Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии науки




Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Сциентизм и антисциентизм

Перспективы развития современной науки. Парадигма универсального эволюционизма.

Научная революция начала ХХ века. Неклассическая наука.

Научная революция Нового времени. Классическая наука.

Средневековая наука

Античная наука

Историческое развитие науки. Классическая модернистская наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука

Этика науки

Наука как социальный институт. Научное сообщество и его особенности.

Научные традиции и научные революции. Динамика науки

Проблема внешней социо-культурной детерминации научного исследования. Интернализм и экстернализм в философии науки

Идеалы и критерии научности. Проблема выбора научной теории

Философские основания научного знания

Научное знание как система. Структура теоретического и эмпирического знания

Методы науки

Проблема классификации наук

Функции науки

Наука модернистского типа и ее особенности

Часть 2. Феномен науки

Концепция эпистемологического анархизма

Концепция личностного знания

Концепция научных революций

Концепция научно-исследовательских программ

Фальсификационистская модель научного познания

Постмодернистская философия науки

Структуралистская философия науки

Герменевтическая философия науки

Феноменологическая философия науки

Неомарксистская философия науки

Аналитическая философия науки

Конвенционалистская философия науки

Эволюция философии науки ХХ века

Предмет философии науки

Часть 1. Философия науки

Уфа

Для аспирантов и соискателей, сдающих экзамен по дисциплине

Учебное пособие

В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Р.Р. ВАХИТОВ

«История и философия науки»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

.5. Философия науки классического и советского марксизма

2.10. Этапы становления научного знания: гипотеза-теория-парадигма-картина мира

 

Принято различать объект и предмет какой-либо науки. Объект – это вся область исследования, предмет – тот аспект предмета, который изучается данной конкретной наукой. Например, объектом физики являются природные явления, предметом – такие фундаментальные явления природы как гравитация, тепло, электромагнетизм и т.д. Объектом философии науки является современная наука, то есть тот тип науки, который сложился в результате научной революции XV-XVII веков (галилей-ньютоновской революции) и существует с некоторыми изменениями до сих пор. Однако эту науку изучает целый ряд дисциплин: философская гносеология, социология науки, когнитивная психология. В чем же состоит специфика рассмотрения современной науки такой дисциплиной как философия науки?

Наука модернистского типа привлекает внимание философов с самого своего возникновения. Уже философов – современников научной революции Нового времени привлекали темы методов научного познания. Французский философ Рене Декарт поставил проблему метода во главе угла своей философской системы. Английские философы-эмпирики - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм отстаивали тезис об эффективности экспериментального метода в научном познании и о необходимости превращения науки в практическую силу, союза науки и техники. Основоположник немецкой классической философии И. Кант провозгласил, что один из главных вопросов философии, которая хочет быть наукой: как возможно чистое естествознание? Кант стремился обосновать всеобщность законов природы, открываемых экспериментальным математическим естествознанием, возводя их к фундаментальных формам и категориям человеческого сознания (ведь если бы законы природы были простым обобщением опыта, то они носили бы гипотетический, неточный характер, опыт почти никогда не бывает исчерпывающим, охватывающим все явления). Ученик Канта – И. Фихте саму философию объявил не чем иным как учением о науке, «наукоучением». Большое внимание вопросам науки уделяли Шеллинг и Гегель. В середине XIX века появилась новая философская школа – позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Милль), которая объявила научный способ познания единственным ведущим к истине и предложила отказаться от метафизики и саму философию превратить в науку. Тем не менее предметы философской теории познания или гносеологии, краткий обзор которой мы сейчас предприняли, и философии науки как особой философской дисциплины, возникшей в ХХ веке не совпадают. Философская гносеология, обращаясь к науке модернистского типа берет ее как целостный феномен, изучает характерные для нее тип познания и рациональности в их внутреннем единстве. Для философии науки характерен иной аналитический подход. Философия науки расчленяет проблематику научного познания, изучает входящие в нее проблемы по отдельности, хотя и признает, что они составляют единую систему. Ее интересуют такие проблемы как структура научных теорий, соотношение эмпирического и теоретического уровня научного познания, рост научного знания, критерии научности. Другие важные вопросы философии науки – соотношение науки и других областей культуры – философии, религии, политики, экономики, морали. Философия науки уделяет также большое внимание изучению социальных институтов науки, научного сообщества, законов его развития, влияний на него со стороны других общественно-культурных институтов.

С другой стороны уже в середине ХХ века от философии науки стали отделяться более частные, конкретные науковедческие дисциплины (социология науки, культурология науки, когнитивная психология, наукометрия). Их предмет также отличается от предмета философии науки. В отличие от философии науки они изучают настолько конкретные и локальные вопросы, связанные с научным познанием, что их возможно исследовать при помощи экспериментального метода. Так, социолог науки при помощи опросов может выяснить: каковы политические предпочтения членов того или иного научного сообщества, как они расценивают проблему клонирования; специалист в области наукометрии может выяснить: каков индекс цитируемости у ученых из определенного университета. Такого рода данные могут стать в свою очередь материалом для дальнейшей рефлексии философов науки.

Итак, предмет философии науки менее абстрактен, чем предмет философской гносеологии, но более абстрактен предмета частных науковедческих дисциплин. Философия науки – связующее звено между чистым философским исследованием науки и исследованием ее при помощи частно-конкретных, зачастую экспериментальных методов. Философ науки опирается на концепции классических и постклассических философов (так, существуют направления в философии науки, по своим теоретическим установкам восходящие к Канту, Фихте, Марксу, Гуссерлю), но стремится при этом не отрываться от фактов, поставляемых ему базисными частными науковедческими дисциплинами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.