Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Обеспечение защиты прав потребителей. 2 страница




Под работами в соответствии со ст. 702, 730 ГК РФ, а так­же Законом РФ «О защите прав потребителей» понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный резуль­тат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т. п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бы­товых) нужд.

Под услугами с учетом положений ст. 779 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» понимается совер­шение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удов­летворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т. п.)[39].

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им поряд­ке, или условиям договора, или целям, для которых товар (ра­бота, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о ко­торых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) опи­санию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Таким образом, наличие недостатка определяется по од­ному (или совокупности) из следующих критериев:

1) несоответствие обязательным требованиям, которые предусмотрены законом или в порядке, установленном законодательством РФ. Обязательные требования, как правило, утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочия­ ми, предоставленными им законом, в основном в форме стандартов;

2) несоответствие условиям договора;

3) несоответствие целям, для которых товар (работа, услу­га) такого рода обычно используется;

4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключе­нии договора;

5) несоответствие образцу и (или) описанию при продаже то­вара по образцу и (или) описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат вре­мени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, а также другие подобные недостатки (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В Законе РФ «О защите прав потребителей» даны при­знаки отнесения недостатков к существенным.

К существен­ным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые:

1) делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым на­ значением;

2) не могут быть устранены;

3) проявляются вновь после устранения;

4) требуют для устранения больших затрат, вследствие ко­торых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

В п. 2 ст. 475 ГК РФ также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе РФ «О защите прав по­требителей». Вместе с тем в Законе РФ «О защите прав потре­бителей» содержатся дополнительные признаки, что не про­тиворечит ГК РФ, так как перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим (предусматривает и наличие дру­гих подобных недостатков).

В частности, к «существенным» согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» может быть отнесен недостаток, который делает «невозможным или недо­пустимым использование товара в соответствии с его целе­вым назначением». Одним из вариантов «невозможности и не­допустимости» является такой недостаток, который делает его использование по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан[40].

Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре, недостатка к су­щественным. При возникновении спора по данному вопросу проводится экспертиза в порядке, установленном Законом РФ «О защите прав потребителей». При необходимости спор ре­шается в судебном порядке.

При обнаружении какого-либо серьезного дефекта в ка­ком-то определенном товаре или существенной и серьезной опасности даже при его правильном использовании произво­дители (распределители) должны изъять его из обращения и устранить данный дефект либо заменить, предложить дру­гой товар.

При невозможности осуществления этих действий производитель (распределитель) должен выплатить потре­бителю компенсацию.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность то­вара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потре­бителя и окружающей среды при обычных условиях его исполь­зования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Безопасность товара (работы, услуги) означает, что то­вар (работа, услуга) безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Тот, кто не­сет ответственность за выход товаров на рынок, в частности поставщики, экспортеры, импортеры, розничные торговцы и т. п. (далее именуемые распределителями), должен обеспе­чить, чтобы эти товары в период нахождения у них не стано­вились опасными из-за неправильного обращения или хра­нения (п. 10 «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей»).

Требования по безопасности товара устанавливаются на указанных стадиях его жизни применительно к опреде­ленным, обычным условиям. Поэтому, например, пользова­ние товаром в необычных условиях может рассматриваться как нарушение потребителем установленных правил и по­влечь для него отрицательные последствия[41].

В случаях, когда производителям (распределителям) ста­ли известны обстоятельства о возникновении непредвиденной опасности уже после выпуска товаров на рынок, они должны незамедлительно уведомлять об этом уполномоченные орга­ны власти и общественность.

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивиду­альный предприниматель – организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе ино­странным изготовителем (иностранным продавцом), выпол­няющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на приня­тие и удовлетворение требований потребителей в отноше­нии товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории РФ, выполняющий определенные функции на основании догово­ра с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (преамбула За­кона РФ «О защите прав потребителей»)[42].

Импортер – организация независимо от организацион­но-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реа­лизации на территории РФ (преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Итак, закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 

9.2. Государственная и общественная защита прав потребителей

Государственная защита прав потребителей – это довольно широкая правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а также соблюдение дисциплины не только юридическими ли­цами различных форм собственности, но и общественными объединениями и гражданами[43].

