Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третейский суд




Технология разрешения конфликта

Конфликт – это противоречие в межличностных отношениях, проявляющее себя при определенном стечении обстоятельств в столкновении двух субъектов по отношению к одному объекту.

Показатель высокого уровня воспитанности учащихся и мастерства педагогов – не отсутствие конфликтов как таковых, а их умелое разрешение. Критерий правильного разрешения конфликта – приобретение ценного опыта преодоления противоречий, обогащение внутреннего мира субъектов.

Способы разрешения конфликта во многом зависят от меры напряженности, степени его постепенного усложнения (недовольство – разногласие – противодействие – противостояние – противоборство), уровня развития культуры субъектов, способности к саморегуляции.

1. Один из способов разрешения конфликта на ранних его стадиях – юмор.

Он позволяет возвыситься над ситуацией, обнаружить в противоречии какие-то смешные стороны и, огласив их, снять психологическое напряжение.

2. Психологическое поглаживание.

Нежность, ласка, одобрение, выражение любви вселяют уверенность, придают духовные силы, спокойствие. («Голубчик мой,… Дорогой мой человек,…»)

3. Компромисс

Оба субъекта идут на уступки, обоюдное согласие решает исход дела, одновременно возвышая отношения между партнерами, принявшими интересы друг друга.

4. Анализ ситуации

Необходимо обоюдное желание сторон разобраться («Давай поговорим!»). Важные условия – нейтральная территория, доверительность, состояние психологического равновесия, продуманные и логичные вопросы.

Субъекты называют лицо, которому доверяют и которое заслуживает безоговорочного признания, обращаются к нему с просьбой помочь решить проблему, его решение считается окончательным.

6. Ультиматум, подавление и разрыв связи – крайние способы, свидетельствующие о том, что конфликт доведен до высокой степени напряженности, субъекты демонстрируют неспособность к саморегуляции, низкий уровень культуры.

 

Технология создания морально-психологического климата (по Н.Е. Щурковой)

 

Морально-психологический климат – это устойчивая система отношений, влияющих на самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и определяющих направленность и характер деятельности группы.

В зависимости от характера складывающихся в группе отношений можно говорить о благоприятном и неблагоприятном морально-психологическом климате.

Характеристики Характеристики

благоприятного климата неблагоприятного климата

доброжелательность агрессивность

защищенность незащищенность

мобильность инертность

работоспособность леность

инициативность пассивность

оптимизм пессимизм

свобода «Я» зажатость

Механизмом формирования благоприятного климата является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка: выявление реакции на происходящее; высказывание своего ценностного отношения; демонстрация и актуализация отношения через поступок, организацию деятельности, в результате чего отношение предстает перед членами группы в наглядно-образной форме.

Важными средствами формирования благоприятного морально-психологического климата выступают спонтанно возникающие и специально создаваемые педагогом нравственные ситуации, приемы («Утренняя встреча», «Этическая минутка» и т.п.), ритуалы, традиции, минутки релаксации.

На климат в коллективе значительно влияют следующие факторы: возрастные и индивидуальные особенности детей, предметно-пространственное окружение, организованность и порядок, содержание внеклассной деятельности, стиль и тон общения, пример взрослых, приоритет духовности и культуры.

Понятие «климат» следует дифференцировать с понятием «атмосфера». Социально-психологическая атмосфера – преобладающее эмоциональное состояние коллектива, наблюдаемое в сравнительно небольшой отрезок времени. Из множества благоприятных атмосфер складывается морально-психологический климат.

Можно выделить три канала положительного воздействия на атмосферу в классе:

1. Аудиальный – воздействие словом, музыкой, звуками природы.

2. Визуальный – появление цветка, необычного предмета, образа, картины.

3. Кинестетический – изменение условий, обстановки (например, переставить парты); действия (ритмические движения, физкультминутки, танцтерапия), запахи.

Технология «Ситуационный классный час»

(по Н.П.Капустину)

Как правило, используется классным руководителем в работе с подростками, старшеклассниками. Можно рекомендовать и для проведения классного часа в 4 классе.

Задача – учить воспитанников анализировать и осознавать мотивы своего поведения, разрабатывать стратегию будущего поведения в соответствии с общественно значимой нормой.

Варианты обсуждения ситуации, проблемы: по кругу, в микрогруппах или коллективно.

Компоненты технологии:

1.Формулировка целей классного часа.

2.Информация педагога о поступках, поведении учащихся, проблемах коллективной жизни.

3.«Я-позиция» и ее причины (педагог стимулирует откровенные высказывания каждым воспитанником своей личной позиции).

4. «Я-позиция и общественная норма» (необходимо помочь увидеть,

что я-позиция не должна противоречить общепризнанным нормам).

5.Дискуссия (свободный обмен мнениями).

6.Рефлексия (выясняется, повлияло ли коллективное обсуждение на первоначальное мнение учащихся по данному вопросу).

7.Свободный выбор (педагог выражает удовлетворение умением учащихся делать правильные выводы, предлагает воспитанникам сделать сознательный выбор ценностей, норм поведения с учетом прошедшего обсуждения).

 

Приложение 4

Тематика воспитательных мероприятий в начальных классах

 

Примерная тематика утренников в начальных классах

· Посвящение в первоклассники

· Праздник Букваря

· Золотая осень

· Новогодний праздник

· Зимняя сказка

· Праздник игры и игрушки

· День птиц

· День 8 Марта

· Праздник Весны

· Праздник красок

· Наши любимые книги

· Праздник цветов

· День защитников Отечества

· День Победы

· Беларусь моя синеокая

· Книжкины именины

· Новый год

· День именинника

· Встреча с песней

· Музыкальная весна

· Гуканне Вясны

· Вячоркі

· Свята «Бульба»

· Калядкі

· Праздник шутки и юмора

· В гостях у красок

· Весенний праздник мяча и скакалки

· Наши любимые стихи

· Прощание с начальной школой

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.