Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия компетентностного подхода




Компетенция – это задаваемая по отношению к определённому кругу предметов и процессов необходимая совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений), обеспечивающая её потенциальную способность продуктивно решать определенный класс задач. Это сокрытые, внутренние, потенциальные новообразования, которые выявляются в качестве компетентности.

Компетентность – владение, самостоятельно реализуемая способность; возникающее на основе знания и опыта обладание человеком совокупностью компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, проявляющееся как практическая готовность к эффективной деятельности. Это уже сформировавшееся в процессе познавательной и практической деятельности личностное качество (совокупность качеств) человека, проявляющееся в успешном решении проблем в заданной сфере. [14; электронный ресурс].

Компетентность как личностный результат образования «появляется» из способности учащегося использовать результаты своей познавательной, научно-исследовательской и практической деятельности в виде приобретённых знаний, умений и навыков, его учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения. Компетентность «проявляется» как реализуемая готовность («включённая способность») к самостоятельному использованию приобретённой способности как личностно-значимого ресурса при решении разнообразных проблем своей практической деятельности.

Ключевые компетентности - это те обобщённо представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе:

• В сфере самостоятельной познавательной деятельности,

• В сфере гражданско-общественной деятельности,

• В сфере социально-трудовой деятельности,

• В бытовой сфере, включая собственное здоровье,

• В сфере культурно-досуговой деятельности,

• В сфере личных отношений человека к самому себе,

• В сфере взаимоотношений человека с другими,

• В сфере деятельности человека во всех её видах[14; электронный ресурс].

Образовательная компетентность это базовая компетентность, обеспечивающая важнейшие условия для становления и развития социально-личностно-профессиональной компетентности человека и формирования его готовность продолжать образование всю жизнь.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях, рассматривая в качестве цели образования получение индивидуально-личностного результата, наиболее значимого для развития личности, её социализации и самореализации.

Образование с этих позиций определяется как приобретение опыта решения значимых для личности проблем с использованием имеющегося в культуре и социуме опыта и осмысления своего опыта их решений.

Образовательные компетенции - это интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов. Каждая из них - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определённому кругу объектов действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности [14; электронный ресурс].

Ключевые образовательные компетенции формируются всем содержанием образования, всеми учебными дисциплинами, то есть относятся к общему (метапредметному или надпредметному) содержанию образования. Это ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Общепредметные и предметные компетенции представляют собой конкретизацию ключевых компетенций на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения, общепредметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей, предметные – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.

Откуда берутся компетенции? Становление ключевых компетенций осуществляется в образовательном процессе через использование технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. В чём проявляется каждая из ключевых компетенций?

1) Ценностно-смысловые компетенции (компетенции в сфере мировоззрения) проявляются как способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; принимать человека, как высшую ценность; осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

Примером направления на формирование этих компетенций может служить включение в стандарт образования по биологии компетенций, составляющих основу формирования научной картины мира, значимых для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих (гигиеническая компетентность), защиты окружающей среды (экологическая компетентность), компетенций, востребованных в практической деятельности (уход за животными и растениями).

2) Общекультурные компетенции включают в свой состав: культуру личности, проявляющуюся как уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разных ситуациях взаимодействия;

культуру интеллектуальной и предметной деятельности как актуальную готовность использовать общекультурный индивидуальный фонд знаний;

культуру социального взаимодействия (соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм этикета); культуру саморегуляции и личностного самоопределения; культуру социального бытия (социальной ответственности за себя, своё поведение) за благополучие других; культуру труда, быта, отдыха, здорового образа жизни; общецивилизационную культуру (ориентировку в ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны; в основых направлениях культурной жизни (живопись, музыка, литература и т.д.) [6; с.35].

3) Учебно-познавательные компетенции проявляются в знании и умениях целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; овладении способами добывания знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; владении приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; умении отличать факты от вымыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов; во владении методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.

4) Информационные компетенции обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), а также современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Они интегрируются в иформационную компетентность личности, которая проявляется как результат отражения процессов отбора, переработки, трансформации информации и генерирования её в особый вид специфических («надпредметных», по определению А.В.Хуторского) знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

5) Коммуникативные компетенции проявляются как знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого человека;

умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; владение способами поведения в конфликтах и их погашением; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.

