Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбалансированной, а зачастую и антигуманной во многом благодаря разрушительному воздей­ствию человека на природную основу ландшафта




I

Ч

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И УСТОЙЧИВОСТЬ СРЕДЫ


 



 

 


ПОСВЯЩАЕТСЯ

300-летию Санкт-Петербурга и 170-летию Санкт-Петербургского

государственного

архитектурно-строительного

университета


В. А. НЕФЁДОВ

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И УСТОЙЧИВОСТЬ СРЕДЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2002



У.А.МЕРЕООУ

ЬАЫОЗСАРЕ 0Е51С

АШ ЕЬМКОЫМЕЫТ

3113ТА1МАВ!иТУ

5А1ЫТ-РЕТЕК5В11Р6


УДК 712. 01: [712.25 + 712.4 + 712.7): 502.33 ББК Н872

Нефёдов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — СПб.: 2002. - 295с: ил.

15ВЫ 5-901584-21-Х

Книга посвящена актуальной теме развития современною ландшафтного дизайна городской среды с точки зрения повышения ее экологической устойчивости и эстетической выразительно­сти. На основе рассмотрения практики ландшафтного дизайна развитых стран анализируются направления совершенствования качеств городских открытых пространств различного назначе­ния с использованием преобразованных компонентов природы. Особое внимание уделено изуче­нию путей создания компенсирующей природы в городской среде за счет осуществления эколо­гичной реконструкции бывших промышленных территорий (постиндустриальный ландшафт), прирельсовых и береговых пространств.

На примерах из современной европейской и американской практики рассматриваются функ­циональные и эстетические аспекты ландшафтного дизайна городских транзитных пространств (улицы, площади) и анализируются приемы использования элементов природы для повышения их экологической устойчивости и образной выразительности. Отмечаются основные средства дизайна поверхности земли, растительности и водных устройств, обобщается опыт внедрения современного языка формообразования во все компоненты городских пространств с учетом тен­денции к их геометризации и символичности.

Охарактеризованы основные направления применения ландшафтного дизайна для повыше­ния комфортности современной жилой среды и приемы итерирования зданий с их природным окружением.

Книга будет интересна и полезна архитекторам, дизайнерам, административным работникам, студентам архитектурных вузов и всем, кто интересуется современным ландшафтным дизайном.

Ил., список лит. 95 назв.

Рецензент - Хромов Ю.Б., академик РАЕН, доктор архитектуры, профессор, заведующий ка­федрой садово-паркового и ландшафтного строительства Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии.

Редактор - Зуева Н.А.

© В. А. Нефёдов, 2002


По мере развития крупных городов и связанного с их ростом заметного ухудшения состояния окружающей среды осознание человечеством экологических приоритетов становится все более необходимым. В результате динамичного процесса урбанизации и не всегда рационального ис­пользования природных ресурсов многие города, в первую очередь — крупнейшие промышлен­ные центры России, подошли к началу третьего тысячелетия в состоянии, далеко не благополуч­ном с точки зрения экологии. Высокая концентрация различных видов человеческой деятельно­сти, создав ряд безусловных преимуществ, привела, тем не менее, к нарушению оптимального баланса между естественными и искусственными компонентами ландшафта. Все ближе подступая к критической черте, за которой процесс ухудшения состояния биосферы становится неконтро­лируемым, города испытывают острую необходимость всемерного поддержания и максимального увеличения природной составляющей среды.

В связи с этим заметно возрастает необходимость комплексного исследования урбанизиро­ванных и природных систем с последовательным анализом их элементов, влияющих на устойчи­вость среды в целом. Только при системном рассмотрении проблем взаимодействия города с измененной природой в его структуре и окружении могут быть найдены возможные средства совершенствования городской среды. Ландшафтный дизайн, как одна из динамично развиваю­щихся областей творческой деятельности человека по формированию его полноценного окруже­ния, неизбежно оказывается в центре подобного исследования, так как обладает большими нере­ализованными возможностями.

