Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10.Обеспечение экономической безопасности государства




10.1 Характеристика системы нормативно-правовых актов в сфере обороны и безопасности государства.

Задачи по военному строительству и проведению военно-правовой реформы впервые сформулированы в Послании Президента России Федеральному Собранию в 1994 году. Прежде всего, потребовалась переработка ранее принятых законов с учетом новой Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Более того, изменение геополитической ситуации породило новые проблемы по приведению в соответствие с реальностью всего пакета военных законов, определяющих общие вопросы обеспечения обороны и безопасности России, а также законов, создающих юридическую основу социально-экономической защищенности военнослужащих, а также лиц, уволенных в запас и ушедших в отставку.

Военное право включает в себя совокупность общеобязательных принципов и правил (норм), регламентирующих отношения субъектов государства в военной (оборонной) области.

В результате нормотворческой деятельности приняты в установленном Конституцией Российской Федерации порядке такие федеральные законы, как "Об обороне", "О безопасности" (редакция от 24 декабря I993 г.), "О чрезвычайном положении" (от 17 мая 1991 г.). Эти документы имеют основополагающее, фундаментальное значение, хотя в соответствие с Конституцией России приведен только один закон "Об обороне".

Основу системы правовых актов составляют федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года.

Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Федеральный закон «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

За последние годы принят ряд законов, регламентирующих деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса и вопросы военно-технического сотрудничества с другими государствами. К этим законам нужно отнести федеральные законы "О государственном оборонном заказе" (принят Государственной Думой Федерального Собрания России 24 ноября 1995 г.), "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" (ред. от 24 декабря 1993 г.). Нужно отметить, что вопросы оборонно-промышленного производства регламентируются главным образом указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Например, Указ Президента России "О мерах по обеспечению эффективности государственного контроля за приватизацией предприятий и организаций оборонного комплекса" (от 13 апреля 1996 г.), постановление Правительства РФ "О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонного комплекса" (от 19 декабря 1994 г.).

К числу наиболее важных законов, регламентирующих правоотношения в области обороны и безопасности России (пакет «военных» законов), помимо названных относятся: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; Федеральный закон от 26 февраля 1996 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июля 1998 г.); Федеральный закон от 2В марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон от 4 мая 2000 г. «О пограничной службе»; Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

 

10.2. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. В частности, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации; утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Она содержит следующие разделы: "Россия в мировом сообществе", "Национальные интересы России", "Угрозы национальной безопасности Российской Федерации" и "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации".

В разделе «Россия в мировом сообществе» отмечается, что положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

На этом фоне национальные интересы России характеризуются как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, военной, социальной-, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

В качестве угроз национальной безопасности Российской Федерации концепция рассматривает следующие: состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений. Это создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей: стратегической обстановки в мире.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту. страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Войска, составляющие основу военной организации, дислоцируются в военных округах. Руководит военным округом командующий, подчиняющийся министру обороны. На территории военных округов также размещаются воинские части центрального подчинения и войска, входящие в виды Вооруженных Сил.

 

10.3 Военная доктрина Российской Федерации

Военная доктрина Российской Федерации в соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" утверждена Указов Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 г. № 706. При атом утратили силу Основные положения военной доктрины, утвержденные Президентом Российской Федерации 2 ноября 1993 г. указом № 1833.

Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов и установок на обеспечение военной безопасности, военное строительство и применение военной силы для защиты жизненно важных интересов страны. Военная доктрина содержит военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В современных условиях сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные внешние угрозы военной безопасности:

• территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

• наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

• создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

• расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

• ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

• создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

• нападения (вооруженные провокации} на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее. союзников и в Мировом океане;

• действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

• враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;

• дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

• международный терроризм.

Основные внутренние угрозы военной безопасности:

• попытка насильственного свержения конституционного строя;

• противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

Для решения задач, сформулированных в Военной доктрине, необходимы существенные экономические усилия. Главная цель военно-экономического обеспечения состоит в удовлетворении потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах. Эта цель достигается путем решения системы задач.

