Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие конфликта и предметная область конфликтологии




КОНФЛИКТОЛОГИЯ

О.В. ГОРБАЧЕВА, В.Е. ЕГОРОВА

Учебное пособие

Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития

 

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов

заочной формы обучения

 

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром

КГТУ им. А.Н. Туполева

 

Казань – 2012


УДК 316.48

ББК 60.833.1

 

 

Горбачева О.В., Егорова В.Е. Конфликтология: Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012. – 90 с.

 

ISBN

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются организационно-методологические основы дисциплины. Значительное место занимает содержание курса, представленное конспектом лекций, планом семинарских занятий, рекомендуемой литературой. В работе имеются перечень контрольных вопросов, заданий для самостоятельной работы студентов и тестовых заданий.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования. Рекомендуется для студентов заочной формы обучения по направлению 080500 «Менеджмент» и специальности 030602 «Связи с общественностью», изучающих дисциплину «Конфликтология».

 

 

Рецензенты: докт. социол. наук, проф., начальник кафедры

философии, политологии, социологии и психологии

Ю.Ю. Комлев (Казанский юридический институт МВД РТ)

 

канд. социол. наук, доцент кафедры экономической

теории и социальной работы О.В. Тимуца (Казанский

государственный медицинский университет)

 

 

ISBN

 

© Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010

© О.В. Горбачева, В.Ю Егорова, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие конфликта и предметная область конфликтологии……………4

 

Тема 2. Возникновение и развитие представлений о конфликте………………...9

 

Тема 3. Формирование отечественной школы конфликтологии………………..18

 

Тема 4. Природа социального конфликта…………………………………………22

 

Тема 5. Динамика конфликта………………………………………………………28

 

Тема 6. Человеческий фактор в конфликте………………………………………..33

 

Тема 7. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях……………………41

 

Тема 8. Урегулирование и разрешение социальных конфликтов и кризисов…..48

 

Тема 9. Предупреждение конфликтов……………………………………………..53

 

Тема 10. Управление конфликтами………………………………………………..61

 

Тематика семинарских занятий…………………………………………………….70

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………………72

 

Примерные темы и рекомендации по написанию рефератов……………………74

 

Контрольные заданияи рекомендации по их выполнению……………………...77

 

Примерные экзаменационные вопросы……………………………………………79

 

Примерные тестовые задания………………………………………………………81


1.Понятие конфликта.

2.Конфликтология как научная и практическая дисциплина.

3.Основные задачи конфликтологии.

 

1. Понятие конфликта. Конфликт – это форма отношений между потенци­альными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противосто­ящими ценностями и нормами, интересами и потреб­ностями. Существенная сторона конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифициру­ется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Все многообразие определений понятия «конфликт» можно разделить на два основных подхода.

Первый подход делает акцент на антагонистической стороне конфликтных ситуаций. Конфликт – это столкно­вение, противоречие, борьба, противодействие лично­стей (сил, интересов, позиций, взглядов) в силу проти­воположности, несовместимости, противостояния. Например, В.И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

Антагонистический характер конфликта можно счи­тать характеристическим признаком данного подхода, поскольку акцент в первую очередь делается на столкно­вении противоположных интересов, мнений и устремле­ний. Сторонники первого подхода разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Чтобы разрешение конфликта было конструктивным, конфликтной ситуа­цией необходимо управлять. Однако недостатком дан­ного подхода является тот факт, что главной целью тако­го управления является ликвидация конфликта с макси­мальной выгодой для одного из оппонентов. Таким образом, речь скорее идет о манипулировании, чем об управлении.

Второй подход рассмат­ривает конфликт как определенную систему отношений между субъектами. Сторонники второго подхода считают конфликт есте­ственным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого со­общества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разру­шительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. В рамках данного подхода конфликт определяется как система отно­шений, процесс развития взаимодействия, заданные раз­личиями (по интересам, ценностям, целям деятельности) субъектов, участвующих в нем.

Конфликт рассматривается как саморегулирующийся механизм, подразумевая, что конфликт не ликвидирует­ся, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разру­шительные, в других сферах, других социальных измере­ниях.

Итак, современные представления о конфликте исхо­дят из того, что конфликт есть нормальное явление обще­ственной жизни; выявление и развитие конфликта в це­лом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии ин­тересов. Общество достигнет более эффективных резуль­татов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам,направленным нарегулирование конфликта. Смысл этих правил:

· не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

· найти средства выхода из тупиковых ситуаций в техслучаях, когда насильственные действия все же совер­шились и стали средством углубления конфликтов;

· добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтоло­гия.

2. Конфликтология как научная и практическая дисциплина. Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-е гг. XX в. в недрах западной политологии и со­циологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных си­стем и подсистем посредством категории конфликта.