Продолжительное отсутствие информации о достижениях развитых стран в этой области привело к тому, что в отечественной практике ландшафтный дизайн приобрел преимущественно декоративную ориентацию. Неизбежно реагируя на реальное распределение финансовых средств, область ландшафтного дизайна устойчиво сместилась на загородное индивидуальное жилище, наполнив красочными картинами воплощенных проектов многочисленные издания, и все реже откликаясь на растущие потребности городской среды.

В то же время, новые тенденции в понимании задач ландшафтного дизайна в большинстве развитых стран проявились как объективная необходимость гибкого адекватного реагирования на ухудшение экологической ситуации в городах. Не ограничиваясь разработкой новых, безопасных в


экологическом отношении технологий, и принятием необходимых правовых документов природо­охранной направленности, зарубежная практика последних десятилетий продемонстрировала ради­кальное изменение представления о возможностях эффективного использования преобразованных компонентов природы в целях поддержания устойчивости среды.

Отказ от пассивного увеличения площади озелененных территорий и переход к оптимальному структурированию городских пространств с повышением их художественной выразительности со­ставили основное содержание этих качественных перемен. В основном ориентируясь на реализа­цию новых технологических возможностей, в развитых странах ведется интенсивный поиск при­емов ландшафтной организации городской среды на основе экологического осмысления каждого фрагмента территории. В связи с этим становится актуальным исследование взаимосвязей ланд­шафтного дизайна и устойчивости среды, а также изучение вопросов рационального использования природных ресурсов и создания условий для самоподдержания природы.

Понимание того, что экономическая ситуация неизбежно отражается на масштабах и подходах к ландшафтным преобразованиям, привело к осознанию необходимости обратиться к зарубеж­ной практике с позиций поиска ответов на многие неразрешенные вопросы отечественной дей­ствительности.

Предметом исследования явились современные подходы к использованию ландшафтного ди­зайна в качестве средства экологичной реконструкции городских открытых пространств в целях достижения устойчивости среды. Изучение определенных закономерностей, отчетливо проявляю­щихся в зарубежной практике, было ориентировано на выявление основных принципов ландшаф­тных преобразований территорий и наиболее характерных приемов организации городских откры­тых пространств с учетом требований экологии и эстетики.

Книга стала результатом многолетнего изучения автором практики развитых стран в области качественного обновления городской среды с применением преобразованных компонентов при­роды, а также сложилась как определенный итог исследовательской и педагогической деятельно­сти за последние десятилетия.

Большой объем фактической информации о достижениях в изучаемой области был получен из периодических материалов издательства "Георг Д.В.Каллвей" (Оеогё 0.\У.Са11\уеу) (Мюн­хен), что во многом способствовало более глубокому пониманию тенденций развития мировой практики.

Особую признательность хочу выразить Международному банку Санкт-Петербурга, Управле­нию садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургскому государственному архитектурно-строительному университету, оказавшим помощь в издании книги.


Распространенное представление о том, что область ландшафтного дизайна преимущественно связана с художественным оформлением загородных индивидуальных участков или имеет отно­шение к формированию фрагментов садов и парков, сложилось как результат многолетней практики исключения открытых пространств различного назначения (в том числе транспортно­го, промышленного, селитебного) из сферы целенаправленных с точки зрения экологии и эстетики ландшафтных преобразований. Однако по мере развития городских территорий, стано­вится все более очевидным, что ресурсы природы, заключенные в этих озелененных участках, не могут в полной мере обеспечить поддержание необходимого баланса между искусственными и естественными компонентами среды.

Образно говоря, природные "легкие" города требуют структурного "расширения" для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для жизнедеятельности человека вне зависимости от динамичного процесса урбанизации. Понимая, что современные экономические возможности достаточно ограничены, строительство в этих целях садов и парков традиционного типа стано­вится все более затруднительным. Подобная ситуация вынуждает искать решения в нетрадицион­ном направлении, не прибегая к созданию крупномасштабных объектов, а распределяя средства на ландшафтный дизайн локальных фрагментов города, приближенных к источникам экологи­ческой напряженности. Распространяясь на коллективные и общественные пространства в виде дворов, улиц, площадей, формируя цивилизованный постиндустриальный ландшафт нового качества на месте бывшего промышленного производства или портовой деятельности, радикаль­но изменяя прирельсовые территории, ландшафтные преобразования позволяют решить важней­шую задачу оздоровления городской среды.

