КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочные статьи и основные понятия. Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки Темы докладов Введение. Предмет культурологии. Культура как социально- историческое явление СЕМИНАР 1 Вопрос 1. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности. Список литературы 1) Гуревич, П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003. (Введение). 2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. 3) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 1§2).
Вопрос 2. Сущность культуры. Культура как целостность. Список литературы 1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 8–14. 2) Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. 3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Вопрос 3. Структура культуры. Список литературы 1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 14–21. 2) Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред. 3) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
Вопрос 4. Основные функции культуры. Список литературы 1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 21–23. 2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. 3) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1,2. – СПб.: Университетская книга, 2001. 1. Культурология как интегративная наука. 2. Культура и природа. 3. Культура и цивилизация. 4. Искусство как феномен культуры. 5. Техника как социокультурное явление. 6. Массовая и элитарная культура. 7. Культура инженера. 1. Кто ввел в научный оборот термин «культурология»? 2. В чем состоит специфика культурологии как науки? 3. Каков объект культурологии? 4. Каков предмет культурологии? 5. В чем состоит сущность культуры? 6. Какие существуют типы культур? 7. Назовите основные функции культуры. 8. Какую роль играет техника в культуре? 9. Каково значение искусства в культуре? 10. Объясните значение науки в культуре. 11. Назовите негативные стороны массовой культуры. Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900–1975) – американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры – культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией. Социология – наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии – содержание общественной жизни. Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм). Объект культурологии. Объектом любой науки всегда является определенная область реальной действительности. Объект культурологического познания – исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению эффективных форм деятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется в нормах, образцах поведения, законах, культурных ценностях и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д. Предмет культурологии является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели. Культýра – основное понятие культурологии. По подсчетам различных ученых, определений культуры насчитывается от 200 до 1500. Культура многогранна, многозначна. Понятие «культуры» обозначает: во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам человек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исторически определенного типа человека; во-вторых, в социально-историческом смысле – способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), в терминах марксистской культурологии – это первобытная культура, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и др.; в-третьих, конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.); Функции культуры. Культура обладает сложной и многоуровневой структурой и выполняет в обществе и жизни человека большое количество разнообразных функций, которые не зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Различные авторы выделяют, как определяющую, ту или иную функцию. Например, нидерландский культуролог И. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; на гносеологическую, мировоззренческую указывал американский социолог русского происхождения П. Сорокин. Однако выделение приоритетной функции культуры условно. Культура изначально полифункциональна. Основными функциями культуры являются: 1. Гуманистическая функция. Ее суть – формирование человека (человекотворчество). В процессе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру других людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире культуры, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, необходимый для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры. 2. Функция трансляции – передача социального опыта. Культура является единственным механизмом, обеспечивающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества. 3. Коммуникативно-информационная функция предполагает отбор и передачу лучших образцов культуры. В ходе исторического развития общество опробует и оценивает различные способы существования в мире, выделяет наиболее эффективные и ценные и стремится передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на потерю социальной памяти, становятся, как показал писатель Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами». 4. Познавательная или гносеологическая функция. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой. 5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует различные стороны общественной и личной жизни. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм. 6. Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры. 7. Ценностная или аксиологическая функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Этим термином обозначается как сам этот процесс, так и его результаты. Близким по значению является термин «культурный контакт». Выделяют три типа реакции на ситуацию культурного контакта. Аксиолóгия (греч. axios ценный +... логия) – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании – раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания и практического нравственного действия. Одна из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания. Артефáкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации. Архитектýра (лат. architectura, от гр. architektonikě (techně) – строительное искусство) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки. Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д. Виртуальная реальность — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Вкус – понятие культурологии, обозначающее способность человека проявлять избирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру. Гедонизм (греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – учение, сущность которого состоит в том, что высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека является наслаждение, удовольствие. Гуманúзм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV–XVI вв.) – общественное и литературное движение, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, в противовес христианскому мировоззрению, господствующему в эпоху средневековья. Дéятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целесообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которого является модифицированная природа и обновленный человек. Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественных явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; Дúкость – название 1-го этапа человеческой истории в культурно-исторической периодизации (дикость, варварство, цивилизация), обоснованной Л. Г. Морганом, принятой Ф. Энгельсом, признанной в науке XVIII–XIX вв. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Периоду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит). Варварство (греч. barbaros) – следующая эпоха истории человечества, начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном значении варварство – крайняя жестокость, грубость. Идеология (греч. idea – понятие, представление) – система идей, взглядов (нравственных, религиозных, эстетических), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп. Инкультурация – термин, введенный М. Херсковицем в История культуры – научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением ее определенных этапов. Закóн культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) между явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необходимой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих. Идеáл (фр. idéal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности. Идéя (гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явлений объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя сознание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя. Индивидуализáция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру. Индивидуáльность – отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении. Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Интеллигéнция (лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.). Искýсство – форма духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В широком смысле понятие искусство отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. 2) Элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. 3) Форма чувственного познания мира. 4) В искусстве проявляются творческие способности человека. 5) Процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. Искусство – это «образ», образ мира и человека, переработанный в сознании художника, выраженный им в звуках, красках, формах. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, кино и т. д.). Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений. Культýра мáссовая – обобщенная характеристика современного типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. Культура элитарная – культура, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре. Культура этническая — совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами. Культурная антропология – научное направление, целью которого является построение теории человека как творца и носителя культуры. Лúчность (лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений. Мéтод (гр. methodos – путь, исследование, прослеживание) – образ мышления, способ преобразования мира, образ действия. Мировоззрéние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Формой мировоззрения является философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает путь к овладению богатством духовной культуры. Наýка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих научную и научно-вспомогательную деятельность. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Научно-технический прогресс – непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в производстве, во всех сферах жизни общества, позволяющий по-новому соединять и комбинировать экономические ресурсы в производстве для увеличения выпуска продукции при снижающихся затратах. Óбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отражается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными. Систéма (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка. Социология культуры – термин, введенный немецким социологом А. Вебером, обозначающий социологический подход к культуре. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий социологии к явлениям, возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику (право, искусство и т.д.), он привел к возникновению отдельных научных областей (социология права, искусства и т.д.). В их ряду находится и социология культуры. Социализáция (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализáция – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Сциентизм (лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в. и связан с признанием за наукой права и способности решения всех жизненных проблем. Теория культуры – составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используемый при изучении культуры. Тéхника (гр. technike – искусная, от techně – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строительная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль научного знания: общее техникознание, специальные технические науки. Техносфера – область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940–1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы. Типология культур (гр. typos – отпечаток, образец) – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками, свойствами. Типы культур – отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ между природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму целесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа и духовно преображенный человек. Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений. Цéнность – важнейший компонент человеческой культуры, наряду с нормами и идеалами, то, что наиболее важно и значимо. Существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Эстéтика (греч. aisthětikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо. Этика (лат. ethica, от гр. ěthos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например, врачебная этика).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |