Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Правовые основы ценообразования




5.1. Понятие и особенности ценообразования в экономической деятельности.

Одной из новых и весьма сложных сфер экономической деятельности в России стало ценообразование. И дело здесь не только в свободных ценах, но и в необходимости совершенно новых подходов, учитывающих рыночные механизмы движения товара к потребителю.

В последнее время российские компании все чаше разрабатывают свою стратегию сбыта продукции не только для краткосрочного улучшения финансовых результатов, но и в целях долговременного расширения рынков сбыта, что заставляет отказаться от заманчивого пути «накручивания» цен. Согласно данным опросов более 70% российских промышленных предприятий для улучшения сбыта своей продукции применяют сдерживание роста цен. Для того чтобы успешно использовать рыночные методы ценообразования, нужно творчески осмыслить систему формирования цен, существующую в высокоразвитых странах, особенно ту, которая применяется в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, аналогичной современной российской хозяйственной практике.

В последние годы важность ценообразования в сфере предпринимательства существенно возросла. Считается, что именно разработка оптимальной цены становится ключевым вопросом, который по степени актуальности опережает такие аспекты предпринимательской деятельности, как товарная политика, сегментация рынка, планирование сбыта и др.

Цена как денежная сумма, взимаемая за конкретный продукт, тесно взаимосвязана с различными элементами маркетинга: цены довольно часто изменяются на протяжении жизненного цикла продукта; от цены зависит качество обслуживания потребителей; ассортиментные группы товаров с различными ценами привлекают разные сегменты рынка и т.д.

Стратегия ценообразования зависит от многих факторов.

Взаимосвязь цены с потребителями объясняется двумя экономическими положениями;

• законом спроса и ценовой эластичностью спроса;

• сегментацией рынка.[15]

Одним из возможных подходов в сегментации рынка является дифференциация потребителей в зависимости от ориентированности их покупок. По этому основанию принято выделять:

• экономных покупателей (высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту продукции);

• персонифицированных покупателей (главное — образ продукции, уровень обслуживания, а не цена);

• этичных покупателей (готовы жертвовать ради поддержания малого и среднего бизнеса);

• апатичных покупателей (главное — удобство вне зависимости от цены).

Взаимосвязь цены и государства выражается в том, что государственные органы предпринимают различные меры по регулированию цен:

• устанавливают цены на некоторые вилы товаров (работ, услуг), в частности на продукцию естественных монополий;

• ограничивают возможности фиксации цен предпринимателями;

• запрещают производителям и оптовой торговле ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб свободной конкуренции;

• не разрешают розничной торговле устанавливать минимальные цены ниже производственных издержек плюс фиксированный процент, покрывающий накладные расходы, и прибыль;

• ограничивают практику ведения ценовой рекламы и т.д.

Влияние участников каналов товародвижения на цену характеризуется взаимодействием производителей, оптовой и розничной торговли по поводу увеличения объема реализаций, получения каждым участником достаточной доли прибыли, создания и укрепления имиджа, обеспечения повторного потребления и т.д.

Рассматривая связь цены и конкуренции, необходимо выделить три возможных типа конкурентной среды, которые напрямую воздействуют на ценообразование:

• среда, в которой цена контролируется рынком (высокая степень конкуренции);

• среда, в которой цена контролируется фирмами (ограниченная конкуренция);

• среда, в которой цена контролируется государством.

Острая конкуренция в ценах может привести к ценовым войнам, а в результате — к установлению так называемых демпинговых («бросовых») цен.

Характеризуя взаимосвязь цены и издержек, необходимо отметить, что данный фактор часто не может контролироваться самой фирмой, например, в случаях вздорожания сырья, рабочей силы, транспортных расходов. Однако в настоящее время существуют следующие возможности учета издержек при формировании цены:

• модификация продукции таким образом, чтобы сократить расходы и сохранить уровень цен;

• переложение роста издержек через цену на потребителя и т.д.

С учетом вышеприведенных факторов формулируются основные цели ценообразования.

1. Цены, основанные на сбыте, ориентируют фирму на высокий объем реализации продукции, на увеличение доли продаж на рынке.

2. Цены, основанные на прибыли, ставят во главу угла максимизацию прибыли, получение удовлетворительной прибыли и высоких доходов от инвестиций и т.д.

3. Цены, основанные на существующем положении, характерны для фирм, заинтересованных в стабильности или сохранении благоприятного климата для своей деятельности.

 

5.2. Правовые основы государственного регулирования цен.

Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Современная экономическая теория в сфере государственного регулирования цен выделяет методы прямого, или директивного, и косвенного, или экономического, регулирования цен. К первой группе методов можно отнести установление твердых цен (тарифов), базовых иен и предельных коэффициентов их изменения, предельных максимальных и (или) минимальных цен, предельного уровня рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. К методам косвенного государственного регулирования цен относятся льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Эти методы способствуют снижению цен хозяйствующими субъектами на выпускаемую ими продукцию, уменьшению ее себестоимости.