К числу основных задач военно-экономического обеспечения военного строительства относятся:

• своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;

• оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства;

• развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;

• обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также а технологиях их разработки и производства;

• интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;

• создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;

• повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;

• обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;

• накопление и содержание запасов материальных средств;

• осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

• выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.

 

10.4 Государственный оборонный заказ.

Государственная программа вооружения и военной техники реализуется через государственные оборонные заказы и контрактную систему. Организация закупок и поставок военной продукции, осуществляется посредством формирования, размещения и исполнения на контрактной основе государственного оборонного заказа. Нормативно-правовую базу его реализации составляют Конституция РФ, Военная доктрина, Федеральные законы РФ "Об обороне", "О безопасности", "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", "О государственном оборонном заказе", указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также государственные федеральные целевые программы, мобилизационные планы РФ, программы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и соответствующие нормативно-технические акты.

В частности, Закон РФ "О государственном оборонном заказе" определяет сущность, устанавливает общие правовые и экономические, принципы, порядок формирования, размещения, финансирования, исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в данной области.

Государственный оборонный заказ — правовой акт, предусматривающий поставки для федеральных государственных нужд боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные операции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Он содержит: перечень (номенклатуру) и количество подлежащей поставкам продукции (работ, услуг) и сроки ее поставок; прогнозируемую стоимость (цену) оборонного заказа в целом, а также по разделам и отдельным этапам его реализации; перечень государственных заказчиков и головных исполнителей (исполнителей).

Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием федерального закона о федеральном бюджете. Правительство РФ в 20-дневный срок после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете и утверждения основных показателей оборонного заказа утверждает оборонный заказ в полном объеме в пределах расходов на его выполнение, установленных федеральным бюджетом.

Государственными заказчиками по государственному оборонному заказу являются Министерство обороны. МВД. МЧС, ФСБ и другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем составе войска и вооруженные формирования. В центральном аппарате Министерства обороны имеется несколько десятков генеральных заказчиков, каждый из которых отвечает за определенную номенклатуру изделий. Часть заказчиков организационно входит в состав видов Вооруженных Сил, некоторые находятся в подчинении Генерального штаба Вооруженных Сил или подчинены заместителям министра обороны- Большинство генеральных заказчиков сочетают функции заказчика и довольствующего органа. Общее руководство и контроль за деятельностью заказчиков осуществляет первый заместитель министра обороны через Управление начальника вооружения Вооруженных Сил РФ.

Государственный заказчик организует и проводит конкурсы по размещению оборонного заказа, согласовывает цену на продукцию и заключает контракт на ее поставку, обеспечивает финансирование оборонного заказа, осуществляет контроль за использованием финансовых средств исполнителями оборонного заказа, участвует в испытаниях опытных образцов ВВТ, серийной продукции, а также комплектующих изделий и материалов, осуществляет контроль за выполнением работ, как на отдельных этапах, так и в целом.

Головным исполнителем оборонного заказа является организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции по оборонному заказу. Исполнитель оборонного заказа — организация, участвующая в выполнении оборонного заказа на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем, Головной исполнитель (исполнитель): принимает участие в конкурсах на получение оборонного заказа; обосновывает цену на продукцию; осуществляет работы, связанные с изготовлением опытных образцов, освоением, серийным производством и поставками ВВТ, а также гарантийный надзор за их состоянием; обеспечивает соответствие выполненных работ требованиям и условиям контрактов, тактико-техническим заданиям и характеристикам; обеспечивает государственному заказчику надлежащие условия для осуществления контроля за выполнением работ в процессе разработки, производства и поставок вооружения и военной техники.

Финансирование оборонного заказа осуществляется из федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику. Соответствующие статьи бюджета имеют статус защищенных. Для финансирования производства и поставок продукции на экспорт могут привлекаться и средства коммерческих структур, банков, потенциальных иностранных заказчиков и другие внебюджетные источники. Законом "РФ "О государственном оборонном заказе определена ответственность федеральных органов исполнительной власти за обеспечение государственного заказчика финансовыми средствами для авансирования и оплаты продукции и выполнения других работ по оборонному заказу. Однако это положение зачастую не соблюдается.