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

1) проведение мероприятий, связанных с контролем, про­веркой соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или упол­номоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отно­шения в области защиты прав потребителей, а также обя­зательных требований к товарам (работам, услугам);

2) выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (испол­нителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимате­лям, импортерам) о прекращении нарушений прав потре­бителей, необходимости соблюдения обязательных тре­бований к товарам (работам, услугам);

3) в установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации то­ варов (выполнения работ, оказания услуг), которые не со­ ответствуют обязательным требованиям (в том числе с ис­текшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзы­ву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потре­бителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

4) направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рас­ смотрения вопросов о приостановлении действия или ан­нулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;

5) направление в органы прокуратуры, другие правоохра­нительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по при­ знакам преступлений, связанных с нарушением установ­ ленных законами и иными нормативными правовыми ак­тами РФ прав потребителей;

6) обращение в суд с заявлениями в защиту прав потреби­телей, законных интересов неопределенного круга потре­бителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовите­ля (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индиви­дуального предпринимателя (уполномоченного индиви­дуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативны­ ми правовыми актами РФ прав потребителей[44].

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потре­бителей» уполномоченные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по конт­ролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены cудом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Эти организации дают также разъяснения по вопросам применения конов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждают положение о порядке рассмотрения ими дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный ин­дивидуальный предприниматель, импортер) по требованию соответствующих органов исполнительной власти и их долж­ностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную необходимую информацию (ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей»)[45].

Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора на потребительском рынке играют следующие фе­деральные органы исполнительной власти:

1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека;

2) Министерство внутренних дел РФ;

3) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

4) иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положение о Феде­ральной службе по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Согласно указанному Положению Федеральная служ­ба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения, защиты прав потре­бителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои терри­ториальные органы.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра здравоохране­ния и социального развития РФ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека является главным государственным сани­тарным врачом РФ[46].

К полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отно­сятся надзор и контроль за исполнением обязательных требо­ваний законодательства РФ в области обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный контроль соблюдения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также контроль соблю­дения правил продажи отдельных предусмотренных законо­дательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека в целях реализации пол­номочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе на­учных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

5) пресекать факты нарушения законодательства РФ в уста­новленной сфере деятельности, а также применять пре­дусмотренные законодательством РФ меры ограничитель­ного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию по­ следствий нарушений юридическими лицами и гражда­нами обязательных требований в установленной сфере де­ятельности;

6) осуществлять контроль деятельности территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности (п. 6 Положения о Федеральной службе по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Отметим, что в соответствии с вышеуказанным Положе­нием Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеет права осу­ществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказа­ние платных услуг.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Положение о Федеральном агентстве по техни­ческому регулированию и метрологии, утверждено постанов­лением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294). Реализуя функции межотраслевого регулирования, Федеральное агент­ство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свои полномочия в следующих областях: обеспечение единства измерений, стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области, введение в действие общерос­сийских классификаторов технико-экономической и социаль­ной информации государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 5 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осу­ществляет такие полномочия в установленной сфере деятель­ности, как организация экспертизы проектов национальных стандартов, проверка в установленном порядке средств изме­рений в РФ, сбор и обработка информации о случаях причи­нения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, из­готовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, учет национальных стандартов, пра­вил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обес­печение их доступности заинтересованным лицам.

Министерство внутренних дел РФ. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации», Министер­ство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Согласно указанному Положению МВД России осуществ­ляет свою деятельность во взаимодействии с другими федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями[47].

В соответствии с п. 8 Положения о Министерстве внут­ренних дел РФ МВД России осуществляет следующие пол­номочия: организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции, про­изводит дознание и предварительное следствие по уголовным делам, участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации, а также организует прием граждан, своевре­менное и полное рассмотрение устных и письменных обраще­ний граждан, принятие по ним решений и направление от­ветов в установленный законодательством РФ срок.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муници­пальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ «О защи­те прав потребителей». В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопре­деленного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды не­замедлительно извещать об этом федеральные органы испол­нительной власти, осуществляющие контроль качества и бе­зопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с действующим законодательством орга­ны местного самоуправления самостоятельно формируют в со­ставе местных администраций структуры по защите прав по­требителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности на работников других структурных подразделений.

Полномочия органов местного самоуправления по защи­те прав потребителей реализуются ими в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуп­равления в Российской Федерации».

Работа структурных подразделений по защите прав по­требителей в органах местного самоуправления определяется положением, утверждаемым главой органа местного самоуп­равления.

Указанное структурное подразделение возглавляет ру­ководитель, назначаемый и освобождаемый от должности гла­вой органа местного самоуправления. Последний несет пол­ную ответственность за работу своего подразделения.

Если структура администрации не позволяет иметь са­мостоятельное подразделение, то работа по защите прав по­требителей возлагается на конкретных работников других подразделений местных администраций. В случае, если такое возложение обязанностей невозможно, то в штатном распи­сании муниципального образования можно предусмотреть должность специального уполномоченного[48].

