Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание поднимается на следующий уровень — при наличии средств для структуирования информации, укрупнении ее блоков, выделения главного




Помочь подняться учащимся на следующий уровень понима­ния учитель может добиться с помощью:

а) шрифтовых вынесений, запоминающихся сигналов-символов;

б) удобных для изучения схем и таблиц, обучающих структу-
ированных моделей разного уровня обобщений; в них ученик
должен:

♦ легко выделять (отделять) существенное от несущественного;

♦ видеть казавшиеся детали разрозненными, объединенны­
ми единым замыслом.

♦ видеть основную идею, понять основной смысл отдельных
разделов и их целого;


 


 




               
   
 
 
 
   
 
   

п

в) важна и сама структура изложения учебного материала.
Эффективна иерархическая структура изложения. Удобно для
развития мышления и движения к более высокому уровню по­
нимания учебного материала;

г) для обобщения учебного материала полезнее, если он име­
ет вид не текста, а схематической модели, содержащей основ­
ные символы с указанием их взаимосвязей и взаимозависимос­
тей. (Текст апеллирует главным образом к логике, а схематическая
модель включает образное мышление.);


У детей, успешных в учебной деятельности, развиты как познавательные, так и широкие социальные мотивы

д) наконец, важна эмоциональная окраска текста. Учитель
своим особым эмоциональным состоянием способствует возбужде­
нию интереса учащихся и поддерживает его.

Ожидание учителя => поведение учителя => самооценка учеников => поведение учеников

На ожидание учителя от ученика влияет:

1. Знание семьи ученика, его старших братьев, сестер.

2. Социально-экономическое положение семьи.

3. Пол ученика (поведение и учебное прилежание мальчиков
и девочек разное).

4. Разговоры с другими учителями.

5. Предшествуюшие оценки и достижения.

6. Привлекательность ученика и др.

Большое значение для формирования интереса к содержанию обучения и для отработки основных учебных действий, позволя­ющих решать учебные задачи, имеет подбор заданий, которые определяются структурой учебной деятельности.

Морозова НА. предлагает 10 блоков таких заданий (см.: Моро­зова НА. Учебная деятельность как универсальный метод обуче­ния // Начальная школа. 2002. № 12. С. 46).

1-й блок: задания, которые уже выполнены кем-то, а ребенку нужно их оценить (оценочный блок).

2-й блок: исполнительный, когда ребенку нужно самому вы­полнить то или иное задание.

3-й блок: рефлексивный — задания на умение выделять су­щественные связи и отношения.


4-й блок: рефлективно-методический — задания типа «как на­учить других придумывать такие же задания».

5-й блок: диагностический — задания с «ловушками».

6-й блок: рефлективно-диагностический — задания на при­думывание детьми «ловушек», что позволяет определить, на­сколько ребенок видит «ошибкоопасные» места.

7-й блок: методико-диагностический — задания на обучение других придумывать задания с «ловушками».

8-й блок: олимпиадные задания, к которым относятся задачи, не выходящие за рамки учебной программы, но требующие не­стандартных способов решения.

9-й блок: задания на придумывание детьми своих олимпиадных задач.

10-й блок: задания на обучение других придумывать олимпиад­ные задания.

Введение описанных заданий позволяет учить ребенка не толь­ко думать, развивать интуицию, воображение, но и ставить но­вые исследовательские задачи, создавать атмосферу «сотворче­ства» и «соразмышления».

Трудность учебного материала определяется степенью связи нового учебного материала с имеющимися у ученика опытом, знаниями и умениями

11

Ситуация. Часто слова, которые обычно «все знают», оказы­ваются непонятными для отдельных учащихся («хотя», «по­скольку» и др.).

Безобидно ли такое неполное понимание слов?

Решение. Нет, не безобидно. Самые первые непонятные слова при изучении любого предмета — это причина непонимания этой дисциплины в дальнейшем.

Ситуация. Причин отвлечения учащихся много. Одна из них — непонимание или незнание значения отдельных слов.

Что должен предпринять учитель в этом отношении?


 





Постановка цели деятельности

Цель учебная — это не название темы урока.Это четкое и ясное описание дела для учащихся

Решение. Учитель, работая над новой темой урока, должен продумать, какие слова и термины могут вызвать затруднения учащихся, и отдельно каждый из них проанализировать.

Объясняя значения слов, учитель должен быть твердо уверен в том, что он дает правильное определение слову. Нельзя объяс­нять слова, как он сам их понимает. Нельзя давать приблизительное или неполное значение слов. Именно поэтому толковый словарь русского языка должен стать настольной книгой каждого учите­ля, поскольку дает полную информацию о слове: его произно­шении, написании, грамматических формах, значениях.

Ситуация. Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпрепровождением. Учительница А.Б. поставила перед учащимися цель: хорошо, отлично учиться, чтобы получать соот­ветствующие оценки. Учительница B.C. нацелила своих учеников на освоение умения применять полученные знания на практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.