Материально-техническое обеспечение оборонного заказа основано на государственном бронировании важнейших видов материально-технических ресурсов, осуществляемом посредством постановления поставщикам (изготовителям) этих ресурсов специальных квот их обязательной продажи. Квоты доводятся Министерством экономики непосредственно до каждого поставщика. Поставщики Независимо от форм собственности не вправе отказаться от Останавливаемых им квот обязательной продажи ресурсов, если это не течет за собой экономического ущерба.

В целях экономического стимулирования исполнителей оборонного заказа они могут быть освобождены от оплаты налогов.

 

10.5. Военно-техническое сотрудничество

Наличие системы производства и заказов вооружения позволяет осуществлять военно-техническое сотрудничество и, в частности, торговлю оружием.

Военно-техническое сотрудничество – область международных отношений, связанных с вывозом (экспортом) и ввозом импортом) продукции, работ и услуг военного назначения, взаимодействием в области разработки, производства и эксплуатации "вооружения и военной техники. Об эффективности этой системы [56].

Успешная реализация экспортных программ дает средства для реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, создания в нем таких мощных промышленных концернов, как "МАПО", "Сухой" и др., объединяющих в своем составе разработчиков, производителей и финансовые институты. В дальнейшем не исключается участие в них оборонных фирм стран СНГ и дальнего зарубежья. Формируется нормативно-правовая база для участия фирм Украины, Белоруссии, Казахстана, рассматриваются интересные предложения французских, германских, итальянских, американских фирм по вхождению их структур в состав российских финансово-промышленных групп. Встает вопрос о создании транснациональных корпораций и расширении международной кооперации в области военно-технического сотрудничества.

Особенно перспективны программы военно-технического сотрудничества со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, которые обладают солидными финансовыми ресурсами и нуждаются в интеллектуальной и технологической поддержке для создания высокотехнологичной военной и гражданской промышленности, прежде всего аэрокосмической. Незагруженный российский ВПК может оказать такое содействие, получив взамен недостающие ему и всей экономике финансовые ресурсы.

Таким образом, международные военно-экономические отношения представляют собой совокупность связей между государствами, а также их хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения, обращения и потребления товаров и услуг военного назначения, создания международных военно-хозяйственных структур, обеспечивающих реализацию военно-экономических интересов. На современном этапе коренным образом преобразуется вся система международных отношений, в том числе и военно-экономические отношения.

Проводя реформы в этой области, Россия исходит из того, что современный мир является многополюсным и в нем не должно быть доминирования какого-либо одного центра силы. Безопасность в современном мире все в большей степени должна опираться на силу права, но для защиты своих интересов надо быть готовым и к применению всей оборонной мощи государства.

 

 

Литература по курсу «Правовое обеспечение экономики»:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 // РГ. 1993. № 273. - 25 дек.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31; 2007. № 1.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ. 2005. № 1.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. 2004. № 52.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ. 2005. № 1.

6. Федеральный закон РФ от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 2004. № 52.

7. Федеральный закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 (ред. от 07.03.2005) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ. - 1995. - № 22., РГ от 16.03.2005.

8. Федеральный закон РФ от 20 февраля 1992 г. «2383-1 (ред. от 29.06.2004) «О товарных биржах и биржевой торговли» // СЗ РФ. 1992. № 11.

9. Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31.

10. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49.

11. Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об акционерных обществах» // РГ. 2001. 9 августа., 2005.09.01.2005.

12. Федеральный закон РФ от 08 мая 1996 г. № 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 2001. № 21.

13. Федеральный закон РФ от 08 января 1998 г. № 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в РФ» // СЗ РФ. 1998. № 2.

14. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. 2005. N 30.

15. Федеральный закон РФ от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // РГ. 1998. 17 февраля. РГ. 2005. 9 января.

16. Федеральный закон РФ от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» // СЗ РФ. 1998. № 30.

17. Федеральный закон РФ от 09 июля 1999 г. (ред. от 08.12.2003) «Об иностранных инвестициях в РФ» // РГ. 1999. 14 июля.

18. Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // РГ. - 2001. 10 августа.

19. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. РГ. 09.01.2005.

20. Федеральный закон от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” // СЗ РФ 2001. № 51. Ст. 4832

21. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями от 22 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. 2002. N 19.

22. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» // ВВС РФ. 1992. № 28.

23. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» // СЗ РФ. 1999. № 28

24. Государственная стратегия экономической безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ № 608 от29.04.1996.// РГ от 06.05.1996 г.

25. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» // САПП РФ. 1994. № 8.

Научная литература

1. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы. М. Воениздат. 2005 г.

2. Захаров В. А. Создание юридических лиц. Правовые вопросы. - М.: Издательство НОРМА, 2004.

3. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 2004. Т. 1-3.

4. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие Ч. 1, 2. Под ред. Петрова А.Н. СПб. ИВЭСЭП. 2000 г.

5. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2005.

6. Евдокимова Т.Г., Маховикова Н. Ф., Ефимова Н.Ф. Ценообразование. Учебное пособие. СПб. Вектор. 2005 г.

7. Жилинский С. Э. Предпринимательское право. Учебник для вузов - 4-е изд., измен. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2005.

8. Климов С.М., Маценович И. Л., Ходачек А. М. Государственное регулирование экономики в регионе. Курс лекций. Знание,СПб. ИВЭСЭП. 2005 г.

9. Международная безопасность и обороноспособность государств. Учебно-справочное пособие. Под. ред О. К. Рогозина. М. 2004 г.

10. Морозов А.А. Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ. СПб. ИВЭСЭП. 2006 г.

11. Морозов А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогообложения в РФ. СПб. ИВЭСЭП. 2005 г.

12. Морозов А.А. в РФ. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля в РФ. СПб. ИВЭСЭП. 2005 г.

13. Морозов А.А. в РФ. Кредитные правоотношения и денежное обращение в РФ РФ. СПб. ИВЭСЭП. 2004 г.

14. Налоговое право: Учебник для вузов/ отв. ред. к.ю.н., Пепеляев С.Г. М., 2005.

15. Общая экономическая теория: Учебник под ред. Видяпина В. И., Журавлёвой Г. П. М. 2004.

16. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское право). Учебник. М. 2005.

17. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. Учебник. М. «Зерцало». 2005.

18. Финансовое право. Учебник. Под ред. Химичевой. М. Юрист. 2004.

19. Петров Д.А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: базовый курс. СПб. ИВЭСЭП. 2001 г.

20. Экономический словарь. Современная рыночная экономика. Под общ. ред. В.И. Кушлина. М.РАГС. 2004.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………………….3

Тема 1.Основы правового обеспечения экономической деятельности………………………………………………5

1.1 Понятие и значение правового регулирования экономической деятельности…………………………………..5

1.2 Принципы правового регулирования предпринимательства…………………………………………………..9

1.3 Российское экономическое законодательство……………………………………………………………………14

1.4.Правоотношения в механизме регулирования экономической деятельности…………………………………24

Тема 2. Государственно-правовое регулирование товарного рынка……………………………………………….32

2.1 Товар и товарная политика…………………………………………………………………………………………32

2.2 Правовое регулирование создания и охраны товарного знака…………………………………………………..36

2.3 Правовые особенности сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)……………………….45

Тема 3. Правовое обеспечение финансовой системы РФ…………………………………………………………….52

3.1 Финансовая деятельность государства…………………………………………………………………………….52

3.2 Финансовая система Российской Федерации……………………………………………………………………...63

Тема 4. Правовое обеспечение функционирования налоговой системы РФ………………………………………..67

4.1 Налоги, их понятие и функции……………………………………………………………………………………..67

4.2 Налоговые правоотношения………………………………………………………………………………………..79

Тема 5. Правовые основы ценообразования…………………………………………………………………………..89

5.1 Понятие и особенности ценообразования в экономической деятельности……………………………………...89

5.2 Правовые основы государственного регулирования цен…………………………………………………………92

5.3 Правовые аспекты формирования и применения свободных рыночных цен…………………………………...95

Тема 6. Внешнеэкономическая политика государства………………………………………………………………100

6.1 Понятие, принципы, цели и правовая база внешнеторговой деятельности……………………………………100

6.2 Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности…………………………………………103

6.3 Государственное (публично-правовое) регулирование внешнеторговой деятельности……………………..107

6.4 Гражданско-правовое (частно-правовое) регулирование внешнеторговой деятельности…………………..112

Тема 7. Правовое регулирование конкурентных отношений………………………………………………………122.

