Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи педагогической психологии




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Дополнительная

Базовая

Педагогическая психология как отрасль психологического знания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет и задачи педагогической психологии. Методы исследования. История становления педагогической психологии.

Общая характеристика учебной деятельности. Учебная мотивация. Усвоение - центральное звено учебной деятельности. Обучаемость и ее критерии.

Психология воспитательной работы. Воспитание и его закономерности. Нравственное развитие. Положение ребенка в коллективе как фактор формирования личности.

Психология педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция педагога.

Проектировочно-конструктивная деятельность пре­подавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций. Содержание деятельности педагога по конструированию педагогического процесса. Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. Профессиональная позиция педагога.

Основные принципы и закономерности взаимосвязи обучения и развития. Соотношение обучения и развития как психологическая проблема. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского. Развитие познавательной сферы, деятельности и личности в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991,

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1998.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрас­те. М., 1983.

6. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. М., 1995.

7. Практическая психология образования. М., 1998.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998..

10. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

 

Педагогическая психология представляет собой одну из прикладных отраслей психологического знания. В этом случае представления о психике субъекта соотносятся с его вовлеченностью в педагогический процесс. При этом психологическое знание входит во взаимодействие с педагогическим. Необходимость такого взаимодействия обусловлена, в первую очередь, спецификой самой педагогической науки.

Педагогика как наука о закономерностях образования выделяет в качестве объекта своего рассмотрения «внешние» по отношению к субъектам образования процессы - формы, методы, содержание образования, учебную деятельность обучаемых, педагогическую деятельность преподавателей. Вместе с тем педагогика должна учитывать и такие элементы педагогической реальности, как цели и результат. В этом случае она сталкивается с необходимостью познания внутреннего мира педагога (цели и мотивы) и ученика (результат).

В педагогической науке понятийных средств рассмотрения внутреннего мира педагога и ученика явно недостаточно, поэтому она идет на установление связи с другими науками, в частности с психологией, для того чтобы восполнить этот пробел. При таком условии педагогическая психология, как и любая другая прикладная отрасль психологической науки, может быть представлена как средство выявления устойчивых отношений в двумерной системе координат: объектной и предметной.

В исследовании педагогической реальности в качестве объектных характеристик выступают признаки педагогического процесса, прежде всего, на уровне взаимодействия педагога и ученика. Тогда на первый план выходят содержание, формы и методы педагогического взаимодействия.

В качестве предметных характеристик выступают категории общей психологии. Поскольку категориальный состав психологической науки достаточно многообразен (это и образ, и деятельность, и мотив, и общение и др.), то и представления о предмете педагогической психологии могут существенно отличаться в рамках различных психологических подходов. В отечественной психологии принято считать, что предметом педагогической психологии выступают вызываемые образовательным процессом изменения в уровне интеллектуального, личностного и профессионального развития человека как субъекта данного процесса.

Результатом предметного подхода к анализу объекта исследования выступает новое научное знание. Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она имеет свою внутреннюю структуру:

- психология учебной деятельности и ее субъекта - обучающегося;

- психология воспитательной деятельности и ее субъекта - воспитуемого и воспитательного коллектива;

- психология педагогической деятельности и ее субъекта - учителя.

Кроме того, в рамках педагогической психологии возможно выделение других достаточно самостоятельных структурных элементов. Так, ряд авторов выделяет в качестве самостоятельного раздела социальную психологию образования. С точки зрения уровня образовательных программ идет дифференциация на психологию высшей и средней школы.

Процесс развития научного знания осуществляется путем постановки и решения новых исследовательских задач. С одной стороны, происходит расширение и уточнение сферы объектного анализа, а с другой - дальнейшая дифференциация психологических средств рассмотрения образовательной реальности. В результате наблюдается улучшенный состав и строение научного знания.

Принято считать, что основная задача педагогической психологии - исследование основных психологических механизмов учения. Кроме этого, могут быть рассмотрены и следующие:

- раскрытие психологических механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочения) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- установление связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

- выяснение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное и личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- выявление фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

- анализ возможностей учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;

- исследование взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;

- определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;

- развитие психологических основ дальнейшего совершенство­вания образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.