Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция эпистемологического анархизма




 

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (р. 1924) - американский философ науки. Основная работа: «Против метода. Очерки эпистемологического анархизма». Его концепция им самим была названа «эпистемологический анархизм» и воспринимается некоторыми специалистами как неакадемическая и скандальная. Тем не менее, она оказала большое влияние на социологию знания, а ее выводы – на идеологию антисциентистски настроенных радикальных «зеленых».

Фейерабенд согласен с Куном в том, что теории надежно защищены от процедур экспериментальной проверки не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты эмпирическими средствами. Он доказывает это тем, что не существует «чистого факта», любой факт несет с собой уже особую интерпретацию («естественную интерпретацию»). Поскольку эта интерпретация вписывается в определенную теорию, постольку этот факт не может в принципе опровергнуть эту теорию (это называется тезис концептуальной нагруженности фактов и терминов языка наблюдения). При достаточно широком спектре интерпретаций теория становится, как мы говорили, неуязвимой для критики. Скажем механика Ньютона исходит из того, что существует инерционное движение, то есть движение без воздействия внешней силы. Механика Аристотеля напротив – из того, что любое движение обусловлено воздействием силы. Обычно подтверждением правоты Ньютона считают факт инерционного движения (например, полет брошенного вверх камня). Здесь, однако, можно было бы заметить, что перед нами просто факт, который интерпретируется как инерционное движение. В рамках аристотелевской физики тот же факт интерпретировался иным образом, а именно при помощи теории импетуса (суть ее в том, что при движении без видимых причин тело толкает внутренняя «движущая сила» - импетус). Более того, в вышеприведенном «доказательстве» правоты Ньютона есть логическая ошибка, которая называется «предвосхищение основания»: тот тезис, который требуется доказать, уже используется как несомненный в самом доказательстве. А именно – еще требуется доказать, что телам присуща инерция, как это считает ньютоновская механика, а мы сразу же интерпретируем данное движение как инерционное, как будто это нам заранее известно.

В действительности, понятие инерция предполагает бесконечное однородное пространство, в котором могло бы происходить бесконечное равномерное, идеально-инерционное движение (как этого требует первый закон Ньютона). Однако доказать методами самой физики, то есть при помощи опыта, что пространство бесконечно также невозможно, как и то, что пространство конечно (из чего исходила аристотелевская физика, отрицавшая инерцию). Выходит, что аристотелевская и ньютоновская физика – две равноценных и недоказуемых гипотезы, каждая из которых имеет право на существование.

Но в отличии от Куна Фейерабенд отрицает период нормальной науки. Нормальная наука есть торжество посредственностей, настоящая наука есть ничем не ограниченный творческий поиск. Всякие методы только тормозят его, поэтому у ученого может быть лишь один метод – «все позволено». Главное стремление ученого – все больше увеличивать количество творческих находок, гипотез и теорий, пусть они и противоречат друг другу.

Конечно, по Фейерабенду, единственный прогресс в науке – рост количества (пролиферация) разных теорий. При этом ни одну из них мы не может отбросить, объявить ложной, ненаучной, устаревшей, они несоизмеримы и равноценны. По Фейерабенду вообще нет принципиальной разницы между научными теориями, философскими конструкциями, религиозными верованиями и даже мифами. Физика Библии или «Вед» столь же хороша, как и физика Ньютона и Эйнштейна. Фейерабенд выступает резко против особого места науки в современной культуре. Он заявляет, что в демократических странах религия отделена от государства, и каждый волен сам решать: какую религию ему исповедовать. Государство, например, через свои школы не может ему навязывать определенную религию. Почему же в государственных школах и университетах преподается лишь ньютоновская физика и химия Лавуазье, а мифы о природе египтян и алхимия объявлены ненаучными и вредными? Фейерабенд видит в этом отход от демократии. Фейерабенд требует отделения науки от государства. Каждый, по его мнению, волен сам выбирать «физику» и химию» по своему вкусу, быть сторонником Аристотеля или Ньютона. Идеалом Фейерабенда является свободное общество, где наука лишена государственной поддержки и уравнена в правах с религией и мифологией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.