7.1 Понятие и роль конкуренции в экономике………………………………………………………………………122

7.2 Способы создания конкурентной среды…………………………………………………………………………124

7.3 Правовое обеспечение защиты конкуренции……………………………………………………………………130

Тема 8. Правовое обеспечение рекламных отношений……………………………………………………………..134

8.1. Понятие и сущность правового регулирования рекламной деятельности…………………………………….134

8.2. Правовой статус субъектов рекламной деятельности…………………………………………………………..136

8.3. Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламной продукции………………………………...141

Тема 9. Обеспечение защиты прав потребителей……………………………………………………………………149

9.1. Правовое обеспечение института защиты прав потребителей………………………………………………....149

9.2. Государственная и общественная защита прав потребителей………………………………………………...170

9.3. Общественная защита прав потребителей……………………………………………………………………….180

Тема 10.Обеспечение экономической безопасности государства…………………………………………………..189

10.1 Характеристика системы нормативно-правовых актов в сфере обороны и безопасности государства....189

10.2 Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации…………………191

10.3 Военная доктрина Российской Федерации……………………………………………………………………...194

10.4 Государственный оборонный заказ…………………………………………………………………………….198

10.5. Военно-техническое сотрудничество………………………………………………………………………….201

Литература по рассматриваемой теме………………………………………………………………………………...203

 


[1] Козлов Ю.М.. Попон Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристь, 2000. — С. II.

[2] - См., например: Абалкин Л.И. Экономическая стратегии для России: проблема выбора. — М-: ИЭ РАН, 1999. — С. 125. Интервью президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова // Аналитический журнал «Русски" предприниматель», № 2. — 2002- — С. 42: Примаков E.hf. Без сверхдержав. Некоторые характеристики сегодняшнего мира. Российская газета от 23 января 2003 г. 1

[3] См.; Лужков ЮМ Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. — М.: Изд-во МГУ. 2002.

 

[4] СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.

 

[5] См.: Алексеев С.С. Обшая теория права: Курс в 2-х т — М., 1981. — Т. 1. С. 289-290; Алексеев С.С. Теория права. - М., 2000. - С. 209.

[6] См.: Предприниматели приняли свой «Кодекс чести». Российская газета, 2002. 25 окт. № 203.

 

[7] См., например: предисловие д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова к кн.: Алексеев СВ. Правовое регулирование маркетинговой деялельности: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2003; предисловие заместителя начальника Экономического управления Президента РФ, к.э.н. Д.Ю. Николо-горского к кн. Алексеева СВ. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. — М.: НОРМА. 2003.

 

[8] СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207. 3 СЗ РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2323.

 

[9] Материалы Международной торговой палаты (Библиотека юриста-международника). — М.: Издательство Внешнеэкономического Центра «Совинтерюр», 2005.

[10] См.: Маркетинг Учебник / Под ред. А.Н. Романова. — М., 2005. — С. 126.

 

[11] Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в ред. ФЗ от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ (СЗ, 2002, № 50 ст. 4927; Рос. Газета, 17 декабря 2002 г.).

 

[12] БНА. - 2000. - № 23.

[13] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XVIII. — М., 1989. — С. 91.

[14] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. — М., 1978.— С. 140.

1 Финансы/ Под ред. проф. В.М. Родионовой. М.2004. С. 20-21.

2 Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право. Пособие для вузов. М. 2004. С.6

3 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: БЕК, 2005. С. 3; Финансовое право: Учебник. /Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2006. С.15

1 Российская газета. 1994. 6 января.

1 Инструкция Минфина РФ от 26.07.1991 г. № 161176//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств 1992. №1.

