КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место маркетинга в учебном процессе
Роль и значение маркетинга в подготовке экономиста В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как система управления деятельностью предприятия, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал активно проявляться в нашей стране в конце 60 – начале 70-х гг. XX в. На современном этапе маркетинг является важной составляющей практической деятельности российских предприятий. Практика показала, что успех в бизнесе главным образом зависит от качества маркетинга и связан с грамотным применением маркетинговых принципов и методов. Российская действительность породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Речь идет об умении правильно использовать ресурсный потенциал в соответствии с меняющимися рыночными требованиями. Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую и интегрирующую роль. В связи с этим возросла необходимость изучения маркетинга специалистами и руководителями всех уровней управления, и российские вузы включили маркетинг в число изучаемых дисциплин. При подготовке экономистов особое значение приобретает изучение маркетинговой деятельности, дающее им ориентиры для применения теории маркетинга к реалиям российского рынка с учетом специфики экономической культуры России и направленное на формирование у будущих специалистов нового экономического мышления, комплекса знаний и умений ведения деловых операций при решении проблем потребителя. В процессе преподавания данной дисциплины необходимо обеспечить максимально тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.
Программа курса построена таким образом, что он является одним из основных в цикле экономико-управленческих учебных дисциплин, с помощью которых у студентов формируются навыки эффективного решения проблем управления рынком. Учебная программа по курсу «Маркетинг» структурно состоит из четырех разделов: 1. История и методологические основы маркетинга. 2. Маркетинговые исследования. 3. Оперативный маркетинг. 4. Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью. В первом разделе «История и методологические основы маркетинга» раскрываются сущность и основные особенности развития маркетинга, содержание подходов к организации маркетинговой деятельности на предприятии. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить: - осмыслению основных интерпретаций сущности маркетинга в западной и отечественной науке; - представлению об эволюции взглядов на маркетинг; - рассмотрению различных социально-экономических аспектов понятия «маркетинг», особо акцентируя внимание на маркетинге как интегрирующей функции предприятия и маркетинге как философии современного бизнеса; - уяснению содержания основных категорий и концепций маркетинга; - усвоению целей и принципов осуществления маркетинговой деятельности; - пониманию содержания функций маркетинга; - освоению различных маркетинговых стратегий, которые выделяют в зависимости от состояния и уровня спроса на рынке. Второй раздел «Маркетинговые исследования» посвящен рассмотрению вопросов информационного обеспечения маркетинга, методики проведения маркетинговых исследований, анализа маркетинговой среды и условий рынка, осуществления мероприятий целевого маркетинга. При изучении этого раздела необходимо акцентировать внимание:
- на усвоение основных целей, принципов и этапов маркетингового исследования, определение его объектов и субъектов; - на рассмотрение классификации маркетинговой информации и освоение сути основных методов проведения маркетинговых исследований; - на раскрытие содержания маркетинговой среды предприятия,факторов макросреды и микросреды; - на освоение методов анализа производственно-сбытовых возможностей предприятия; - на формирование умений и навыков анализа конъюнктуры рынка, изучения состояния и уровня спроса, его эластичности, анализа рыночной доли, уровня конкуренции и конкурентов, определения емкости рынка; - на освоение основных ориентиров в исследовании потребительского и покупательского поведения, содержания экономического, социологического, психологического подходов к формированию модели покупательского поведения; - на рассмотрение принципов, целей, задач рыночной сегментации, механизма ее осуществления, на раскрытие основных ее критериев; - на выяснение сущности позиционирования товара, способов его осуществления, содержания основных стратегий охвата рынка. В третьем разделе «Оперативный маркетинг» рассматривается содержание комплекса маркетинга, основных его инструментов воздействия на рынок, сущность товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить: - освоению целей и видов маркетинговой деятельности с учетом жизненного цикла товара; - раскрытию методологии оценки и анализа конкурентоспособности товара, задач оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени дифференциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей; - изучению факторов, обусловливающих ценообразование, сути ценовой стратегии фирмы и ее типов, основных направлений ценовой политики; - освоению основных методов ценообразования и методики определения первоначального уровня цены; - рассмотрению основных этапов планирования и осуществления сбытовой политики, традиционных и горизонтальных систем сбыта, содержания стратегий сбыта;
- исследованию основных направлений коммуникационной политики и форм стимулирования сбыта; - выработке навыков и умений планирования рекламной кампании, расчета бюджета и оценки ее эффективности. Четвертый раздел «Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью» отражает вопросы внутрифирменного планирования, содержания маркетинговой программы, организации маркетинговой деятельности и контроля. При изучении этого раздела основное внимание необходимо обратить: - на освоение методологии разработки маркетинговых программ, структуры стандартной формы маркетинговой программы по продукту и содержания программы маркетинга по производственному отделению; - на выработку навыков применения системы показателей, используемых при разработке программы маркетинга по продукту и программы по производственному отделению; - на понимание содержания типовых организационных структур маркетингового управления; - на изучение задач маркетингового контроля и основных его видов; - на усвоение методики разработки ревизии маркетинговой деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |