Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления социальной психологии как науки




Д.К. Шигапова

Сучкова Т.В., Сайдашева Г.Т.

ЧАСТЬ 1

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Т.В. Сучкова, Г.Т. Сайдашева

 

 

 

Учебное пособие

 

 

Казань

 

УДК 316.6

ББК 88.5;88.3

С 91

 

 

С 91 Психология социального взаимодействия. Часть 1.: учеб. пособие.- Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2013. –80 с.

 

ISBN 978-5-7829-0403-6

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

 

Содержание учебного пособия соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и направлено на развитие общекультурных компетенций студентов. В нем дается характеристика психологии социального взаимодействия как раздела социальной психологии, рассматриваются история становления предмета психологии, основные направления отечественной и зарубежной психологии, социально-психологические проблемы личности и общения.

Пособие предназначено для студентов высших технических учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 270800.62 «Строительство».

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета общеинженерной подготовки КГАСУ

Н.К. Туктамышев;

 

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Казанского (Приволжского) федерального университета

 

  УДК 316.6
  ББК 88.5; 88.3
   
  ©Казанский государственный
  архитектурно-строительный
  университет, 2013
   
ISBN 978-5-7829-0403-6 ©Сучкова Т.В., Сайдашева Г.Т.,
   

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Социально-психологические свойства личности…………….4

1.1. История становления социальной психологии как науки………....4

1.2. Основные направления зарубежной психологии XX в……………15

1.3. Развитие психологии в России в XIX-­­XX в…………………………30

1.4. Методы социально-психологических исследований………………35

1.5. Понятие личности. Социально-психологическая структура и характеристики личности………………………………………………40

1.6. Социально-психологические аспекты социализации……………..49

Вопросы для самоконтроля………………………………………………..52

Список литературы……………………………………………....................54

Раздел 2. Психология социального взаимодействия…………………....55

2.1. Общение как социально-психологическое явление……………….55

2.2. Психологические особенности делового общения………………….59

2.3. Структура межличностного общения. Коммуникативная сторона общения……………………………………………………………………….61

2.4. Интерактивная сторона общения…………………………………….68

2.5. Перцептивная сторона общения……………………………………..71

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………….79

Список литературы …………………………………………………………80

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Психология как наука. Психология социального взаимодействия представляет собой раздел социальной психологии, изучающий психологические аспекты обмена социальными действиями между двумя и более людьми.

Слово "психология" в переводе на русский язык буквально означает "наука о душе" (гр. Psyche – "душа" + logos – "понятие", "учение").

В наше время вместо понятия "душа" используется понятие "психика", хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения "душа" и "психика" – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении человеком окружающего мира, в построении картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике человека выделяют три категории проявлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, внимание, воображение, мышление и речь; эмоциональные и волевые процессы. К психическим состояниям относятся проявления различных психических процессов: чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность), мышления (сомнение) и т.д. К психическим свойствам или особенностям личности относят особенности мышления, устойчивые особенности волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях человека.

Разделение всех проявлений психики на указанные три категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т.е. бурная и кратковременная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).

Итак, психология изучает психические явления, т.е. факты внутреннего, субъективного опыта, того, что происходит во внутреннем мире человека, его ощущения, мысли, желания, чувства и т.д. Кроме этого существует ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете [4].

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Так, выделяют, например, педагогическую психологию, психологию труда, возрастную психологию и др.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентаций группы и многие другие.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. [3].

Становление предмета психологии. В истории становления предмета психологии можно выделить несколько этапов. Первые представления о предмете психологии связаны с понятием душа, раскрыты в трудах древних философов. Практически все философы античности пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая его как причину жизни, дыхания, познания и т.п. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому направлению.

Одним из ярких представителей античной философии является Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он считал, что основанием нравственного поступка является знание блага. Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Храбр тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности и так поступает. Знание обладает активной силой. Оно хранится в тайниках души каждого человека.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу как нечто, отличное от тела. Душа невидима в отличие от видимого тела. Она – разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души.

Так постепенно наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимания души. Своего наивысшего развития идеализм достигает в работах ученика Сократа – Платона.

Учение об идеях является центральной философской проблемой Платона (427–347 гг до н.э.). Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, незримое, существующее независимо от чувственных вещей.

Дальнейшее развитие понятия о душе шло путем выделения в ней различных «частей» и функций. У Платона их разграничение приняло этический смысл. Это пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся идти собственным путем любой ценой, и породистый, благородный, поддающийся управлению. Возница символизировал разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений.

В сферу изучения души вводились такие важнейшие аспекты, как конфликт мотивов, имеющих различную нравственную ценность, и роль разума в его преодолении. Через много столетий версия о взаимодействии трех компонентов, образующих личность как динамическую, раздираемую конфликтами и полную противоречий организацию, появится в психоанализе Фрейда.

Аристотель (384–322 гг до н.э.) – древнегреческий философ и естествоиспытатель, который заложил основы многих дисциплин, в том числе и психологии. Его трактат «О душе» считается первым специальным психологическим сочинением.

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, – по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», – говорил Аристотель.

Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма – заложенный в нем психологический ресурс и его реализацию на деле. При этом намечалась схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативная (она имеется и у растений); б) чувственно-двигательная (у животных и человека); в) разумная (присущая только человеку). Функции души становились уровнями ее развития.

Тем самым в психологию вводилась в качестве важнейшего объяснительного принципа идея развития. Функции души располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня. (Вслед за вегетативной (растительной) формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить.)

При этом каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит те ступени, которые преодолел за свою историю весь органический мир. (Впоследствии это было названо биогенетическим законом.)

Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В этих поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств. Сейчас их принято называть представлениями памяти и воображения. (Аристотель говорил о фантазии.) Эти образы подчинены опять-таки открытому Аристотелем механизму ассоциации – связи представлений.

Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Учение о формировании характера в реальных поступках, которые у людей как существ «политических» всегда предполагают нравственное отношение к другим, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Важное значение Аристотель придавал воспитанию, подчеркивая, что очень многое зависит от того, к чему приучаться с детства. При этом воспитание не должно быть частным делом, но заботой государства.

Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных, – человека Аристотель определял как «существо общественное». Аристотель представил совершенно новую, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души как формы тела.

Значительный вклад в развитие психологии внесли античные врачи. Так, Гиппократ (ок.460—ок.377гг до н.э.)– древнегреческий врач, «отец медицины», считал, что органом мышления и ощущений является мозг. Все что человек видит, слышит, понимает как хорошее или плохое, приятное и неприятное, все связано с мозгом. Когда мозг находится в спокойном состоянии, человек здраво мыслит, когда мозг нездоров, находится в ненормальном состоянии, человеку являются безумства, страхи и сновидения.

Наибольшую известность получило учение Гиппократа о темпераментах. Он произвел классификацию типов темперамента на соматической основе. Преобладание определенного сока в организме, считал Гиппократ, определяет тип темперамента, из которого следуют различия в нравах людей. Так, преобладание крови–основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis – кровь), слизи – флегматического (от греч. phlegma - слизь), желтой желчи - холерического (от греч. chole – желчь), черной желчи – меланхолического (от греч. melaina chole – черная желчь). И. П. Павлов, разрабатывая свое учение о типах высшей нервной деятельности, ссылался на Гиппократа и отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты»[5].

Эпоха Средневековья (период с V до начала XVII в.) вошла в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви. Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие знаний о психике резко замедляется. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати.

Переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению связан с теорией римского мыслителя Аврелия Августина (354–430 гг.). Он считал, что душа управляет телом, но ее основу составляет не разум, а воля. Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к самой себе. Совершенствование души происходит через покаяние, отречение от всего земного, а не через воспитание, как это было у Платона и Аристотеля. Августин вводит положение «я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа, о том, что мера истины в нашем самосознании. При этом истинность даруется Богом, как и источник активности человека – воля.

В эпоху Средневековья успехов достигла арабоязычная наука, в частности, медицина. Крупнейшими ее представителями являются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн-Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Авиценна дал более точное, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате, которым является мозг.

Одним из ярких представителей средневековой мысли в Европе является Фома Аквинский (1226–1274 гг). В своей системе он пытался примирить богословие с наукой. Считал, что душа человека сознательна, один из механизмов познания – это интенциональность, какая-то сила, внутреннее слово, придающее определенную направленность акту восприятия и познанию в целом. При этом истина все же религиозна по своему происхождению. Конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе.

Главной особенностью эпохи Возрождения стало обращение к античным ценностям. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов —Алигъери. Данте (1265–1321 гг.), Ф. Петрарки (1304–1374 гг.), Д. Боккаччо (1313–1375 гг.). В этот период проявляется большой интерес к человеку, к его переживаниям. Важнейшее изобретение XV в. – книгопечатание – позволило издавать классическую античную литературу и заниматься просвещением. Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П.Помпонацци). XVI век – время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473–1543 гг.), И. Кеплер (1571–1630 гг.), Дж. Бруно (1548–1600 гг.), Г. Галилей (1564–1642 гг.) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления [5].

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей «царицей наук» в Новое время.

Первый набросок психологической теории, ориентированной на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650 гг.). Он изобрел теоретическую модель организма как автомата – системы, которая работает механически. Тем самым, живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства.

Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Достоверное знание об устройстве нервной системы было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы – «духи». В схеме рефлекса предполагалось, что внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, вынуждает ее отдернуть. Происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Появившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал отражение.

Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разряду великих открытий.

Благодаря работам Декарта произошел поворот в понятии о «душе», теперь предметом психологии становится сознание. По Декарту, началом всех начал в философии и науке является сомнение. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Отсюда знаменитый декартов афоризм «cogito ergo sum» (мыслю – следовательно, существую). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри. В дальнейшем это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (самонаблюдением человека за внутренним планом психической жизни, т.е. за переживаниями, мыслями, чувствами и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной.

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и желаниями сознание – это две независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке? Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело.

Одним из первых оппонентов Декарта был Б.Спиноза (1632–1677 гг.). Он считал, что имеется единая, вечная субстанция – Бог или Природа, – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разумению открыты только два атрибута – протяженность и мышление.

