Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы эмпирического познания




Классификация методов

МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод предполагает знание о том, какие следует совершать действия и в какой последовательности для того, чтобы решить те или иные задачи.

Для изучения методов существует целая область знания, которая называется методологией (буквально – учение о методах). Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, в эпоху становления естествознания. И, несомненно, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона, которые заложили основы соответственно рационализма и эмпиризма.

Важнейшей задачей методологии является классификация методов научного познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.

Первую группу составляют всеобщие методы познания; их два – диалектика и метафизика. Это общефилософские методы познания.

Если говорить коротко, метафизике свойственно: а) представлять мир находящимся в покое, б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга, в) строить категорические утверждения по принципу “или то, или это”. В свою очередь, диалектике свойственно: а) представлять мир находящимся в развитии, б) рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия, в) строить противоречивые суждения по принципу “и то, и это” (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

Вторую группу составляют общенаучные методы познания. Это методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. они имеют междисциплинарный спектр применения. Дальнейшая же классификация общенаучных методов базируется на представлении об уровнях научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом уровне (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод), а некоторые (анализ и синтез, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

На эмпирическом уровне научного познания исследованию подвергаются чувственно воспринимаемые объекты. Здесь путем проведения наблюдений, выполнения измерений, постановки экспериментов осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах; а также производится первичная систематизация данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Единица знания, полученного в результате эмпирического исследования, называется эмпирическим фактом.

На теоретическом уровне научного познания исследование осуществляется на основе рациональных (логических) процедур. Здесь происходит раскрытие наиболее глубоких связей, которые свойственны изучаемым объектам. Результатами исследований на теоретическом уровне являются гипотезы, законы, теории.

Третью группу составляют частнонаучные методы познания. Это методы, которые используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или какого-нибудь конкретного явления. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования. Примерами частнонаучных методов являются, скажем, метод зондирования, используемый в метеорологии (науке, которая изучает процессы, происходящие в земной атмосфере), или метод спектрального анализа, используемый в металловедении или космофизике… Отметим также, что частнонаучные методы, как правило, применяются в сочетании с общенаучными методами познания.

 

 

 

Наблюдение определяется как чувственное отражение предметов внешнего мира. Научное наблюдение (в отличие от наблюдений в повседневной жизни) характеризуется целенаправленностью (наблюдение связано с постановкой какой-нибудь задачи исследования), планомерностью (наблюдение проводится согласно составленному плану), активностью (исследователь активно ищет и выделяет нужные ему моменты).

Результаты наблюдений образуют эмпирический базис науки, на основе которого в дальнейшем строятся эмпирические обобщения.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (т.е. при помощи приборов). Ученые редко ограничиваются вúдением невооруженным глазом. Ибо вещи, которые «видны» современной науке, редко можно наблюдать при помощи органов чувств.

В настоящее время большую роль в науке играют и так называемые косвенные наблюдения, в которых представление об объекте складывается по результатам его взаимодействия с другими объектами. Посредством косвенных наблюдений ученые, например, изучают свойства нейтрино, восстанавливая характеристики этой частицы по продуктам взаимодействия её с другими частицами.

Подчеркнем, что в наблюдениях отсутствует деятельность, направленная на изменение объекта познания. Исследователь не вмешивается в ход изучаемого процесса. Это может быть связано с тем, что объект недоступен исследованию, скажем, из-за удаленности, или с тем, что вмешательство в изучаемый процесс представляется нежелательным, или, наконец, с тем, что техническая аппаратура не позволяет провести более детальные исследования.

Вместе с тем, с наблюдением связаны некоторые философские проблемы. В частности, принципиальное значение для философии науки имеет вопрос о том, существует ли строгое разграничение между наблюдением и теорией. Вот как, например, освещает эту проблему Я. Хаккинг в книге «Представление и вмешательство»: «Если мы всего лишь зрители в театре жизни, как на основании происходящего в спектакле мы можем узнать, что есть просто действия актеров, а что соответствует действительности? Если бы между теорией и наблюдением существовало строгое разграничение, тогда, может быть, мы могли бы считать наблюдаемое реальным, а теории, которые лишь представляют, – идеальными. Но когда философы начинают утверждать, что все наблюдения нагружены теорией, мы оказываемся совершенно замкнутыми в мире теоретических представлений и, следовательно, в одной из версий идеализма» [9, с. 143].

Точку зрения, согласно которой между наблюдением и теорией существует различие, отстаивали сторонники неопозитивизма. Они утверждали, что реальное ограничивается наблюдаемым, и поэтому все теоретические предложения можно, в конечном счете, свести (редуцировать) к предложениям наблюдения… и, таким образом, истинность первых предложений будет зависеть от истинности вторых.

Точку зрения, согласно которой между теорией и наблюдением не существует границ, отстаивали сторонники постпозитивизма. Они утверждали, что любой термин и любое предложение, относящиеся к наблюдению, несут теоретическую нагрузку. Ибо «мы склонны замечать вещи, только если у нас есть какие-то ожидания, часто теоретического сорта, которые сделают их интересными или, по крайней мере, придадут им какой-то смысл» [9, с. 183].

Как видно, эта проблема связана с проблемой истинности научных высказываний и, конечно же, её решение имеет огромное значение.

 

Эксперимент – более сложный, по сравнению с наблюдением, метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в то же время обладает рядом особенностей:

1) Эксперимент позволяет изучить объект в «очищенном» виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. (Например, корпуса, защищающие объект от внешнего электромагнитного излучения.)

2) В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусственные, в частности, экстремальные условия. (Например, при сверхнизких температурах, в вакууме и т.д.)

3) Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание.

4) Условия эксперимента и, соответственно, проводимые при этом наблюдения и измерения могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты.

По способу проведения эксперименты могут быть исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Результатами таких экспериментов могут быть выводы, не вытекающие из теоретических знаний об объекте. Проверочные же эксперименты направлены на подтверждение теоретических построений.

Исходя из методики проведения, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении. Указанные типы экспериментов, как правило, являются последовательными этапами развития познания.

Заметим, что между экспериментом и наблюдением нет строгого разграничения. Например, ученые сейчас говорят о наблюдении структуры вещества при помощи спектрального анализа, но, вероятно, в период открытия спектрального анализа те же самые наблюдения являлись не чем иным, как исследовательскими экспериментами. Поэтому, скорее всего, вопрос о том, является ли нечто непосредственно наблюдаемым или нет, зависит от существующего состояния знания.

 

Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение измерений. Измерение – это процесс определения количественных значений тех или иных свойств объекта при помощи специальных приборов.

Результат измерения выражается в виде некоторого числа единиц измерения.

По способу получения результатов различают прямые и косвенные измерения. В прямых измерениях искомая величина получается путем непосредственного сравнения её с эталоном или же выдается измерительным прибором. В косвенных измерениях искомая величина находится через математическую зависимость, связывающую её с другими величинами, которые определяются в прямых измерениях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.