Поиск альтернативных подходов к решению экологических проблем города предполагает активное участие не только большого круга специалистов, но и населения. В связи с этим одной из целей данной книги, наряду с исследованием тенденций развития современного ландшафтно­го дизайна, является повышение информированности населения о достижениях в этой области за рубежом. Существующее настороженное отношение к достижениям современной зарубежной архитектуры вряд ли стоит переносить на опыт развитых стран в области регулирования эколо­гической ситуации в городах с помощью оптимально структурированной "второй" природы. Единство общечеловеческих ценностей, возникающее в результате преобладающей тенденции к объединению усилий различных государств в решении проблем охраны окружающей среды,


заключается в том, что достижения отдельных стран в области ландшафтного дизайна достаточно быстро становятся достоянием их сообщества, ни в коей мере не нанося ущерба национальной культуре каждого из них.

Прогрессирующую безликость многих наших открытых городских пространств и отсутствие экологического смысла в их организации, можно отнести к числу основных факторов, опреде­ляющих необходимость более широкого взгляда на проблему, в том числе — с позиций между­народной практики. Реализация новых возможностей ландшафтного дизайна превращается, та­ким образом, в важную часть движения за гуманизацию среды, предоставляя человеку шанс жить в пространстве не только не похожем на другие, индивидуальном по своему облику, но и обладающем экологической устойчивостью, длительное время сохраняющем гармоничное отно­шение природных и искусственных компонентов ландшафта.

Без изучения современных подходов к конструированию долговечных и саморегулируемых природно-антропогенных систем, как в черте крупного города, так и в его окружении, трудно представить наше продвижение по пути устойчивого развития. Обращаясь к практике развитых стран в области ландшафтного дизайна, как полного антипода типового благоустройства и "рст-родскорирования", мы невольно сталкиваемся с необходимостью преодоления инерции мышле­ния, динамичного обновления подходов и приемов организации городских пространств. Отказ от ортодоксальных моделей, построенных на нормативных подходах к озеленению территории, относится к числу основных условий для продвижения к разнообразной, художественно вырази­тельной и устойчивой среде.

Именно ориентация на разумное преобразование городского ландшафта за счет целенаправлен­ного "возвращения" компонентов природы, концентрации ее ресурсов в наиболее конфликтных с точки зрения экологии участках и оптимального структурирования с учетом характера использо­вания территории, составляет одну из главных идей данной книги. Создание компенсирующей природы рассматривается как путь преодоления многих кризисных ситуаций в городской среде, противодействия продолжающейся экспансии транспорта и предотвращения дальнейшей деграда­ции используемых территорий, ранее освоенных под промышленное производство.

Поиску средств гармонизации городских открытых пространств с применением современного "языка" формообразования природных компонентов ландшафта посвящены многие разделы книги.

Базируясь на опыте паркостроения последних десятилетий, анализируются многие тенденции развития садово-паркового ландшафта.

Обширный фотоматериал, снятый автором в Великобритании, Германии, России, США, Франции, приводится как концентрированное зрительное выражение существующих проблем в изучаемой области и информационная основа для осмысления возможных путей их цивилизо­ванного решения.


ПРИРОДА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА



Проблемы взаимодействия природной и искусственной среды

Ландшафт современного города отражает все разнообразие и противоречивость происходя­щих в нем процессов. Естественное расшире­ние городских территорий и возрастание тех­нологических возможностей преобразования природы сделали привычным изменение лан­дшафта города и его окружения. Нивелирова­ние природной подосновы в процессе строи­тельства значительной части новых жилых рай­онов с преобладанием типовой застройки све­ло к минимуму представление об индивиду­альном облике отдельных фрагментов города.

Взаимодействие природной и искусствен­ной среды все чаще приобретает форму нарас­тающего давления городской застройки на ок­ружающий ландшафт. Город продолжает "за­воевывать" близлежащие территории, неизмен­но сокращая природный потенциал и внося гораздо больше хаоса, чем гармонии в бли­жайшее естественное окружение.

Многие проявления жизнедеятельности людей в зоне влияния современного города, в том числе, такие как промышленное и сельс­кохозяйственное производство, развитие транс­портной инфраструктуры зачастую существенно меняют состояние окружающей среды. В то же время, освоенные ранее в экстенсивном ре­жиме территории аналогичного назначения ут­рачивают начальные функции, превращаясь в заброшенные участки городского ландшафта со следами техногенного воздействия. Достаточно показательны в этом отношении въездные про­странства в город вдоль железнодорожных на-


 



правлений, где кроме многочисленных насло­ений застройки самых разных периодов и на­значений остаются неиспользованными обшир­ные территории без видимых признаков раци­онального использования.

По мере нарастания темпов урбанизации в зонах крупнейших городов качество жизни лю­дей все в большей степени определяется сте­пенью сохранения компонентов природной среды.

Рассмотрение города в качестве разновид­ности антропогенного ландшафта, подвержен­ного интенсивному воздействию человека, оп­ределяет не только необходимость рациональ­ного использования природных ресурсов, но и поиск путей частичного восполнения естествен­ного потенциала территории. Формирование ландшафта как сложнейшей многоуровневой системы с прямыми и обратными связями, компенсаторными реакциями приводит к тому, что деформация того или иного ком­понента природы может изменить всю систе­му в целом [10].

Расширение масштабов градостроительной деятельности, превращающей природу в по­ставщика ресурсов потребления, на практике приводит к возникновению на базе города и его окружения неустойчивой природно-антро-погенной системы. Процесс ландшафтных пре­образований имеет тенденцию к дестабилиза­ции присущего природной среде состояния от­носительного равновесия.

Наиболее острыми становятся проблемы вза­имодействия природной и искусственной сред в крупнейших городах и зонах их влияния. Достаточно показательны в этом плане про-


цессы, происходящие в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и других крупнейших горо­дах мира, что определило рассмотрение в пос­ледующих разделах большинства примеров из практики современного развития именно этих городов. Обращение к проблемам преобразова­ния ландшафта перечисленных городов позво­ляет подойти к пониманию новых возможно­стей ландшафтного дизайна для достижения более гармоничного соотношения искусствен­ных и естественных компонентов городской среды.

На примере Санкт-Петербурга — города с мошной разносторонней промышленностью и развитой инфраструктурой — достаточно на­глядно видно, что создание огромной антро­погенной нагрузки на окружающую среду уже привело к формированию экологической си­туации, которую можно рассматривать как близкую к критической. По комплексу пока­зателей экологической опасности территории города и области обладают самой высокой сре­ди регионов европейской части страны техно­генной нагрузкой на окружающую среду [54]. Оценки специалистов свидетельствуют о вы­сокой природоемкости промышленного про­изводства в Санкт-Петербурге, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и отрицательному воздействию на экологичес­кую ситуацию в городе. Результаты проведен­ных исследований позволили установить, что около 95% обследованных озелененных терри­торий города подвержены воздействию разру­шительных факторов внешней среды — зага­зованности, уплотнению грунта и других эко-лого-эксплуатационных факторов. Причем в



наиболее угнетенном состоянии находятся та­кие "уязвимые" объекты как скверы, озеле­ненные участки улиц, бульвары [56].

Поиск выхода из ситуации, когда круп­нейшие города все в большей степени стано­вятся источниками экологической напряжен­ности, уже привел к изменению подходов в определении содержания градостроительной деятельности с учетом реальных возможнос­тей природы. Среди специалистов, работы ко­торых способствовали развитию новых пред­ставлений об экологии города и путях пре­образования его ландшафта, необходимо от­метить А.П.Вергунова, В.В.Владимирова, В.И.Гуцаленко, А.Г.Григоряна, Е.М.Микулину, С.Б.Чистякову, А.В.Сычеву, Ю.Б.Хромова, СД.Митягина, Т.И.Алексееву, ВАКолясникова и ряд других.