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел его главный труд – «Этика». В нем он поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с такой же точностью и строгостью, как линии и поверхности в геометрии. Три главные побудительные силы это: а) влечение, которое,относясь и к душе, и к телу, есть «нечто иное, как самая сущность человека», а также б) радость и в)печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. Причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Этот вывод противостоял декартову разделению чувств на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные.

Г.Лейбниц (1646–1716 гг.) считал, что в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций». Этим термином Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия. Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт – апперцепция, зависимость восприятия от прошлого опыта.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Зависимость психики от телесных воздействий — это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

Т.Гоббс (1588–1679 гг.) полностью отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Соответственно и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Таким образом, Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром.

За основу познания был принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм (от гр. «empeiria» – опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

В разработке этого направления видная роль принадлежала Дж.Локку (1632–1704 гг.). Он исповедовал опытное происхождение всего состава человеческого сознания. В самом же опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией. (Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний). Развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные. Все идеи предстают перед судом сознания. Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме, считал Локк. Это понятие стало краеугольным камнем психологии, названной интроспективной. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ними субъекта.

Из подобного наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата возникло в дальнейшем понимание предмета психологии. Отныне на место этого предмета претендовали явления сознания. Их порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида [3].

В XVIII в. развивается ассоциативная психология – направление, объясняющее динамику психических процессов исходя из принципа ассоциации. Впервые эти идеи были сформулированы Аристотелем, представители ассоцианизма распространили принцип ассоциации идей на всю область психического. При этом внутри ассоацианизма возникли два направления: Дж. Беркли (1685–1753 гг.) и Д. Юм (1711–1776 гг.) рассматривали ассоциацию как связь феноменов в сознании субъекта, Д.Гартли (1705–1757 гг.) связывал возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды.

В начале XIX в. появились концепции, отделившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде принципа сознания (Т.Браун, Джеймс Милль, Джон Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому психика построена из элементов – ощущений. Элементы – первичны, сложные психические образования – вторичны и возникают посредством ассоциаций, условием образования которых является смежность ассоциаций, а также частота их повторения в опыте.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло во второй половине XIX века и было связано с появлением первых программ, созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, начавших подготовку научных кадров психологов, образованием психологических обществ и ассоциаций.

В. Вундт (1832–1920 гг.) пришел в психологию из физиологии и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке, назывался – «Основы физиологической психологии» (1873–1874).

Именно с именем В.Вундта связывают становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки. В 1879 году Вундт открыл первую психофизиологическую лабораторию, в которой изучались ощущения, время реакции, ассоциации, психофизиологические особенности человека. Через несколько лет на базе лаборатории был создан Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов.

Некогда психологами называли знатоков человеческих душ. Но психологи по профессии появились лишь после Вундта.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемый, был признан непосредственный опыт.

На основе идей В. Вундта развивается новое направление – структурализм, изучавшее структуру сознания, разделяя его феномены на сенсорные элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу, выясняя законы соединения элементов в структуры и устанавливая связи явлений сознания с внутренними и внешними условиями.

В 80-90-е годы XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г.Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Г. Эббингауз (1850–1909 гг.) в книге «О памяти» (1885 г.) изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести математически точные законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемических процессов (процессов памяти), более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря – объективно. Равенство психики и сознания (принятое в ту эпоху за аксиому) перечеркивалось [5].

В конце XIX в. метод эксперимента распространяется на исследование высших психических функций, происходит развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Активно разрабатываются методы для диагностики различных психологических характеристик человека. Так, в американской экспериментальной психологии одним их ярких представителей является Р. Кеттел (1860–1944). Наибольшую известность в современной психологии приобрел созданный им, в рамках теории черт личности, Многофакторный личностный опросник (16PF).

Альфред Бине (1857–1911 гг.) разработал методы диагностики уровня умственного развития детей (шкала развития интеллекта, 1905–1911гг.). Именно в шкале умственного развития Стэнфорд – Бине был использован коэффициент интеллекта (IQ) или отношение умственного возраста (определяемого по шкале Бине) к хронологическому (возраст по паспорту). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (когда умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (когда умственный возраст превосходит хронологический).

Создание различных психологических средств диагностики проявлений личности объединяло психологию с практикой. В данном русле возникает ф ункционализм – это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым, предметная область психологии расширялась. Она виделась охватывающей психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джемс (1842–-1910 гг.). Он известен также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие) – философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

В своих «Основах психологии» (1890 г.) Джемс писал, что внутренний опыт человека – это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Его отличают личностная (в смысле выражения интересов личности) избирательность (способность постоянно производить выбор).

Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил парадоксальную, вызвавшую острые споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния. В этом случае печаль объяснялось тем, что человек плачет.

Хотя Джемс не создал ни целостной системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания во взаимодействии организма со средой, взывающей к практическим решениям и действиям, прочно вошли в идейную ткань американской психологии. И ныне по блестяще написанной в конце прошлого века книге Джемса учатся в американских колледжах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.