ти дневный срок;

2. письменно сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях- в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;

3. письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях. созданных на территории РФ в срок не позднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

4. письменно сообщать об изменении своего местонахождения - в 10-ти- дневный срок.

Неисполнение обязательств налогоплательщиком при­чиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоот­ношениях существует особый порядок применения санк­ций к правонарушителям.

За неисполнение налогоплательщиком своих обяза­тельств по уплате налогов законодательством предусмот­рена юридическая ответственность — административная, финансовая и уголовная.

Надлежащее исполнение налогового обязательства может обеспечиваться также гражданско-правовыми методами. Так, согласно Налоговому кодексу исполнение обязательств налогоплательщиков обеспечивается залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством, приос­тановлением операций по счетам в банке, наложением арес­та на имущество налогоплательщика. В случае невыполне­ния налогоплательщиком решения в срок доначисленные суммы налога списываются со счетов юридических лиц, а при отсутствии средств на счетах взыскание обращается на имущество должника, принадлежащее ему на правах соб­ственности или полного хозяйственного ведения. Взыска­ние задолженности с физических лиц всегда производится в судебном порядке и обращается вначале на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых — на их имущество.

Законодательство, охраняя права налогоплательщика, предоставляет им возможность обжаловать действие фи­нансовых органов. Жалоба подается в тот финансовый орган, который проводил начисление налога.

В Налоговый кодекс, включен новый институт, связан­ный с установлением порядка требований налоговых орга­нов об уплате налогов налогоплательщиками. Выявив неис­полнение налогового законодательства, налоговые органы первоначально выставляют письменное требование об упла­те налога и предоставляют налогоплательщику определен­ный срок для исполнения, данного требования. В течение названного срока бесспорное списание средств не допуска­ется, т. е. дается время на выполнение указанного требова­ния либо для его обжалования. На период рассмотрения жалобы налогоплательщика или иска в суде исполнение тре­бования приостанавливается.

Так как участники финансовых правоотношений наде­ляются взаимными правами и обязанностями, то права и обязанности одного субъекта (налогоплательщика) влекут за собой права и обязанности другого субъекта (государ­ства в лице финансовых органов).

Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основопо­лагающим документом их деятельности с начала 90-х годов являлся Закон РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.91 г, затем — закон РФ “О налоговых органах Рос­сийской Федерации” от 08.07.99 г., а сейчас Указом Президента РФ от 09.03.04г. Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу. Действует оно на основании «Положения о ФНС РФ», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. (СЗ РФ. 2004. №40.Ст. 3961). Среди прав налоговых органов и их должностных лиц сле­дует назвать следующие:

а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов;

б) производить проверку денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

в) требовать документы и получать необходимые объяс­нения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих ком­мерческую тайну;

г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,1 документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные
основания предполагать, что они будут уничтожены, скрыты, исправлены или заменены;

д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения;

е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

ж) накладывать в случаях, предусмотренных законода­тельством, финансовые и административные санкции (штра­фы, пени, приостановку операций по счетам налогоплатель­щиков, налагать арест на их имущество и др.);

з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия — на имущество этих лиц;

и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению про­изводственной деятельности налогоплательщика;

к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприя­тия; о признании сделок недействительными и о взыска­нии в доход государства всего полученного по таким сдел­кам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам.

Закон от 08.07.99 г. отнес к задачам налоговых орга­нов также валютный контроль 1.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплатель­щиками и другими лицами, налоговые органы обязаны со­хранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предус­мотренные Законом РФ “О налоговых органах РФ” от 08.07.99 г., а также Налоговым кодексом РФ (ст. 31).

Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный на­логоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществле­ния налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установлен­ном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудни­ки могут привлекаться к другим видам ответственности, пре­дусмотренным законодательными актами РФ.

Налоговые органы ежемесячно представляют финансо­вым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Меры ответственности налогоплательщиков за нару­шения налогового законодательства определяются в пер­вую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45-51, 75-77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом (ст. 198, 199) Налоговый кодекс определяет виды налоговых правона­рушений (ст. 116—129), устанавливают порядок предъяв­ления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106-115).

Более подробно вопросы налогового контроля будут рассмотрены в четвёртой главе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.