В ходе проведенных исследований, в част­ности, было установлено, что принцип эко­логической устойчивости является одним из основных принципов экологической гармони­зации города 121]. Благосостояние общества все более связывается с достижением оптималь­ного характера природопользования. Станов­ление области социальной экологии во мно­гом обусловлено необходимостью поиска пу­тей совершенствования отношений между об­ществом и окружающей средой.

Расширение области экологических иссле­дований привело к появлению специальных терминов и понятий, без которых трудно пред­ставить изложение состояния проблемы взаи­модействия человека и природы. В дальнейшем среди ключевых понятий используются такие как экологическое равновесие, дандшафтно-


экологичная реконструкция территории, ус­тойчивость среды, экологический (природ­ный) потенциал территории. Современная прак­тика показывает, что любая попытка решения проблем взаимодействия природных и искус­ственных компонентов в городском простран­стве требует анализа причин сложившейся си­туации, в первую очередь, — в экологичес­ком аспекте. Преимущественно на этой основе могут быть построены предложения по совер­шенствованию городской среды, обладающие способностью стабилизировать существующее положение за счет более эффективного исполь­зования ресурсов природы.

После Конференции ООН по охране окру­жающей среды, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, многие направления иссле­дований в области рационального использо­вания ресурсов природы получили новый импульс, в частности, исследования с пози­ций экологического подхода к градострои­тельству.

Принятая на Конференции "Ацепйа XXI" (Повестка дня на XXI век) определила при­оритеты в развитии мирового сообщества, при­звав людей на разных континентах к сотруд­ничеству в построении разумной среды обита-, ния с акцентом на бережное использование ресурсов природы.

Как показала международная практика пос­ледующего периода, идеи устойчивого разви­тия нашли поддержку и понимание в боль­шинстве стран мира. Признав факт стремитель­ной деградации природы, многие страны вы­нуждены были начать интенсивную работу поиска путей сохранения естественных экоси-



стем и сокращения разрушительного воздей­ствия новейших технологий. Не случайно, ког­да в 1994 г. в городе Аалборге (Дания) собра­лась Европейская Конференция по устойчи­вому развитию больших и малых городов Ев­ропы, была принята Аалборгская Хартия, многие страны выразили намерение присту­пить к подготовке "Lokal Agenda XXI" (Мест­ных Повесток XXI), направленных на дости­жение устойчивого развития отдельных реги­онов.

В России первые попытки распростране­ния идей "Повестки XXI" были предприня­ты в 1996 г. в рамках Недели окружающей среды, а в 1997 г. Европейское Сообщество приступило к финансированию программы 1лГе "Охрана прибрежных территорий и Местная Повестка XXI - пилотный проект для России", на основе которой началась разработка пред­ложений по рациональному использованию ре­сурсов Кингисеппского района Ленинградской области и Приморского района Санкт-Петер­бурга [15].

В связи с общепризнанной необходимостью перехода к концепции "устойчивого городского развития" (Sustainable Urban Developmtnt) возрастает значение оптимальной ландшафт­ной организации территории города, включая использование ландшафтного дизайна для со­вершенствования качеств городской среды. В частности, руководствуясь главным смыслом "Местной Повестки XXI", который заключа­ется в сохранении благоприятной окружающей среды и увеличении природного потенциала территории, применение ландшафтного дизайна превращается в одно из действенных средств


целенаправленного улучшения экологических и эстетических качеств городских пространств.

В отечественной и зарубежной практике пос­ледних десятилетий обозначилось некоторое рас­хождение в трактовке понятия "ландшафтный дизайн" применительно к задачам преобразо­вания природного окружения и формирова­ния облика городской среды. Используемый за рубежом термин "Landscape design" имеет наиболее широкую трактовку, соответствую­щую по смыслу ландшафтному проектирова­нию самых разных объектов от небольших ком­позиций при зданиях до открытых пространств больших размеров, включая городские улицы, площади, набережные, сады и парки. Дизайн в этом случае можно определить как художествен­ное проектирование "внеархитектурных" ком­понентов городского пространства с использо­ванием материалов природы.

