Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центр педагогического образования




АНАЛИЗ

ПРОВЕДЕНИЕ И

ЕГО ПОДГОТОВКА,


Центр педагогического образования Москва 2007

Учебное пособие


Рецензент:

кандидат психологических наук, профессор В. Г. Степанов

В 67 Волков Б.С.

Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. — М., Центр педагогического образования, 2007. — 96 с.

ISBN 978-5-91382-026-6

В учебном пособии рассматриваются основные концепции деятель-ностного подхода в образовании. Анализируются психологические воп­росы построения урока, его целей, мотивации, роли интереса учащих­ся. Показаны особенности руководства учителем перцептивной, мыслительной и мнемической деятельностью обучающихся. Дается схе­ма психологического анализа урока.

Пособие не претендует на исчерпывающее изложение заявленных вопросов. Это лишь некоторые важные психологические вопросы уро­ка, которые необходимо иметь в виду и учитывать учителям школ, осо­бенно начинающим.

Пособие адресуется учителям, школьным психологам, студентам, специализирующимся по психологии и педагогике.

ББК 88.8

Редактор ЕЛ. Андрюкова Корректор О.А. Михайлова

Верстка Н.А. Толмачева Дизайн обложки ЕЛ. Толмачева

115035, г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр.1.

Тел./факс: (495) 953-9912, 953-2170, 953-9865

E-mail: [email protected], [email protected]

www.pedobsh.ru

Подписано в печать 27.07.2007. Формат 60x90 716.

Гарнитура Тайме. Бумага газетная. Печать офсет. Усл. печ. л. 9,00.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 7168.

Текст отпечатан с готовых диапозитивов

в ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

© Волков Б.С, 2007
© ООО "Центр педагогического
ISBN 978-5-91382-026-6 образования", 2007


Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались спо­собности и возможности учащихся, но и осуществлялось макси­мальное развитие их личности.

Учитель, готовясь к проведению урока, должен думать о том, через какую деятельность он будет обучать ученика.

Знания, навыки, умения — это результат психических процес­сов. Они возникают в результате собственной деятельности ученика. Необходима собственная психическая активность самого ученика.

Обучение можно определить как процесс стимулирования и управления деятельностью ученика, в результате которой у него сформируются определенные знания, умения и навыки.

Познавательная деятельность ученика включает:

а) деятельность перцептивную. Восприятие осуществляется с
помощью перцептивных действий: отбор ориентиров, движение
взгляда по предмету, конструирование образа и т.д.

Учитель должен руководить восприятием учащихся: на что смотреть и как смотреть.

б) умственную деятельность. Включает в себя действия анализа
и синтеза; отождествления и различения; абстрагирования и
обобщения; ориентирования и селекции; классификации и се-
риации; кодирования и перекодирования.

Учитель руководит не только процессом восприятия, но ос­мыслением того, что воспринято.

в) мнемоническую деятельность. Запоминание регулируется с
помощью специальных мнемонических действий: упорядочение
и организация материала, выделение в материале смысловых ори­
ентиров и связей, называние, схематизация, моделирование и
повторение. ■,. ■'

Соотношение этих видов деятельности может быть различ­ным. Но во всех случаях должна быть активная познавательная деятельность учащихся.



 

Деятельностный подход в образовании

При деятельностном подходе в образовании человек, взаи­модействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазви­тие, самоактуализация его личности.

При деятельностном подходе:

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности

либо предметно практическим действиям;

либо умственным действиям: *действия восприятия (перцептивные), ""действия осмысливания (мыслительные), ■"действия запоминания (мнемонические). Обучение деятельностиэто:

♦ делать учение мотивированным;

♦ учить ученика ставить перед собой цель;

♦ находить пути и средства ее осуществления;

♦ помогать ребенку сформировать у себя навыки контро­
ля и самоконтроля, оценки и самооценки.

 

ЗНАНИЯ НАВЫКИ
необходимы для ориентировочной основы учебной деятельности необходимы для осуществления «технологической» стороны деятельности (операциональная сторона)
Все задачи должны быть «на соображение»
-Развиваются творческие способности -Л.С. Выготский: Жизнь раскрывается как система творчества
В самостоятельной творческой деятельности ученик должен идти ОТ— внешних практических материальных действий К— действиям внутренним, теоретическим, идеальным

Обучение деятельности:

предполагает совместную учебно-познавательную де­
ятельность группы учащихся под руководством учителя;

♦ По Л.С. Выготскому: то, что сегодня ребенок умеет
делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он
становится способным выполнить самостоятельно;

♦ «Зона ближайшего развития» — это, то, что лежит
между материалом, который может быть усвоен ребенком


только в процессе совместной деятельности и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

У В.В. Давыдова эта идея реализуется в форме концепции «коллективно-распределительной деятельности». Учащиеся:

♦ усваивают новый материал;

♦ сопоставляют его с усвоенным ранее;

♦ перестраивают его.

Знания, усвоенные в обучении, помогают учащимся выстроить новые знания и действия в своем опыте и изменить прежний опыт.

Если учение есть превращение субъекта из невладеющего оп­ределенными знаниями, во владеющего ими, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизмене­нию, саморазвитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.