Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление педагогики как науки




Лекция 1

Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук

Становление педагогики как науки.

Тема I

Значение греческого слова «педагогика» («пайдос» – дитя и «аго» – вести) – вести детей. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов.

Демокрит (460–370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию – хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами»: «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу». Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Указывал на огромную роль труда в воспитании: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».

Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием. По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».

Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.

Целью воспитания у Сократа (469–399 гг. до н. э.) было познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания. В области педагогики большую роль сыграл сократический метод обучения. Сократический метод – это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину: от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию – этим путем он вел своих собеседников.

Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.

Платон (427–347 гг. до н. э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Главная задача педагогики – передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: «…Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые». Цель воспитания – приближение к миру идей, в частности – к идее высшего блага. Платон – один из первых основателей теории дошкольного воспитания. Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», то есть учитывать личные склонности.

Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях «Государство», «Законы». Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу – Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей.

Аристотель (384–322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души – разумной и волевой; полагал воспитание делом государства, так как воспитание – средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин.Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.

Факторами, влияющими на формирование человека, являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень общества: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь». Занимался педагогической деятельностью в основанной им в Афинах философской школе Ликее.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители.

Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.)– был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания – совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.

луций аней сенека (ок. 4–65 н. э.) – провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основным понятием, характеризующим процесс воспитания, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания – назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории: «…Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров». Сенека был сторонником энциклопедического образования.

Марк Фабий Квинтилиан (42–118) в своей книге «О воспитании оратора» изложил идеи о воспитании подрастающего поколения, цель которого – подготовка к исполнению гражданских обязанностей. Высказал прогрессивную мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются в правильном воспитании и обучении. Квинтилиан выдвинул следующие педагогические принципы школы: обязательная нравственная основа в обучении будущего оратора; внимание к особенностям и силам, то есть к индивидуальности ученика; решительное возражение против телесного наказания, оскорбляющего чувство чести, создающего рабские привычки и не помогающего обучению и др. Таким образом, Квинтилин исповедовал принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Разработал систему требований к учителю: он должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, но не потворствовать тем, кто нуждается в исправлении, служить во всем образцом и примером, испытывать родительские чувства к воспитанникам.

Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования);цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание;идею науки о воспитании и обучении;самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития.В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как «педагог», «гимназия», «лицей», «школа», также унаследованы от Античности.

В Средние века (V–XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых – Фома Аквинский (1225–1274) и др. Идеал воспитания Средневековья – созерцание, смирение.

В эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли философы и мыслители, гуманисты по духу: Эразм Роттердамский (1469–1536), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592) и др. Они критиковали суровую средневековую палочную дисциплину, механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям» (Монтень). Считали главной задачей стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для школьников процесс. Гуманисты Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639) выступали за общественный характер воспитания, которое должно быть одинаково для всех граждан государства.

Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.

Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.