Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности педагогического процесса




 

Закономерность – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.
закономерность динамики педагогического процесса Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе, т.е. педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем более весомый конечный результат.
закономерность развития личности в педагогическом процессе Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
закономерность управления учебно-воспитательным процессом Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
закономерность стимулирования Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.).
единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного. Учебно-воспитательный процесс эффективен, если он стимулирует активность, самостоятельность учеников, если педагогические воздействия побуждают их к самовоспитанию и самообразованию.
единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности (преподавания и воспитательных воздействий); качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых (учения и самовоспитания).
закономерность обусловленности педагогического процесса Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей общества (материально-технических, экономических и др.); условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

 

Принципы педагогического процесса – это определенная система исходных, основных требований к обучению и воспитанию, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность.Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа.
Сущность принципов Правила осуществления принципов
1-Принцип гуманизации Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритете человеческих ценностей. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного, раскрепощенного самостоятельного человека, установление доброжелательных отношений. § защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии; § полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; § опора на положительные качества воспитанника; § создание ситуации успеха.
2-принцип демократизации Сущность демократизации состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. § индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса; § организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся; § создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; § нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;   § введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности; § взаимное уважение, такт и толерантность во взаимодействии педагогов и воспитанников; § широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
3-принцип природосообразности Сущность принципа природосообразности заключается в том, что ведущим звеном педагогического процесса должен быть учащийся с его конкретными особенностями и уровнем развития. Главными факторами при этом становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.   § педагогический процесс должен поддерживать и укреплять здоровье учащихся, способствовать формированию здорового образа жизни; § быть направленным на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся; § строиться с учетом возрастных особенностей учащихся (каждый возрастной период связан со степенью созревания различных органов и их функций, с накоплением познавательного и социального опыта, с типичными для каждого возраста видами деятельности) и индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, мотивов, интересов и др.); § опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.
4-принцип культуросообразности Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (культуры нации, общества, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение. § понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования, обучения; § максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; § обеспечение единства национального и межнационального начал в образовании; § формирование творческих способностей и установки у учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
5-принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах Этот принцип лежит в основе организации комплексного педагогического процесса. Реализация данного принципа должна привести к зарождению взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности. § налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи; § обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.  
6-принцип научности Научность реализуется в выборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники. Она является основополагающей при разработке учебных планов и программ, а также учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали способами научной организации учебного труда. Этому способствуют: § использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. § обучение умениям слушать и фиксировать устное изложение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке.
7-принцип доступности (принцип постепенного увеличения трудностей) Доступность выражается в следующем: знания, которые передаются воспитанникам, и используемые для этого методы и средства должны соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Сложность педагогического процесса заключается в том, чтобы изложить ребенку научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал так, чтобы не исказить его научную сущность. § переходить от близкого к далекому; § от легкого к более трудному; § от известного к неизвестному; § учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость овладения новыми знаниями или требованиями, при этом содержание заданий должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учеников, а находиться в зоне их ближайшего развития.
8-принцип наглядности Наглядность Я. А. Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но это не означает, что на всех уроках и всегда должны присутствовать какие-либо наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Необходимо соблюдать меру, учитывать специфику предлагаемого материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. § познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить, рационально сочетать слово и наглядное изображение, разумно и в меру применять иллюстрации, демонстрации, ТСО; § использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации; § предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.
9-принцип систематичности и последовательности Это соблюдение логических связей в процессе обучения и воспитания, что обеспечивает усвоение учебного и мировоззренческого материала в большем объеме и более прочно. § предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация; § выделение существенных аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного; § включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту и в конце изложения; § обучение разнообразным способам логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, ответ по плану, сообщение и т.д.; § неразрывная последовательность обучения, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего; § создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий; § использование внутрипредметных и межпредметных связей; § планирование учебно-воспитательного процесса; § осуществление контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.  
10-принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством   Сущность этого принципа сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек.   Познавательная деятельность стимулирует активность учащихся при следующих условиях: § деятельность организуется сознательно и целенаправленно на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы; § учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников; § создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать; § область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных позиций; § отказ от чрезмерной регламентации, подавления инициативы и творчества; § коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка (учащиеся учатся распределять задания в группе, руководить и подчиняться распоряжениям других).
11-принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития Овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни. § организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации; § самостоятельное решение учащимися доступных им задач; § сообщение нового знания или формирование новых умений только на основе хорошо усвоенного; § формирование позитивного отношения к изучаемому; § регулярное повторение изученного с введением элементов новой интерпретации материала; § систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением; § закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах (схемы, таблицы); § применение полученных знаний в новых ситуациях; § систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания.
12-принцип связи теории с практикой и с жизнью Связь теории с практикой и с жизнью отражает необходимость подготовить учащихся к использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, преобразованию окружающей действительности. Практика (постановка опытов, выполнение практических заданий и пр.) – это, прежде всего, источник нового знания, новых проблем, новых ситуаций, ставящих человека перед необходимостью поиска ответа на возникшие вопросы. § организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек; § самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике; § активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность; § посильное включение в трудовую деятельность.
13-принцип единства знаний и поведения В основе данного принципа лежит признанный в отечественной психологии и педагогике закон единства сознания и деятельности: сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении.
14-принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса Это такая организация педагогического процесса, когда все участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу.   Положительный эмоциональный фон педагогического процесса должно обеспечивать соблюдение всех предыдущих принципов организации педагогического процесса.
15-принцип эстетизации детской жизни Положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания. § должно быть хорошо организовано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные и рекреационные помещения (цветы, произведения искусства, аквариумы, живые уголки, цветочные клумбы на пришкольном участке и т.п.). § образовательное учреждение должно быть многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.
16-принцип субъектности Сущность принципа субъектности - развитие способности ребенка осознавать собственное Я во взаимоотношениях с людьми, миром, умения оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию. Создавать условия для развития индивидуальности ребенка и раскрытия его духовных потенциальных возможностей.
Все принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны, только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.