Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические исследования систем управления




Роль человеческого фактора и связанных с ним социальных взаимоотношений потребителей и изготовителей, персонала внутри любой организации и обществе в целом с развитием и усложнением науки и техники возрастает. Здесь слово «социальный» (от лат. socialis) следует понимать как «общественный». Науку, занимающуюся изучением основных законов, закономерностей и принципов общественной жизни и социальной деятельности людей, называют социологией. Появление этого термина в 1839 году связано с работами французского философа Огюста Конта (1798 – 1857), который пришел к выводу о необходимости проведения исследований реального общества на основе объективных факторов социальной жизни научными методами.

Социологическое исследование применительно к управлению организацией можно представить как научное изучение СУ с использованием теоретических и эмпирических процедур, позволяющее познать и оценить:

  • новые знания в области социального управления;
  • потребности и перспективные устремления имеющихся и потенциальных потребителей своей продукции и услуг;
  • сущность и реальную деятельность персонала организации и их интересы, исповедуемые ценности, понимание существующих проблем в управленческой работе и отношение к ним, и к выявленным особенностям и тенденциям развития;
  • возможности использования полученных при изучении новых знаний в теории и практике управления.

В рамках таких исследований проводят также определение интересов, ценностных ориентиров и возможностей персонала поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и субподрядчиков. При проведении социологических исследовательских работ выявляется и решается широкий круг проблем, связанных с общественными отношениями потребителей, персонала своего предприятия, поставщиков, субподрядчиков и т.п.

Социологические исследования СУ, как и всякие другие, могут быть классифицированы по определенным признакам:

· по отношению к теории и практике – теоретические, теоретико-прикладные, прикладные;

· по отношению к внешней и внутренней среде системы – внутренние, внешние. (в частности маркетинговые);

· по периоду проведения – ретроспективные (предшествующие), реально-временные (в реальном масштабе времени), прогнозы (последующие);

· по регулярности проведения - регулярные (периодические), эпизодические, разовые;

· по познавательности целей и глубине исследования – пилотажные (зондажные, направленные на предварительное изучение малоизученных социальных объектов), описательные (более глубокие, чем пилотажные), аналитические (обеспечивающие получение новых теоретических знаний, понимание механизмов социальных явлений в управлении, выявление причин, следствий, иных взаимосвязей);

· по продолжительности - экспресс, краткосрочные (непродолжительные), долгосрочные (продолжительные);

· другие.

Экспресс исследования и краткосрочные социологические исследования следует отнести к оперативным. Среди них можно выделить оценочные исследования, которые предназначены, как правило, для отбора персонала, например менеджеров, экспертов, управленческих групп и т.п.

По общей направленности, т.е. по отношению социологических исследований СУ к теории и практике выделяют:

· теоретические исследования, обеспечивающие получение новых социальных теоретических знаний об исследуемом объекте;

· теоретико-прикладные исследования, использующие теоретико– эмпирические процедуры изучения и решения социальных проблем на основе полученных новых знаний;

· прикладные исследования, направленные на решение конкретных практических проблем социального характера на основе имеющихся в социологии подходов.

Каждый из этих видов исследований используется в зависимости от уровня

управления и целей.

Наибольший интерес для функционирующих СУ представляют прикладные социальные исследования, цель которых можно сформулировать следующим образом:

  • выявление тенденций занятости населения и снижение уровня безработицы в стране, субъекте РФ, городе или районе;
  • определение причин текучести персонала в организации и выработка на этой основе мер по ее снижению или оптимизации;
  • обоснование оптимальных функциональных соотношений между человеком и техническими средствами в СУ;
  • определение требований потенциальных потребителей к продукции (услугам), позволяющих оптимизировать новую номенклатуру и объем их выпуска, выработать соответствующие маркетинговые мероприятия;
  • повышение мотивации результативности труда персонала;
  • определение тенденций и причин заболеваемости работников организации;
  • улучшение социально – психологического климата в организации и др.

При проведении социологических исследований, как и при любом исследовании, могут использоваться разнообразные методы. В общем случае социологический метод основывается на регистрации единичных изучаемых событий, сборе и анализе полученной социальной информации. В соответствии с этим все методы можно подразделить на регистрационные. Сбора данных и анализа информации.

Регистрация единичных событий и сбор данных социального характера, в основном, могут быть осуществлены методами наблюдения и изучения документации (в том числе одной из разновидностей этого метода – опросов, включающих анкетирование, интервьюирование, опросы – беседы).

Кроме того, в ряде случаев используется метод социометрического тестирования, который представляет собой специфический вид опроса, обычно применяемый для определения меры вовлечения работника в соответствующую группу персонала. Такое тестирование на основе четырех – девяти вопросов позволяет определить качество взаимодействия тестируемого с группой. Характер вопросов может быть примерно следующий: кого вы в группе уважаете, с кем бы вы хотели работать и т.п.

Очень часто источником социальной информации становятся мнения респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Опрос и сбор их мнений производится обычно в письменной форме распространением анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.).

В практике социологических исследований используется также метод экспертных оценок.

К разновидности экспертного метода следует отнести органолептический метод, в основе которого лежит анализ восприятий органов чувств (без применения технических средств измерения и регистрации) – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Данный метод может использоваться для оценки респондентами или потребителями некоторых видов продукции при проведении социологических маркетинговых исследований. Особенно широко используются органы чувств, в частности вкуса, при определении показателей, например продукции пищевой и парфюмерной промышленности.

В органолептическом методе органы чувств, являясь только датчиками, позволяют произвести анализ ощущений и получить оценку показателя, точность которого зависит от квалификации, способностей и других свойств специалистов - экспертов или респондентов. Обычно, работая с этим метолом оценки показателей, применяют балльную систему с различным количеством оценок и распределением баллов. Например, часто используется следующая система оценок: отлично – 5 баллов, хорошо – 4, удовлетворительно – 3 и плохо – 0. Распределение баллов может быть и иным: отлично – 4 балла, хорошо – 3, удовлетворительно – 2 и плохо – 0. Практикуются также и промежуточные оценки: 4,5; 3,5; 2,5; 1,5.

В социологических исследованиях оформляется отчет. Который должен соответствовать требованиям государственного стандарта.

Социологические исследования проводятся таким образом, что вместо всей генеральной совокупности подлежащих изучению объектов отбирается только ее часть – выборочная совокупность, т.е. выборка. Она должна быть адекватной моделью т отражать все важнейшие особенности генеральной совокупности рассматриваемых объектов. В результате исследования, проведенные на основе такой выборки, с достаточной долей вероятности распространяются на всю совокупность исследуемых объектов. Поэтому выборочная совокупность исследуемых объектов должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности.

При проведении социологических исследований может использоваться несколько способов репрезентативной выборки. Основные из них представлены ниже.

  • Случайный отбор – отбирается необходимое количество объектов из числа генеральной совокупности с помощью генератора таблицы случайных чисел или методом жеребьевки.
  • Механический отбор – определяется шаг выборки, который определяется на основе деления генеральной совокупности объектов H на требуемый объем выборки H. Далее из каждой полученной группы выбирают один объект, например 1-й, что и обеспечивает отбор H объектов.
  • Районированный (типичный) отбор – предварительно вся генеральная совокупность классифицируется по выделенному признаку на типичные группы. Например, по численности персонала подразделения можно охарактеризовать как крупные. Средние и малые, из числа которых осуществляется отбор объектов случайным или механическим способом. Выборка из каждой группы может проводиться пропорционально или не пропорционально объему объектов в каждой выделенной группе.
  • Серийный (гнездовой) отбор – совокупность случайного, механического и районированного способов отбора с использованием элементов сплошного исследования объектов. Сначала вся генеральная совокупность расчленяется случайным или механическим способом на типичные группы, т.е. районы, и из них отбираются не отдельные объекты, а их серии, которые в дальнейшем подлежат исследованию.

· Отбор на основе квоты – сначала отбираются признаки генеральной совокупности, по которым будут определяться квоты. Такими признаками могут быть, например пол, образование, возраст и т.п. далее выбранные признаки, в свою очередь, подразделяются на варианты. Например, пол декомпозируется на мужской и женский, образование – на среднее, среднее специальное по соответствующей специальности, высшее с присвоением квалификации бакалавра по соответствующей специальности, высшее с присвоением квалификации соответствующего специалиста – юриста, менеджера, экономиста, инженера – механика и т.п., высшее с присвоением степени магистра по соответствующей специальности. При этом может образовываться сочетание каждого из декомпозированных объектов. Далее появляется возможность из каждого элементного сочетания отобрать объекты по квоте, из числа которых формируют окончательную требуемую выборку, например случайным или механическим способом. Это наиболее трудоемкий способ составления выборки.

Успех социологического исследования на основе выборки во многом зависит от ее объема. Естественно, что чем она больше, тем меньше будет ошибка. Обычно применяют два способа определения репрезентативной выборки:

· схематичный (на основе простейших расчетов по приблизительно составленной схеме анализа получаемой при исследовании информации);

· вероятностно – статистический – на основе теории вероятностей и математической статистики.

Организация и проведение социологических исследований осуществляется обычно в рамках социологической службы, или службы социального развития. Для этого перед ней ставят ряд связанных с этим задач:

выявление и использование социальных резервов повышения результативности труда персонала;

· изучение социологических и психологических проблем организации труда персонала и разработка путей и методов их решения;

· организационно - методическое обеспечение, координация разработки программ и реализация планов по проведению социологических исследований;

· совершенствование форм и методов социологических исследований;

· разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями предложений по повышению инновационности труда;

· разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры организации.

Для выполнения данных функций социологическая служба организации должна иметь право:

· запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений материалы, необходимые для проведения социологических и социально – психологических исследований и реализации их результатов;

· привлекать по согласованию с руководством работников соответствующих подразделений организации и внешних социологов – исследователей для выполнения совместных социологических исследовательских и других работ;

· контролировать выполнение структурными подразделениями мероприятий социального характера, предусмотренных планами, и вносит на рассмотрение руководства предложения, направленные на устранение недостатков, а также на поощрение лиц, активно содействующих внедрению социальных мероприятий;

· осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетенции социологической службы, с другими организациями;

· представлять свою организацию по социологическим вопросам в других организациях.

Деятельность социологической службы организации целесообразно регулировать в соответствующем положении, а работников этой службы – в должностных инструкциях. Основные процессы социологических исследований следует также документировать. Наиболее рациональными документами для этого являются процедуры управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.