Отчасти ввиду отсутствия в русском языке адекватного синонима и определенных анало­гий с дизайном предметной среды, в отече­ственной практике закрепилась более узкая трактовка ландшафтного дизайна, связывае­мого, в основном, с решением локальных за­дач по формированию фрагментов городской территории. Признавая правомерность предла­гаемой многими авторами [41, 37] дифферен­циации задач ландшафтного планирования, ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна, в дальнейшем для наиболее полною изложения проблем преобразования природы в современном городе используется расширен­ная трактовка термина "дизайн". Экологичес-



кие мотивы обращения к средствам ландшаф­тного дизайна в значительной степени обус­ловлены утраченным равновесием между при­родными и преобладающими искусственными компонентами ландшафта. Значимость ландшаф­тной архитектуры как области человеческой деятельности по синтезированию природных и искусственных компонентов в системе от­крытых пространств города при этом не со­кращается. Дизайн привносит в облик города новое качество природных форм, реализую­щих возможности естественных материалов на основе достижений высоких технологий и со­временной эстетики.

Экологическое направление в ландшафтной архитектуре, заявив о себе в начале 70-х годов нашего столетия, наполнило новым содержа­нием взаимодействие природной и искусствен­ной сред применительно к объектам, имею­щим преимущественно утилитарное назначе­ние. Переоценка роли ландшафтного дизайна в изменении экологических качеств среды, да­леко выходя за рамки традиционного благоус­тройства, продолжалась на протяжении после­дних десятилетий. По мерe нарастания темпов урбанизации с неизменным расширением го­родских территорий, увеличением экспансии промышленности и транспорта, становилось все более очевидным несоответствие подобных мас­штабов роста городов реальным экологичес­ким ресурсам их территорий. Как отметил из­вестный ландшафтный архитектор Дж.Сай-мондс: "...наиболее постоянным качеством лан­дшафта, созданного человеком, является его изменчивость" [33, с.31]. Радикальные изме-


нения коснулись, в первую очередь, промыш­ленных, селитебных и отдельных видов рек­реационных ландшафтов. Именно эти типы ландшафтов являются источником дополни­тельной экологической напряженности в го­роде, и поэтому были отнесены к категории "агрессивных" [10]. Причем изменения распро­страняются на обширные прилегающие терри­тории, зачастую разрушая идеальные модели в виде зеленых клиньев, колец, диаметров, задуманных для сохранения необходимых па­раметров окружающей среды.

Дальнейшее регулирование экологической ситуации в городе становится все более слож­ным делом, что заставляет по-новому взгля­нуть на возможности использования ланд­шафтного дизайна для изменения определен­ных характеристик жизненного пространства человека.

Востребованность ландшафтного дизайна оп­ределяется соображениями гуманизации город­ской среды, повышением уровня требований к ее комфортности, а в конечном счете, напря­мую связано с сокращением влияния факто­ров, отрицательно воздействующих на состоя­ние здоровья человека. Для жизнедеятельнос­ти человека нужна не просто сохраненная при­рода, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным нуждам общества.

Ландшафтный дизайн выступает в этом случае как одно из средств достижения опре­деленных качеств среды, в которой находится человек. Следуя логике рассуждений К.Линча об отсутствии необходимости устанавливать показатели качества среды для городов, труд­но не согласиться с его предложением о при-



менении для оценки свойств городского про­странства "универсального" свода максималь­но обобщенных характеристик. По его мнению, к таким характеристикам целесообразно отне­сти жизнепригодиость, осмысленность, дос­тупность, контролируемость, справедливость и ряд других качеств [25].

Критерий жизнепригодности не случайно относится к числу первоочередных, так как является показателем не только наличия не­обходимых для человека средств существова­ния (воды, воздуха, пищи, энергии), но и подтверждением состояния стабильности всей экосистемы в целом. В связи с этим необходи­мо отметить, что во многом благодаря ланд­шафтному дизайну среда может стать пригод­ной для человека. Состояние стабильности по­стоянно оценивается человеком с позиций со­ответствия среды его повседневным нуждам. Ощущение дискомфорта связывается с нару­шением определенного баланса между природ­ными и искусственными компонентами окру­жения. Наиболее благоприятные качества го­родской среды могут быть достигнуты в слу­чае поддержания состояния экологического равновесия за счет целенаправленной средооб-разующей и средоохраняющей деятельности человека. В связи с этим одной из основных задач ландшафтного дизайна становится худо­жественное оформление планомерно увеличи­ваемых озелененных территорий, обеспечива­ющих сбалансированное развитие города

Достижение экологического равновесия предполагает также проведение не менее ради­кальных мероприятий по экореконструкции городов, экологической реставрации всех ком-


понентов ландшафтов, переход на "мягкие" технологии производства и придание зданиям и сооружениям биопозитивных свойств, т.е. способности органично вписываться в природ­ную среду [40].