Коммуникативные компетенции интегрируются в коммуникативный субъектный опыт и проявляются как компетентность в общении, субъект-субъектных отношениях людей, отражающих специфику их деловых и межличностных связей. Коммуникативный опыт является показателем степени взаимопонимания и согласованности системы ценностных ориентации субъекта с социальным окружением, в целом, и в конкретной ситуации общения, в частности.

6) Социально-трудовые компетенции проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:

§ гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);

§ в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);

§ в сфере семейных отношений и обязанностей;

§ в вопросах экономики и права (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);

§ в области профессионального самоопределения.

7) Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Они включаютспособность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

С.И.Заир-Бек особо выделяет ключевые компетенции, становление которых обеспечивается образовательными программами вуза:

v концептуальная, научная компетенция (фундаментальное знание специальности, понимание научных основ профессии);

v инструментальная - владение базовыми профессиональными умениями и навыками;

v интегративная - способность применять теоретические знания

v в разнообразных ситуациях, решая задачи и проблемы в разных

v сферах профессиональной деятельности;

v контекстуальная - способность понимать проблемы и ситуации среды, в которой существует профессиональная практика;

v адаптивная - способность предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовым к ним;

v компетенции в межличностной коммуникации – готовность эффективно пользоваться современными средствами коммуникации, включая новые технологии компьютерно-опосредованного взаимодействия:

v личностные - готовность использовать собственные ресурсы для самосовершенствования и успешного жизнетворчества[7; с.28].

Компетентностный подход исходит из обоснованного ещё П.Ф.Каптеревым понимания сущности образовательного процесса как процесса внутреннего, «движущий механизм» которого заложен в природе человека, его стремлениях стать (становиться) человеком. Назначение же педагога – оказывать каждому обучаемому необходимую именно ему поддержку в этом трудном процессе, выстраивая средствами своей учебной дисциплины особое образовательное пространство, в котором у каждого студента есть (или должно быть) Я-пространство. Это пространство его собственных проблем, внутренняя работа в котором связана с формулированием и осмыслением личных вопросов студента к социальному опыту, систематизированному в содержании образования. Это вопросы, направленные на решение задач пополнения ресурсов самопознания, самоопределения, самореализации личности; «выстрадывания» смыслов собственной жизнедеятельности. Поэтому каждый студент должен иметь возможность, осваивая содержание образовательной программы специальности, выбирать собственный индивидуальный образовательный маршрут, опираясь на педагогическую поддержку преподавателей вуза. Осуществление такой работы требует освоения компетенций личностного самосовершенствования.

Среди критериев оценки образовательной компетентности как целостного системного личностного новообразования принято вычленять следующие:

Ø Психологическая, практическая и мобилизационная готовность к актуализации компетентности (мотивационный аспект);

Ø Владение необходимой системой знаний содержания компетентности (когнитивный аспект);

Ø Практический опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

Ø Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

Ø Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Результатом образования, с позиций компетентностного подхода, является социально-личностная профессиональная компетентность - интегративная характеристика прогрессивно развивающейся личности, стремящейся к высшим достижениям в профессии, которая проявляется в её способности и готовности к самовыражению, личностному и профессиональному самоопределению, саморазвитию в профессиональной деятельности и общении и обеспечивает высокую продуктивность профессиональной деятельности и личностный рост. Это характеристика социально-психологически зрелой личности, проявляющаяся в еёготовности и способности быть полноценным субъектом профессиональной деятельности и нести за неё полную ответственность перед собой и обществом.

В психологической и педагогической литературе существует многообразие определений понятий «профессиональная педагогическая компетентность». Рассмотрим некоторые из них.

В научный тезаурус акмеологии это понятие было введено Н.В.Кузьминой в 1989 году. Она связывает понятия «профессионализм» и «продуктивная деятельность», считая, что высокая продуктивность деятельности специалиста обеспечивается профессионализмом личности и профессионализмом деятельности. В ее работах, посвященных профессионализму деятельности педагога (1989) и профессионализму личности (1990), понятия «профессионализм преподавателя (учителя)» и «профессиональная педагогическая компетентность» употребляются как синонимы. Н.В.Кузьмина определяет общее понятие «компетентность» как «интеграцию субъектом профессиональной деятельности извлекаемых знаний как из научных и литературных источников, так и из личного опыта наблюдений за другими людьми в условиях профессиональной и непрофессиональной деятельности. Признаком компетентности является особая мобилизационная готовность субъекта к применению знаний в решении специальных и профессиональных задач, и к извлечению новых знаний из собственного опыта, необходимых для выработки своего почерка, своей авторской системы профессиональной деятельности»[8; с.138). Конкретизируя это понятие применительно к деятельности и личности педагога, Н.В.Кузьмина даёт следующее определение профессионально - педагогической компетентности: «… это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется» [8; с. 89-91].

