Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII. Оформление психологии как самостоятельной науки

Читайте также:
  1. I.3.I. Целостное и парциальное описание психологии человека. Личность. Характер.
  2. II. Проблема возникновения науки
  3. II. Развитие психологии в период античности
  4. II.1. Синтетические науки
  5. IX. Философия и методология науки
  6. IX.3.Закономерности развития науки.
  7. V1: Предмет, метод и основные категории статистики как науки
  8. VII. Развитие психологии внутри естествознания
  9. VIII. GOD THE SEVENFOLD
  10. VIII. Lexical Devices of Translation
  11. VIII. Look through the passages from A to E which contain examples of inadequate ways of thinking and match them with the titles.
  12. VIII. Read the text and answer the questions.



Дополнительная

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

 

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.

3. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Соч. Т.9. М., 1959.

4. 2. Дарвин Ч. О выражении душевных движений у животных и человека. М.,1896.

5. История философии [Электронный ресурс] : 10 подходов к истории философии : электронная книга. – М., Адепт : ИДДК, 2001.
3. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

6. Кузьмин Е.С., Якунин В. А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

7. Лихи Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, Серия «Мастера психологии». - 2003.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

9. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

10. . Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998. Раздел IV. Гл 7,8. С. 258-320.


Во второй половине 19 века сложилось несколько программ разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки, в которых по-разному определялись предмет и задачи ее развития. Такие программы в Европе предлагались В.Вундтом и Ф.Брентано, в России – И.М.Сеченовым и К.Д.Кавелиным, в США У.Джемсом и Г.Спенсером и др. Однако, официальный статус психология получила на основании программы физиологической экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832 – 1920). В 1979 г.в Лейпциге В.Вундт открывает первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию, которая стала международным центром подготовки психологов, а в 1881 была преобразована в Институт экспериментальной психологии.



Институализация психологии является важнейшей заслугой В.Вундта, но что касается его интеллектуального вклада в развитие науки, то его психология базировалась на философских идеях 17 века (Декарт, Локк и Лейбниц), а также на естественно-научных идеях 19 века (экспериментальные процедуры исследования органов чувств, количественные методы измерения порогов ощущения, ВР и пр.), которые у В.Вундта получили идеалистическую трактовку. Вундт исключает связи между психикой и внешней средой, замыкая сознание в себе самом и понимая его как совокупность элементарных ощущений, представлений, чувствований и связей между ними (принцип элементаризма).Методом психологии становится экспериментально контролируемая интроспекция. В учении В.Вундта было заложено теоретическое направление «структурализм», изучающее структуру сознания. Максимальное развитие структурализм получает в аналитической интроспекции ученика В.Вундта – Э.Титченера (1867 – 1927).

Структурализму противостоял функционализмнаправление, изучающее роль психических функций в реальном поведении. Функционализм берет начало в учении об интенциональных актах сознания австрийского философа Франца Брентано(1838 – 1917), в котором сознание рассматривается ни как структура элементарных ощущений, а как средство, с помощью которого организм активно постигает реальный окружающий мир. Методом остается интроспекция, но описание актов сознания в их естественном течении и составе, без расчленения на элементы и связи между ними, в чем утверждается принцип целостности.

Идеи функциональной психологии развивали ученики Ф.Брентано – К.Штумпф и Х.Эренфельс (Европа), У.Джемс (США). Основные идеи функционализма – активность сознания, его целостность и предметность – в дальнейшем станут идейным источником для зарождения современных направлений психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ).

Группа ученых Вюрцбургского университета во главе с учеником В.Вундта – О. Кюльпе(1862 – 1915) изначально следовали научным традициям В.Вундта, однако, позже, на основании результатов экспериментов в исследовании психики, выступили против своего учителя. В Вюрцбургской школе впервые (!) производили экспериментальное изучение мышления, не смотря на то, что В.Вундт постулировал невозможность его эмпирической регистрации из-за замкнутости сознания в самом себе, отсутствии связей с внешней средой. О.Кюльпе и его ученики, в отличие от В.Вундта, в эксперименте использовали не физические раздражители (звук, цвет и пр.), а интеллектуальные задания. Другим нововведением этой школы стало изменение инструкции в эксперименте: описание того, ЧТО происходит в сознании испытуемого между воздействием стимула и эффектом этого воздействия (раньше экспериментально изучали именно эффект раздражения) В итоге было установлено, что в сознании содержатся умственные действия, не связанные с органами чувств – так называемые несенсорные компоненты (удивление, сомнение, узнавание, согласие, смысл, значение и пр.), или безобразное мышление, что категорически опровергало главный постулат структуралистов о сознании как совокупности именно сенсорных образов (ощущений, представлений, чувствований).

Таким образом, на рубеже XIX- XX веков (в период становления психологии самостоятельной наукой), основная теоретическая борьба происходила между функционализмом и структурализмом, но, не смотря на противоположность этих воззрений, их объединял метод – интроспекция. Однако, по мере экспериментальной проверки, становилось очевидным, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике. На почве этих сомнений зарождается собственно экспериментальный и объективный метод изучения психики.

Очередным ударом по вундтовской психологии сознания стали результаты экспериментального исследования памяти и обучаемости Германа Эббингауза(1850 – 1909). Опыты Эббингауза стали первыми в истории психологии чисто психологическим экспериментальным исследованием ВПП, поскольку изучались не эффекты раздражения (это было бы физиологическим рефлексом), а те процессы в психике, которые опосредуют эффект этого раздражения. В Вюрцбургской школе также исследовались высшие психические функции, но - методом интроспекции, то есть на основании субъективных ощущений испытуемых. Эббингауз же, впервые, применил объективный метод. Так, в психологии стал утверждаться собственно экспериментальный, объективный метод исследования более сложных психических процессов, чем сенсорные ощущения (классика ассоцианизма и интроспекции).