Согласно ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В настоящее время государственная ценовая политика базируется на положениях Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятом в его исполнение постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен; государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий. Кроме того. Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.

Регулируемые государством цены применяются всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ утверждены три перечня продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию,

I. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В их ряду: природный газ; продукция ядерно-топливного цикла; электрическая и тепловая энергия; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни; перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте; погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; услуги ледокольного флота; аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ; водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.

II. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потреблении и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ включает: газ реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам для бытовых нужд; электрическая и тепловая энергия исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделии медицинского назначения.

III. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организации, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включает: снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с РАО РЖД (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации; перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На указанные в Перечнях товары и услуги государственное регулирование цен опосредуется нормативными правовыми актами. Например, государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание в данном параграфе. Во-первых, сфера действия государственного регулирования цен ограничивается лишь случаями, когда это предусмотрено действующим законодательством. Во-вторых, если нормами законодательства допускается государственное регулирование цены, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон, а соответствующие товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

 

5.3. Правовые аспекты формирования и применения свободных рыночных цен.

Свободной (договорной) рыночной ценой признается цена, устанавливаемая по соглашению сторон при отсутствии на нее государственного воздействия. Применение свободных цен отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются потребностями, покупательной способностью, спросом, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь иены влияют на производство. Свободное рыночное ценообразование призвано нацелить производителей на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в формировании свободных рыночных цен делает экономику динамичной, ориентирующейся на удовлетворение общественных потребностей.

Установление продажной цены на товар предполагает определение размера торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли. Данный вопрос рассматривается в Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. NB СИ-484/7-9821 и призванных помочь хозяйствующим субъектам в сфере ценообразованию. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен любыми субъектами хозяйственной деятельности1. См. также письмо Минэкономразвития России от 6 ноября 2001 г. N° 05-959 // Официально не опубликовано.

Правила формирования свободных цен изложены в названных рекомендациях применительно к иенам трех видов:

• свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки):

• ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации;

• розничным иенам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Согласно указанным Методическим рекомендациям свободные оптовые и отпускные цены и тарифы предприятий-изготовителей или других поставщиков на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, товаров, услуг. В свободных оптовых и отпускных пенах учитывается себестоимость товаров и услуг; и нее также включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации товаров или услуг по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

Таким образом, в свободной отпускной или оптовой цене можно выделить следующие три составляющие: себестоимость; налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость; прибыль изготовителя или другого поставщика. Изменяются свободная оптовая и отпускная цены по согласованию с потребителями.

Свободные цены на продукцию (товары и услуги), реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации (заготовительные, торгово-посреднические, торгово-закупочные), устанавливаются исходя из сложившихся спроса и предложения, качества и потребительских свойств продукции. В них учитывается свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также снабженческо-сбытовая надбавка. Последняя включает расходы посреднических организаций по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке, реализации товаров и прибыль, необходимую для нормальной деятельности. Она может применяться к свободной цене предприятия-изготовителя или к пене закупки.

Изменение данного вида цен осуществляется по согласованию с потребителями, без изменения свободной отпускной цены предприятия-изготовителя. В случае применения предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок свободная цена изменяется в пределах этих надбавок.

Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению, определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно, а также с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товаров и услуг и включают свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или другого поставщика и торговую надбавку. Последнюю составляют издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика и другие расходы по закупке и реализации товаров. Кроме того, в торговую надбавку включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и прибыль.

Если предприятие-изготовитель реализует продукцию и товары собственного производства непосредственно населению через кассу, то свободная розничная цена складывается из свободной отпускной цены с добавлением торговой надбавки. Если для продукции и товаров действуют регулируемые торговые надбавки, то предприятия применяют торговую надбавку не выше установленных размеров.

В предприятиях общественного питания цены формируются исходя из свободных отпускных или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) либо торговой надбавки и наценки. Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты этого налога), и обеспечения рентабельной работы этих предприятий.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Свободные цены фиксируются в специальном протоколе согласования, который подписывается сторонами (продавцом и покупателем). Возможно фиксирование указанных цен в договорах на поставку продукции, в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (телефонограммах, телексе, телефаксе и т.п.).

Свободные розничные цены обозначаются торговыми предприятиями на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги). На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах предприятия-изготовителя по договоренности с торговыми предприятиями и другими покупателями могут указываться реквизиты: «свободная отпускная цена» и «розничная цена». При этом предприятиями-изготовителями при необходимости могут указываться свободные отпускные цены на соответствующие товары. Что касается свободных розничных цен, то они могут обозначаться предприятиями-изготовителями (непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах) только по договоренности с предприятиями торговли.

Организации, реализующие товары по свободным рыночным ценам, фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах. Свободные отпускные цены указываются поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).

Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения установлен ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в которой закреплены принципы определения цены, а также установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения этой презумпции налоговым органом.

В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверяют правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

• между взаимозависимыми лицами;

• по товарообменным (бартерным) операциям;

• при совершении внешнеторговых сделок;

• при отклонении более чем на 20% (в любую сторону) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.