Сначала предметом научного познания стали конфликты между государ­ственной властью и обществом, отдельными соци­альными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конф­ликтных отношений. Выявление общих закономерностей в конфликтах и их сравнительный анализ дают возможность прогнозировать возникновение и развитие конф­ликта, определять эффективные формы его урегулиро­вания, предотвращающие насильственные формы даль­нейшего развития конфликта.

Особенностью конфликтологии является ее комплекс­ный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее органи­зации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, соци­ологи, юристы, экономисты и другие изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодо­ление. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динами­кой.

Конфликтология – это междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологичес­кие и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях чело­веческого взаимодействия.

Конфликтология может быть представлена несколькими уровня­ми знаний: методологическим; теоретическим; технологическим; практическим.

Методологический уровень – это исходные основания, позволяющие исследовать конфликты, как естественные процессы, систему принципов и взглядов, доминирую­щих в разных общественно-исторических условиях.

Теоретический уровень – это непосредственно науч­ные теории и знания закономерностей развития и специ­фических свойств конфликтов, полученные научными методами в какой-либо науке.

Технологический уровень представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым часто неосознанно действует субъект (группа) в конфликте. Это также и технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, манипули­рования, технология профилактики, управления и разрешения конфликтов.

Практический уровень в большей степени связан с функцией управления, на­правленной на минимизацию разрушительных и дест­руктивных последствий конфликта, с планируемыми из­менениями и принятием решений в управлении органи­зацией, структурой, системой в целом на макро- и микро­уровнях. И если методологический уровень знаний ис­следует конфликты, в определенной степени, как есте­ственный процесс, то на практическом уровне задача со­стоит в том, чтобы этот естественный процесс направить в некоторое «русло», ограничивая норматив­ными законами и социальными нормами.

3. Основные задачи конфликтологии. Основными задачами конфликтологии как науки яв­ляются изучение конфликтов, предупреждение и урегу­лирование их на практике.

Изучение конфликтов предполагает создание теории конфликта, которая должна позволить установить проис­хождение конфликтов, выделить их структурную класси­фикацию, представить эти конфликты в систематичес­ком развитии.

Конфликтология как наука изучает конфликты и предлагает способы их урегулирования или разрешения. Конфликтология – это система знаний о закономерно­стях и механизмах возникновения и развития конфлик­тов, а также о принципах и технологиях управления ими. Изучение конфликтов и формирование конфликтологи­ческого знания позволяет ответить на следующие практи­ческие вопросы:

· как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между людьми, затянуть их в спираль выяснения отношений, небезопасных для здоровья, а иногда и жизни;

· как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, ограничить его социальную среду и минимизиро­вать его последствия;

· как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Традиционным предметом психологического изуче­ния конфликтов являются конфликтные модели внутриличностного и межличностного уровня. В последние годы усиливается внимание к проблемам конфликтов межгруппового взаимодействия в социокультурном кон­тексте. Интерес к теоретическому и практическому ис­следованию конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизнедеятельности.

Профилактика или предупреждение конфликтов – это работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Так, на предприятиях это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации и в органи­зациях подобного типа.

Профилактика должна быть направлена на устране­ние условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме, требующих радикального перераспре­деления дефицитного ресурса, в отношении которого и возникает конфликт. В ее основе лежат определенные из­менения: законодательства и функций государственных структур в сообществе в целом; в корпоративных прави­лах, закрепленных в инструкциях, приказах руководства организации. Эти изменения должны быть направлены на устранение деформации социальных отношений, со­здание новых социальных технологий (развитие системы социальной работы), просвещение, обучение, коммуни­кативные тренинги.

Зачастую профилактикой называют процесс предот­вращения конфликта, однако эти процессы необходимо различать. Так, предотвращение конфликта есть способ избежать его в самом начале, для чего необходимо приме­нение манипулирования, которое дает эффект только на время и но существу конфликт не ликвидирует, а времен­но заглушает. В этом случае он проявится позже, и неиз­вестно, будет ли это более выгодно инициатору манипу­лирования, так как затем последует разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

Урегулированием конф­ликта называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодносторонам, чем продолжение конф­ликтного взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредниче­ства, арбитража является более распространенным спосо­бом их разрешения. Таким образом, урегулирование конфликта предполагает его управление. Управление кон­фликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т.е., управлять конфлик­том – значит обеспечивать ему максимальную возмож­ность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.

В практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта существуют типичные ошибки, которые препятствуют его урегулированию:

· запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего принимаются меры по уходу от конфлик­та или его силовому «разрешению»);

· попытка «разрешить» конфликт без выяснения его истинных причин;

· применение только силы, карательных мер по «урегулированию» или, наоборот, только дипломатических переговоров;

· шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его особенностей;

· попытка при помощи политической интриги разыгрывать свою собственную карту с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными социальными последствиями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.