Итак, на рубеже ХIХ – XX веков, в результате теоретических споров и масштабной объективной экспериментальной проверки метода интроспекции, на фоне промышленного прогресса и обострения социально-политической ситуации в обществе, все более очевидным становится несостоятельность классической психологии, под сомнение ставится уже не только метод классической психологии, но и ее предмет – сознание. На рубеже ХIХ – XX вековпсихология переживает открытый кризис, итогом которого становится её дифференциация на разные школы и направления, каждое из которых предлагает свои предмет и методы, а также оспаривает одно из положений классической психологии В.Вундта.

Так, в 1894 г. немецкий психологи философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) предлагает разделить психологию на описательную (идеографический, гуманитарный подход) и объяснительную (естественнонаучный подход). Описательная психология выступает против распространения физиологического эксперимента в исследовании психической жизни. Предметом описательной психологии становится целостная душевная жизнь человека с учетом культуры общества, интересов и деятельности человека. Идеи В.Дильтея о неотделимости личности от культуры получили развитие в понимающей психологии Эдуарда Шпрангера.

Ученые Французской научной школы выступили против игнорирования социально-исторических условий в изучении сознания. Предметом их изучения становится связь индивидуального сознания и общественной жизни. Представители французской клинической школы (1898) Теодюль Рибо(1839 – 1916), Пьер Жане (1859 – 1947) и др. сосредоточили исследовательский интерес на вопросе о том, как из социальных актов и отношений формируется внутренний план личности. Французская социологическая школа проводила изучение людей в разных социальных ситуациях и культурах, опираясь не на клинические методы, а на историко-социологический подход. Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) обосновал влияние коллективных представлений в формировании индивидуального сознания. Дальнейшее изучение связи социального образа жизни и индивидуального сознания проводилось Г.Тардом, Л.Леви-Брюлем и др.

В 1900 году как самостоятельное направление выделяется психоанализ Зигмунда Фрейда, который выступает против ограничения психики сознанием и определяет своим предметом – бессознательное.

В 1912 официально оформляется Берлинская школа гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Келлер и К.Коффка). Гештальтпсихология как направление выступает против принципа элементаризма и структурализма классической психологии В.Вундта. Предметом становится целостный образ восприятия, который является первичным (в онтогенезе и в филогенезе).

Наконец, в 1913 возникает направление, предмет которого становится предметом психологии на долгие десятилетия. Джон Уотсон выдвигает программу развития психологии как объективной науки в рамках нового направления, получившего название бихевиоризм (от англ. «поведение»). Бихевиористы выступают против субъективных предмета (сознание) и метода (интроспекция) классической психологии В.Вундта. Предметом бихевиоризма становятся только внешненаблюдаемые реакции человека (т.е. поведение), методы используются только объективные (наблюдение, тестирование, формирование условных рефлексов).

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по форме:

Школа/ направление Представители Предмет и задачи психологии Основные идеи и принципы в понимании психики Метод исследования
Структурализм        
Функционализм        
Вюрцбургская школа        
Экспериментальное исследование памяти Г.Эббингаузом        
Описательная психология        
Французская социологическая школа        
Французская психологическая школа        

 

2. Назовите сферы общественной жизни, дефицит психологических знаний в которых спровоцировал возникновение открытого кризиса. Приведите примеры и обоснуйте ответ.

3. Составьте кроссворд по изученной теме (не менее 20 слов).

4. Определите автора фрагмента научного текста:

«Как настоящее есть часть моей личности, мое, так точно и все другое, проникающее в мое сознание с живостью и непосредственностью, — мое, составляет часть моей личности. Далее мы увидим, в чем именно заключаются те качества, которые мы называем живостью и родственностью. Но как только прошедшее состояние сознания представилось нам обладающим этими качествами, оно тотчас присваивается нашим настоящим и входит в состав нашей личности. Эта "сплошность" личности и представляет то нечто, которое не может быть временным пробелом и которое, сознавая существование этого временного пробела, все же продолжает сознавать свою непрерывность с некоторыми частями прошедшего».

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки, по которым можно судить о приобретении психологией статуса самостоятельной науки?

2. Назовите философские и естественнонаучные основания "физиологической психологии" В.Вундта.

3. Охарактеризуйте предмет и метод "физиологической психологии" В.Вундта.

4. Назовите основания психологии сознания В.Вундта для развития структуралистских идей.

5. В чем состояла антитеза функционализма структурализму (Ф.Брентано, У.Джемс)?

6. Охарактеризуйте развитие структурализма и функционализма в американской психологии.

7. Опишите предмет и специфику исследования высших психических функций в экспериментах О.Кюльпе и Г.Эббингауза.

8. Назовите цель и содержание двух парадигм В.Дильтеем.

9. Охарактеризуйте зарождение культурно-исторического подхода во Французской социологической школе (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Г.Тард).

10. Назовите основные направления и результаты клинический экспериментальных исследований во Французской психологической школе (Т.Рибо П.Жане и др.).

11. Назовите предпосылки и итоги открытого кризиса психологии 1910-1930 г.г. ХХ в.

 

Рекомендуемая литература





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.221.13
Генерация страницы за: 0.01 сек.