Конечно, органы местного самоуправления не могут само­стоятельно решать все вопросы по защите прав потребителей, поэтому в своей работе они обязательно сотрудничают с различ­ными организациями, например с территориальными структу­рами федеральных органов исполнительной власти, в чью ком­петенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, некоммерческими об­щественными объединениями потребителей и т. д.

Итак, давайте посмотрим, как осуществляется защита прав потребителей органами местного самоуправления. Соглас­но п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного са­моуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей») органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заяв­ления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их на­ рушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изго­товителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопре­деленного круга потребителей).

Этим же пунктом Методических рекомендаций предусмот­рено, что заявления потребителей должны рассматриваться в срок не более месяца. В случаях, когда для рассмотрения за­явления необходимы проведение экспертизы, востребование дополнительных материалов и т.д., сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц.

Работники подразделений по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения потребителей, при не­обходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов[49].

В случае подтверждения нарушений в соответствии с уста­новленными полномочиями принимают следующие меры по их устранению:

1) разъясняют потребителям их права, помогают в состав­лении претензий к хозяйствующим субъектам по выяв­ленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей. Претензия вручается адресату лич­но с отметкой о вручении либо отсылается по почте заказ­ным письмом с уведомлением. У потребителя должна оста­ваться копия претензии;

2) проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъяс­няют их обязанности и установленные Законом РФ «О за­щите прав потребителей» последствия несоблюдения норм настоящего Закона;

3) по фактам выявления товаров (работ, услуг) ненадлежа­щего качества, а также опасных для жизни, здоровья, иму­щества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопас­ности продукции и услуг;

4) помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и пре­кращении этих действий. В соответствии со ст. 13 Зако­на РФ «О защите прав потребителей», если с заявлением в защиту прав потребителей выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании с изго­товителя, продавца, исполнителя, нарушившего права по­требителя, штрафа за несоблюдение добровольного поряд­ка удовлетворения требований потребителя, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются со­ ответствующему органу местного самоуправления. При этом важно, чтобы орган местного самоуправления заявил требование о взыскании такого штрафа с хозяйствующего субъекта;

5) обращаются за консультациями в соответствующие орга­ны или передают им на рассмотрение материалы по конк­ретным нарушениям законодательства о защите прав по­требителей (п. 2.2 Методических рекомендаций);[50]

По результатам проверок, проводимых органами мест­ного самоуправления:

1) о товарах (работах, услугах) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потреби­телей и окружающей среды незамедлительно извещают территориальные структуры федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг);

2) продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной инфор­мацией, приостанавливают до предоставления информа­ции или прекращают продажу. Указанные нарушения и сроки его устранения отмечаются в акте проверки. Продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) во­зобновляется при условии доведения до потребителя необходимой информации, что подтверждается актом по результатам повторной проверки. В случае непредстав­ления информации и после повторной проверки продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) прекращается;

3) продажу товаров с просроченными сроками годности или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, прекращают. В акте отмечаются выявленные нарушения, информация о которых направляется в соот­ветствующие территориальные подразделения феде­ральных органов исполнительной власти (п. 3 Методичес­ких рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей).

В завершение необходимо отметить, что Методи­ческими рекомендациями для органов местного самоуправле­ния по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из прода­жи недоброкачественной или опасной для потребления и окру­жающей среды продукции.

Итак, государственная защита прав потребителей призвана обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов.

 

9.3. Общественная защита прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые созда­ются по территориальному признаку (районные, городские, об­ластные и т.д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно настоящему Закону право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объе­динений.

В статье 5 ФЗ «Об общественных объединениях» дано по­нятие, что же такое общественное объединение. Под обществен­ным объединением понимается добровольное, самоуправляе­мое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе обществен­ного объединения.

В соответствии с вышеуказанным Законом граждане име­ют право создавать по своему выбору общественные объедине­ния без предварительного разрешения органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях со­блюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами обще­ственные объединения могут регистрироваться в порядке, пре­дусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государствен­ной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что дея­тельность общественных объединений потребителей основы­вается на принципах добровольности, равноправия, самоуп­равления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей глас­ная, а информация об их учредительных и программных до­кументах является общедоступной.

Согласно ст. 52 ГК РФ общественное объединение потре­бителей (их ассоциации, союзы) функционирует на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения[51].

Устав общественного объеди­нения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его органи­зационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и конт­рольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осу­ществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в об­щественном объединении, права и обязанности членов дан­ного объединения (только для объединения, предусматри­вающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих ор­ганов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководя­щего органа;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.