1 Российская газета 1999. 14 июля

[15] Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И. Маркетинг предприятия. — М.: Контур, 1998.

 

[16] ФЗ «О рекламе» от 18.07.1995 г. №108-ФЗ в ред. от 21.07.2005 г. // РГ 24.07. 1995, 26.07.2005.

[17] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Ст.49.

[18] Комментарий к закону «О защите прав потребителей» / http://www.medialaw.ru/

[19] Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования.- М., - 1996. - С.114

[20] Павловец Е. Комментарий к Закону “О рекламе”// Закон и Порядок, - 1995. - №10. - С.13

[21] Тотьев К.Ю. Ненадлежащая реклама: законодательные запреты и ограничения. //Хозяйство и право, - 1996. - №1. - С.58.

[22] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С.6.

[23] См.: Тихомиров Ю.А. Предпринимательское право. – М., 2004. С.32.

[24] См.: СЗ РФ. 1996. № 24.

[25] См.: Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: Проспект, 2004. С.235.

[26] См.: СЗ РФ. 1999. № 16.

[27] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С.14.

[28] См.: Домашний адвокат. 2005. № 11.

[29] См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право. – М.: Норма, 2005. С. 213.

[30] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Фе­дерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 234.

[31] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 17.

[32] См.: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И.В. Решетниковой. - М.: Норма, 2005. С.156.

[33] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 21.

[34] См.: Парций Я.Е. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» – М., 2005. С. 13.

[35] См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О за­щите прав потребителей» (постатейный). / Под ред. Балушкина А., Михайловой Н.С., Пантюхина А.В., Смирновой Е.В. - М.: Проспект, 2004. С.176.

[36] См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О за­щите прав потребителей» (постатейный). / Под ред. Балушкина А., Михайловой Н.С., Пантюхина А.В., Смирновой Е.В. - М.: Проспект, 2004. С.178.

[37] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 24.

[38] См.: Гражданское право. / Под ред. Суханова А.В. – М.: Юрайт, 2004. С. 183.

[39] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 26.

[40] См.: Зинченко С.А. Предпринимательское право. – Ростов-н-Дону, 2002. С. 178.

[41] См.: Балушкин А., Михайлова Н.С., Пантюхин А.В., Смирнова Е.В. Ком­ментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потреби­телей» (постатейный). М.: Проспект, 2004. С. 89.

[42] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 30

[43] Там же. С. 136.

[44] См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О за­щите прав потребителей» (постатейный). / Под ред. Балушкина А., Михайловой Н.С., Пантюхина А.В., Смирновой Е.В. - М.: Проспект, 2004. С.164.

[45] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 138.

[46] См.: Предпринимательское право / Под ред. Симоненко В.Д. - М., 2005. С. 192.

[47] См.: Административное право России / Под ред. Хаманевой Н.Ю. - М.: Проспект, 2007. С. 633.

[48] См.: Муниципальное право / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юрист, 2006. С. 503.

[49] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 144.

[50] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 145.

[51] См.: Гражданское право / Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Бек, 2005. С.365.

[52] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 162.

[53] См.: Голов А. Новая инструкция по борьбе с произволом ком­мунальных служб // Союз потребителей России. 2005. № 7.

[54] См.: Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. С. 163.

[55] См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «О за­щите прав потребителей» (постатейный). / Под ред. Балушкина А., Михайловой Н.С., Пантюхина А.В., Смирновой Е.В. - М.: Проспект, 2004. С. 211.

[56] В 1994 г. объем военно-технического сотрудничества составлял 1,7 млрд. дол., 1996 г. - уже 3,5 млрд. дол., а портфель заказов 7 млрд. дол. Хорошие экспортные перспективы имеются по таким видам вооружений, как истребители, танки, боевые машины пехоты (БМП) и БТР, системы ПВО - С-ЗООВ, "Тор", "Бук", "Тунгуска", "Игла", подводные лодки, ракетные катера и др. В 2006-2007 объёмы экспорта вооружений и военно-технического сотрудничества составят от 17,5 до 20 млрд. долл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.