Лаидшафтно-экологический подход к изу­чению проблем формирования городской сре­ды позволяет на основе анализа взаимодей­ствия ее составных компонентов принимать обоснованные решения с учетом сохранения целостности и устойчивости среды. Отмечено, что освоение городом окружающих террито­рий, изначально обладавших относительной стабильностью, продолжительное время сопро­вождалось преимущественно эволюционными изменениями природной структуры с сохра­нением устойчивого состояния городского лан­дшафта. По мере роста крупных городов, про­исходило главное качественное изменение — их устойчивое экологическое функционирова­ние становилось все более зависимым от про­ведения определенных инженерно-технических мероприятий: сдерживания масштабов загряз­нения воздушного и водного бассейнов, регу­лирования водного режима, поддержания со­става растительности и др. В результате, такие города стали рассматриваться как аналоги ре­гулируемых систем, в которых процессам раз­рушения должны были противостоять адекват­ные процессы восстановления природных ком­понентов ландшафта.

В этом случае понятие "устойчивость" при­менимо к описанию состояния городской сре­ды лишь с учетом признания постоянно про­исходящих изменений, в ходе которых наибо­лее динамичные компоненты природной сре-



ды — растительность и почвы — многократно трансформируются. Наличие живой природы, которой неизменно присуще качество саморе­гуляции, обеспечивает городской среде воз­можность восстановления. В то же время в свя­зи с возрастанием степени урбанизации, раз­витием транспортной инфраструктуры, сменой характера функционального использования территорий и т.д. искусственные компоненты среды создают для этого процесса все более сложные условия. В результате таких измене­ний период относительной устойчивости го­родского ландшафта заметно сокращается, при­водя к неоднородности нарушений в отдель­ных его фрагментах, и, как следствие, к не­обходимости поиска новых путей возвраще­ния к состоянию устойчивости.

Роль ландшафтного дизайна в решении про­блемы поддержания устойчивости городской среды обусловлена потребностью расширенно­го вовлечения природных ресурсов в экологи­ческую стабилизацию ландшафтов, наиболее подверженных разрушительному воздействию "хозяйственной" деятельности человека. При­чины перехода среды в неустойчивое состоя­ние целесообразно объяснять отсутствием в современном крупном городе достаточно эф­фективной системы поддержания и возобнов­ления природных компонентов ландшафта на уровне локальных экологических подсистем.

Приведенные теоретические обобщения по­зволяют подойти к изложению основных поло­жений о контексте и концепции устойчивой среды.

КОНТЕКСТ: среда современного крупного города становится все более конфликтной, не-


Исходное своеобразие фрагментов городского пространства, обусловленное неповторимостью его естественных компонентов, — характер­ных форм рельефа, водных акваторий, масси­вов растительности — в процессе урбанизации трансформируется в зависимости от характера последующего градостроительного развития. Городской ландшафт постоянно дополняется новыми "культурными слоями", сохраняя в своем составе фрагменты разнородных типов природной среды различных периодов преоб­разования. Во многом повторяя мозаичность структуры большинства современных крупней­ших городов, где историческая застройка ран­них периодов их развития дополняется новы­ми крупномасштабными градостроительными объектами, фрагменты исторических типов лан­дшафтов вошли в обновленную городскую сре­ду, составляя уникальное своеобразие каждо­го из городов. Именно эти фрагменты с ха­рактерным сочетанием природных факторов являются основой для идентификации среды современного города. Достаточно привести при­меры речных панорам вдоль Невы в Санкт-Петербурге или Сены в Париже для обозначе­ния индивидуальности каждого из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.