Н.В.Кузьмина в структуре профессионально-педагогической компетентности (профессионализма) вычленяет 5 основных групп:

v.Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

v Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у студентов.

v Дифференциально-психологическая компетентность в области

мотивов, способностей, направленности.

v Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

v Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Дифференциально-психологическая компетентность проявляется как

- способность диагностировать и стимулировать развитие позитивной мотивации учащихся в образовательной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности, опираться на субъектный опыт и способности каждого студента в организации образовательного процесса;

- способность понимать каждого студента как субъекта жизнедеятельности, способного к адекватной самооценке, самоопределению, саморегуляции, самоорганизации своего времени жизни;

- способность содействовать развитию личностных качеств и квалификационных характеристик студента как самоопределяющейся личности и ответственного субъекта, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, успешность карьеры, как в профессиональном, так и в должностном, статусном плане, обусловленной профессиональной и социальной компетентностью.

Социально-психологическая компетентность проявляется как

способность к продуктивной организации многообразных взаимодействий и взаимоотношений в пространстве требуемых обществом социальных коммуникаций:

v способность к критической оценке и самокритике действий, поступков, мнений, решений в разных ситуациях;

v способность работать в команде, в том числе междисциплинарной, устанавливая отношения соподчинённости, сотрудничества;

v навыки продуктивных межличностных отношений;

v способность устанавливать взаимодействие иобщаться со специалистами из других областей, принимая согласованные решения;

v способность к принятию различий между людьми и мультикультурности;

v способность работать в международной среде;

v приверженность этическим ценностям.

Аутопсихологическая или личностно-профессиональная компетентность - это интегративная характеристика прогрессивно развивающейся личности специалиста, стремящегося к высшим достижениям в профессии, которая проявляется в его способности и готовности к самовыражению, личностному и профессиональному самоопределению, саморазвитию в профессиональной деятельности и общении и обеспечивает высокую продуктивность профессиональной деятельности и личностный рост.

Чрезвычайно важное значение в оценке профессиональной компетентности преподавателя имеют и системные компетенции: способность применять знания на практике; исследовательские умения и навыки; способность учиться, адаптироваться к новым ситуациям образовательного процесса; способность порождать новые идеи (креативность); лидерство; понимание культур и обычаев других стран; способность к разработке и управлению проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве своей работы и работ учащихся; стремление к успеху.

Л.М.Митина рассматривает компетентность как одну из интегральных характеристик конкурентоспособной личности, а в ее структуре вычленяет «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности»[ 11; с.114].

В системе понятий акмеологии и психологии, в теории менеджмента и управления компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. По мнению А.А.Деркача, «в представление о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии» [5; с.133-134]. В качестве критерия профессиональной педагогической компетентности А.А.Деркач называет совершенство деятельности, высшее ее качество и уровень ее осуществления. «Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью»[5; с.253]. Профессионализм преподавателя находит проявление в сотворчестве со студентами. Он дает развернутую характеристику компетентности в совместном творчестве, рассматривая ее как «знание субъекта о процессах мышления, общения, взаимодействия, разворачивающихся при групповом решении творческой задачи, и способность субъекта применять эти знания с целью оптимизации процесса совместного творчества, повышения его эффективности и продуктивности» [5 с.692]. Такую же позицию занимает и Ю.В.Сенько, определяя авторство преподавателя в образовательном процессе как его соавторство со студентами. Результат образования определяется их готовностью к взаимопомогающему поведению, наличием или отсутствием у них установки на собеседника, на изначальную адресованность своей активности «значащему Другому» (В.С. Библер), «презумпцию понимания» (Г.С. Ба­тищев).

А.К.Маркова в определении своей позиции по вопросу профессиональной педагогической компетентности исходит из того, что труд преподавателя – многомерная реальность, включающая три базовых составляющих – педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность как стержневой фактор труда, определяющий профессиональную позицию преподавателя. Она определяет профессиональную компетентность «как индивидуальную характеристику степени соответствия человека требованиям профессии, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции»[10; c.34]. Она выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом;

- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности [10; с.34-35].

В логике компетентностного подхода образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора субъектом образовательного и профессионального маршрутов, на самоопределение и саморазвитие личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.